Суббота, 20 Апреля 2024

Челябинский метеорит пять лет спустя: ученые не советуют трогать руками небесный осколок

14.02.2018 Корреспондент: Екатерина Салахова Фото: архив Челябинского государственного исторического музея

На космическом госте, хранящемся в музее, развиваются бактерии. Первый год в озере Чебаркуль, куда приземлился метеорит, фиксировали загрязнение. А еще челябинский болид помог найти осколок его космического собрата в районе села Яраткулова. Накануне пятилетней даты с момента падения метеорита ученые рассказали свежие новости о небесном госте.

Пять лет назад, 15 февраля 2013 года примерно в 9 часов 20 минут над Челябинском взорвался метеорит, который затем приземлился в озеро Чебаркуль. Накануне юбилейной даты ученое сообщество Южного Урала рассказало о последствиях этой катастрофы.

Возраст челябинского метеорита – 4,45 миллиарда лет. Он фактический ровесник Солнечной системы.

Почему нельзя трогать руками космический экспонат

Самый крупный осколок, который подняли со дня озера Чебаркуль, хранится в Государственном историческом музее в Челябинске. Сегодня экспонат доступен для посетителей. Ежегодно в музее проводят акцию, когда посетители могут потрогать болид.

– Не касайтесь его! – предупреждает исследователь метеоритов, геолог Сергей Колисниченко. – Представляете, сколько человек его касается. В обычной жизни мы не трогаем такое количество людей одномоментно, мы моем руки. На метеорите живет огромное количество бактерий, они питаются теми минералами, железом, которые содержатся в нем. Для них это благоприятная среда. Бактерии, конечно, земного происхождения, а не космического. Но как они поведут себя и к чему могут привести прикосновения – непонятно.

А вот маленькие частички метеорита, которые продаются в качестве сувенира, не опасны. После падения было собрано 1,5 тонны вещества. Так что осколков хватит всем.

IMG_1779.JPG

Что стало с озером Чебаркуль

По словам кандидата географических наук, председателя Челябинского регионального отделения Русского географического общества Сергея Захарова, который изучал влияние болида на экосистему, метеорит никак не повлиял на состав воды озера Чебаркуль, которое, кстати, является питьевым для города.

– В первую зиму мы зафиксировали загрязнение воды на глубине от двух метров от дна и на 50-100 метров вокруг. Но сам метеорит ничего нового в озеро не привнес. Это были загрязняющие вещества земного происхождения, которые вышли из отложений ила на дне озера, которое было потревожено. В водную среду стали активно поступать азот, фосфор, марганец. Но и в этом был виноват больше не метеорит, а люди, которые устремились на озеро с магнитами в поисках осколков космического тела, – пояснил Сергей Захаров.

Вес поднятого 16 октября 2013 года из озера Чебаркуль метеорита Челябинск – около 650 килограммов. Общий вес собранных обломков составляет более 1300 килограммов.

Также в первое лето после падения было зафиксировано увеличенное количество железа в озере. Однако уже через короткое время, состав воды был в норме.

Сергей Захаров рассказал, что до сих пор в озере остаются небольшие осколки метеорита, но, по его мнению, их не стоит доставать, чтобы сохранить тайну, и не подвергать озеро антропогенной нагрузке.

Место падения метеорита под Чебаркулем ((фото Валерий Звонарев КП-Челябинск)) (8).jpg

Как челябинский метеорит помог науке

От какого небесного тела откололся челябинский метеорит, ученые до сих пор не знают, как и то, откуда и когда ждать следующей угрозы. Ученые шутят, что наготове надо быть городам и озерам, которые начинаются на букву «ч».

­– Есть закономерность: метеориты часто тяготеют в своих падениях к озерам, причем к озерам, начинающимся на букву «ч». Озеро Чеко в районе падения тунгусского метеорита. Кунашкский метеорит упал в озеро Чебакуль, челябинский – в Чебаркуль. Чебоксарам надо подготовиться, – пошутил Сергей Захаров.

Но если говорить серьезно, то челябинский метеорит помог науке. Исследователь метеоритов Сергей Колисниченко отметил, что челябинский метеорит дал почву для изучения других космических тел. Например, помог найти болид, упавший в 1989 году в районе села Яраткулова.

За пять лет ничего подобного челябинскому метеориту не произошло, хотя метеориты не такого большого объема, по словам Сергея Колиснеченко, падают часто и равномерно по всей земле, но мы редко можем наблюдать эти явления, чаще всего они скрыты от наших глаз. Тем более трудно найти осколки. Возможно челябинский метеорит, падение которого впервые зафиксировало столько видеорегистраторов и фотокамер, поспособствует нахождению фрагментов и самого загадочного тунгусского метеорита. В этом году исполняется 110 лет с момента его падения. Но до сих пор попытки найти его осколки не увенчались успехом.

– Многие исследователи забывают об инерционности. Надо искать не в эпицентре взрыва, а за 80-100 километров от него. Искать тунгусский метеорит в районе предполагаемого падения – это то же самое, что искать челябинский метеорит в Челябинске на площади Революции. Если дальнейшие исследования пойдут по стопам нашего поиска, они помогут обнаружить тунгусский метеорит, – уверен ученый.

Благодаря данным спутников, которые анализировал Николай Горькавый, удалось узнать, что метеорит оставил пылевой шлейф. Оказывается, и многие другие болиды оставляли после себя такие шлейфы.

– Земляне встретили метеорит во всеоружии. Впервые удалось наблюдать пылевое кольцо от пролета болида. Космическое тело было размером с шестиэтажный дом, основная его часть превратилась в пыль, которая была разнесена по всей планете, – рассказал кандидат физико-математических наук, доцент кафедры теоретической физики ЧелГУ Сергей Замоздра.

коллаж.jpg

Метеорит вошел в историю, но регион не сумел использовать важное событие

Кандидат исторических наук, заместитель директора Объединенного государственного архива Челябинской области Николай Антипин уверен, что падения челябинского метеорита – это историческое событие, которое навсегда останется в памяти. Уже сейчас в областном архиве хранятся документы о падении метеорита, включая даже песни и стихи, посвященные этому событию.

– Это масштабный урок астрономии, который мы наблюдали, анализировали, пытались передать впечатления окружающему миру и сохранить для потомков. Пять лет назад появилось огромное число частушек, песен, анекдотов, в которых проявилось отношение к себе, обществу. Они показали, насколько серьезно мы относимся к таким серьезным явлениям, насколько наши современники осведомлены об опасностях космоса, как у нас построена система гражданской обороны. Вопросов возникло много, и я не уверен, что на все мы ответили, – отмечает историк.

Спустя 72 часа после падения метеорита были доступны более 400 видеороликов, собравших более 100 миллионов просмотров в мировых сетях за самое короткое время.

Dubrovin Andrey_4.jpg

Вместе с тем Николай Антипин считает, что мы не смогли извлечь выгоду из этого события. Построить туристическую индустрию на метеорите не удалось.

– В 2015 году шли активные разговоры о том, чтобы извлечь максимум пользы из этого явления для развития туризма. Да, метеорит стал экспонатом в музее, появились открытки и другая полиграфическая продукция. Вышли книги о метеорите: научно-популярное издание «Челябинский суперболид», сборник научных статей «Метеорит Челябинска – год на земле». Кусочек метеорита можно купить на память. Но, я думаю, речь шла не о полиграфии, а о чем-то большем. Необходимо было создать инфраструктуру, чтобы на место падения постоянно приезжали туристы специально ради изучения метеорита. Мне кажется, туристическая индустрия не выросла на этом событии. Не получилось создать инфраструктуру, – отмечает Антипин.

Однако, по мнению Николая Антипина, позитивным итогом можно считать то, что жители области остались живы. Ведь космическая катастрофа обошлась без человеческих жертв.

Сотрудники NASA назвали Челябинск самым везучим городом планеты – он уцелел после взрыва, чья мощность равносильна мощности примерно двадцати атомных бомб, упавших на Хиросиму.

Прославить челябинский метеорит решили с помощью скульптуры. Парк-отель «Юность» и «МК-Челябинск» объявили конкурс на лучший памятник болиду. Планируется, что новая достопримечательность появится на берегу Чебаркуля в мае.

метеор 4.jpg