Суббота, 20 Апреля 2024

«Эффекта малой родины мало». Что думают южноуральцы о Челябинской области

26.07.2016 Корреспондент: Светлана Шлыкова Фото: Вячеслав Шишкоедов Инфографика: Светлана Воротникова

Чтобы южноуральцы отождествляли себя с регионом, в котором проживают, нужны сильнодействующие символы и пространственная мобильность в пределах области. Обеспечить это – прямая обязанность властей. Так считает Сергей Зырянов, директор Челябинского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС).

У южноуральцев более низкая – по сравнению с Россией в целом – территориальная самоидентификация* с областью проживания. Это подтверждают данные исследования Челябинского филиала РАНХиГС. Результаты опроса вошли в монографию «Челябинская область: социокультурный портрет»**. «Губерния» спросила профессора Сергея Зырянова, как повысить эту самоидентификацию и нужно ли в это дело вмешиваться властям региона.

- Сергей Григорьевич, от чего зависит территориальная самоидентификация?

- Проблема идентификации населения страны, региона, города и поселения связана с информационными процессами и пространственной мобильностью человека. Идентификация со страной обеспечивается историей, символами государства и пропагандой. Идентификация с городом или поселением – результат эффекта малой родины. Наиболее сложно формируется идентификация с регионом, особенно если он многонациональный. Челябинская область именно такая. У нас нет достаточного набора сильнодействующих символов и слабо выражена пространственная мобильность населения внутри границ области.  Как результат - жители Челябинской области, прежде всего, идентифицируют себя с населенным пунктом - деревней, селом, городом, в котором они непосредственно проживают.

Наличие ощущения близости с жителями своего поселения во время последнего исследования отмечали  74,6 процента опрошенных. Это больше, чем в 2011 году, когда этот показатель составлял 58,5 процента. С более широкими территориальными общностями – границы области и границы России – идентифицируют себя соответственно 52,5 процента  и 42 процента респондентов (показатели в 2011 году – 36 и 30 процентов соответственно). В меньшей степени южноуральцы ощущают себя представителями СССР (24,5 процента) и представителями Земли (12 процентов).

- Более пятидесяти процентов жителей области все-таки идентифицируют себя с регионом проживания…

- Территориальную самоидентификацию с областью проживания у нас нельзя назвать низкой. Большинство опрошенных южноуральцев испытывают по отношению к Челябинской области скорее позитивные эмоции (смотри инфографику. – Прим.). Другое дело, что идентичность южноуральцев с различными территориальными общностями выражена слабее, чем в среднем по России. Можно предположить, что у жителя Челябинской области не сформировано представление о том, на основании чего должна ощущаться близость с жителями области. Ближайший круг интересов и взаимопонимания для южноуральцев – это семья, на что указывают 79 процентов опрошенных. Чуть более половины находят взаимопонимание в компании друзей.

- Как повысить территориальную самоидентификацию и за счет чего? Нужно ли в это дело вмешиваться властям региона, предлагая или даже придумывая некую объединяющую всех идею?

- Это очень правильный и даже насущный вопрос. Не просто нужно, это, можно сказать, прямая обязанность властей,  поскольку является  частью геокультурного брендинга территории. Территориальный бренд  выступает важным фактором продвижения региона и опирается на политический, экономический, социокультурный потенциал области и ее природно-рекреационные ресурсы. Есть ли у нас общий повод для гордости за край, в котором мы живем? Безусловно. И таких поводов – масса. Речь идёт не только о промышленных брендах-символах, таких как Челябинский тракторный завод, Танкоград, Магнитка, атомные города Курчатовского проекта. В Челябинской области много интересных туристических брендов – памятников природы и историко-культурного наследия. Челябинская область имеет богатую древнюю многотысячелетнюю историю. Что касается культурных брендов, по-прежнему актуальными остаются традиционные и узнаваемые, такие как каслинское литье, златоустовское оружие и гравюры. В последнее время большое внимание уделяется развитию в регионе спорта, что сопровождается проведением спортивных мероприятий международного уровня и формированием сопутствующей инфраструктуры. Нельзя не отметить и появление своеобразного бренда «Челябинск – город космический», который вошел в наш лексикон после падения осколка болида в 2013 году. Стратегия использования своих сильных сторон и укрепления слабых позиций необходима в условиях межрегиональной конкуренции с целью повышения статуса области, усиления интереса к ней, обеспечения притока ресурсов извне. Все это в свою очередь увеличивает шансы Челябинской области на повышение качества жизни южноуральцев.

- Кстати, не изучали, как жители Челябинской области относятся к тому, что их часто называют не челябинцами, а южноуральцами?

- Наверное, по-разному, но большая часть жителей региона, думаю, воспринимает катойконим  «южноуральцы» достаточно органично, ведь географически мы живём на Южном Урале. Правда, не одни мы, а и часть населения Башкирии и Оренбургской области. И, кстати, это интересная тема для социологического опроса, на основе данных которого мы сможем точно показать отношение жителей области к этому факту.

*Самоидентификация - устойчивое отождествление себя с какой-либо (большой или малой) социальной группой или общностью, принятие её целей и системы ценностей, осознание себя членом этой группы или общности.

**Исследование проводилось в 2013 году

 

Что думают жители Челябинской области о своем регионе

Чем мы, жители Челябинской области, отличаемся от жителей других территорий? Есть ли у нас общий повод для гордости за край, в котором мы живем? Что может объединить южноуральцев? Решив это выяснить, «Губерния» начала цикл материалов по данной теме. Сегодня предлагаем вашему вниманию инфографику и небольшое пояснение к ней.

5.jpg 

Главными преимуществами региона жители Челябинской области называют географическое расположение («центр Евразийского материка», «граница двух частей света - Европы и Азии», «форпост юго-восточных рубежей России»), природное богатство, уникальные исторические, экономические особенности региона.  Эти данные получены во время исследований по выявлению условного индекса счастья среди жителей ста крупнейших российских городов. (У Челябинска условный индекс счастья составляет 36 при максимальном показателе 60. Своим материальным положением здесь оказались довольны 37 процентов респондентов, экологией - 15, безопасностью – 28, динамикой развития – 35, уровнем благоустройства – 33, чувствуют себя счастливыми 66 процентов. В итоге Челябинск занял 79-е место среди городов России по условному индексу счастья. У Магнитогорска и Златоуста – соответственно 86 и 71-я позиция в рейтинге, соседний Екатеринбург на 49-й строчке.)

В позитивном ключе Челябинская область воспринимается как промышленный регион («регион с развитой металлургией на высоком уровне», «край машиностроения, ракетостроения и металлургов»). Такой статус региона имеет несколько положительных следствий - достаточное количество рабочих мест и удовлетворительный уровень зарплат, благодаря чему достигается стабильность жизни; привлечение инвестиций.

В числе привлекательных черт области отмечена богатая природа («красивые леса и горы, самая высокая - Большой Нургуш, 1406 метров», «много рек»,  «главное водное богатство Челябинской области – это 3170 озер, 98 из которых имеют площадь более пяти квадратных километров, а самое крупное – Увильды – 68 квадратных километра», «на многих озерах есть уникальные лечебные грязи и минеральные воды»). В Челябинской области свыше 200 особо охраняемых территорий, являющихся хранителями национального природного наследия, в том числе два заповедника – государственный Ильменский заповедник и историко-археологический музей-заповедник «Аркаим», два национальных парка - «Таганай» и «Зюраткуль», 150 памятников природы. Благоприятное географическое расположение открывает перспективы для развития туризма в области.

Регион воспринимается южноуральцами как хорошо благоустроенный и благополучный. Положительно отзывались и о благоустройстве региона как в эстетическом смысле («есть единая архитектура, дома правильно расставлены», «клумбы, цветы, фонтан сделали»), так и в плане удобства для жизни («у нас есть парковая зона», «порядка больше в мелочах»). Положительные эмоции вызывает отсутствие пробок в Челябинске по сравнению с другими крупными городами России.

Еще одним конкурентным преимуществом Челябинской области называлась возможность получить высшее образование («у нас много институтов», «образование хорошее», «есть возможность учиться»).

Непривлекательные черты Челябинской области, которые могут стать причиной переезда из региона, во многом связаны со спецификой области как промышленного региона. То, что, с одной стороны дает возможность трудоустройства, получения дохода, может быть источником развития, с другой стороны оборачивается наличием проблемных зон («плохая экология», «вода плохая, постоянные смоги, вонь», «ассоциация с областью – онкология»; хочется, чтобы у нас было не так грязно, чтобы не было всех этих болячек»). Другой недостаток области как промышленного региона заключается в однобокости ее развития (нет возможности творческой самореализации в областях, не связанных с производством», «мы область-трудяга, а не интеллигенция», «в Екатеринбурге выше культурный уровень»). У жителей малых городов и села есть ощущение заброшенности и неразвитости Челябинской области («есть, конечно, регионы и слабее нас, но мы о них не знаем»). Жители глубинки стремятся перебраться в областной центр («Лучше в Челябинск – там более современно, есть желание туда уехать, так как у нас село»), где больше развлечений (кино, театры, кафе), больше возможностей устроиться на работу, чем в селе, и более высокие зарплаты, лучше развита сфера услуг, в том числе и медицинское обслуживание. В деревнях отмечается разруха («с одной стороны, благополучный регион, а если в область выезжать, в деревни – плакать можно»), население вынуждено выживать за счет собственного натурального хозяйства («свой сад, огород, скотина – выживаю, Без этого, наверное, тяжело было бы»).

 

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
17:37 Полицейские Челябинска патрулируют парк Гагарина на современных электроквадроциклах

Сами сотрудники правоохранительных органов отмечают, что на небольшом электротранспорте удобно передвигаться по парковой территории, удается быстро реагировать на сообщения граждан о нарушениях и преступлениях. Подзаряжают транспорт на площадке у нового модульного пункта полиции, который находится недалеко от памятника Курчатову.

16:43 В поселке Межевом Саткинского района установят новую хоккейную коробку

Рабочие уже демонтируют старую хоккейную коробку. Ожидается, что новая будет по размеру больше, а недалеко от нее установят модульную раздевалку.

16:13 В Челябинском поселке АМЗ смонтируют новую контактную сеть для троллейбусов

Устанавливать опоры для контактной сети будут с 20 апреля по 1 июля. Работы потребуют введения частичного ограничения движения на улице Кузнецова.

Возврат к списку