Пятница, 19 Апреля 2024

Где летом заработать школьнику или студенту?

20.06.2017 Корреспондент: Дарья Нестерова Фото: Андрей Ткаченко 

«Некоторые профессии – ловушка для молодых людей. Предложение красиво выглядит, но будущего нет». Так считает начальник Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области Владислав Смирнов.  В интервью «Губернии» он рассказал, какую работу предлагают школьникам на лето, почему официант – это опасная профессия, какое учебное заведение в Челябинской области лучше, чем МГУ.

Техника безопасности не позволяет принять на завод несовершеннолетних

- Владислав Валентинович, сейчас школьники уже устраиваются на подработку на время летних каникул? Сложно ли найти работу подростку?

- Сложно. Предприятия, к примеру, в этом просто не заинтересованы. Государство наконец-то серьезно задумалось (и это важно) над условиями труда. Грубо говоря, после советской власти работодатели действовали по принципу: делай, что хочешь, только не увольняй. Знаю случаи, когда люди работали на тяжелых производствах в своей одежде, им даже спецодежду не выдавали, я уже не говорю о социальных пакетах. Сейчас государство занимается вопросом условий труда. Никто не хочет, чтобы люди теряли работоспособность, а инвалидом на производстве можно стать в любом возрасте, особенно если не знать техники безопасности. Поэтому стали «закручивать гайки» по охране труда, и выяснилось, что если хочешь принять несовершеннолетнего на завод, скорее всего, сделать этого не получится. Этот стимул даже у добросовестных работодателей сейчас значительно выбит государством, и это проблема. Все это в комплексе дает нам очень некачественное трудоустройство на лето, и здесь надо подумать, что мы можем сделать на региональном уровне. Над нами довлеет федеральное законодательство, которое очень сильно ограничивает возможности трудоустройства несовершеннолетнего. Мы его бережем со страшной силой, настолько, что в итоге вырастает человек, не нужный на рынке труда. Я считаю, что с 14 до 18 лет в идеале нужно попробовать пять-шесть профессий, желательно рабочих. Карьерная траектория должна начинаться лет с 15, а у нас она начинается в 25. Эти 10 лет имеют принципиальное значение в целом для экономики страны.

Официант – это «опасная» профессия. Зарплата хорошая, но это уже потолок»

- Вы сами сказали, что подросткам устроиться на работу очень сложно, и крупные предприятия в них не заинтересованы. Остается работать промоутером или официантом, но это не та работа, которая поможет определиться с выбором профессии.

- Это проблема. Нужна эффективная профориентация, но по действующему закону она передана в систему образования, служба занятости не имеет права заниматься с подростками, хотя мы готовы. Как могут профориентировать учителя? У них масса своей работы. Это не претензия к ним, учителя работают на износ. На лето школьникам предлагают в основном сезонные и ремонтные работы, а официант – это вообще «опасная» профессия, подростков туда брать не должны. Она «опасна» и для студентов. Большой процент студентов в крупных городах уходит в сферу общепита: официанты, бариста, кальянщики – на них есть спрос, но у них нет будущего. Там не надо иметь никакой профессии. Студент сразу начинает зарабатывать, но проблема в том, что это уже и есть потолок. Он здесь «застревает», пропускает учебу. Складывается впечатление, что он работает, есть стабильный доход, а потом смотрит – ему уже 35-40 лет, становится физически тяжело, а перспективы нет. Когда человек социально созревает, он понимает, что он ничего не добился, а та профессия, которую он якобы получил, уже давно забыта. Это ловушка для студентов. Сейчас уже понимание этого момента приходит. Эти профессии – «предложение дьявола», красиво выглядит, но итог печален.

- И все же правительство выделяет деньги на трудоустройство подростков, куда им обращаться, чтобы получить временную работу?

- Проще всего обращаться в школы. Молодежных бирж труда практически не осталось, они есть буквально в нескольких районах. Есть депутатские трудовые отряды, отряды глав, но обо всем этом также можно узнать в учебном заведении.

_DSC3360.jpg

Вакансий много, но профессиональное образование не соответствует потребностям рынка

- В 2016 году на рынке труда региона наметилась положительная тенденция. Уровень безработицы продолжает снижаться? Сколько времени в среднем занимает поиск работы?

- В среднем в статусе безработного гражданин находится около пяти месяцев. Тенденция на рынке труда действительно положительная с апреля 2016 года. Сегодня в Челябинской области 29 850 зарегистрированных безработных. Сейчас средний по региону уровень безработицы составляет 1,62 процента, год назад он был 2,04. Ждем, что к концу года показатели будут даже лучше, чем мы прогнозировали. Ожидалось, что с учетом ситуации в Верхнем Уфалее безработных будет порядка 31 700 человек, но, судя по всему, число не превысит 27 – 28 тысяч человек. Тем не менее, существует проблема нехватки кадров по всем категориям. В 2015 году и начале 2016 года мы говорили, что есть стабильный спрос со стороны работодателей на высококвалифицированные кадры. К концу 2016 года работодатели были заинтересованы уже в просто квалифицированных кадрах. Сейчас возвращаемся к ситуации, когда работодатель будет испытывать дефицит кадров в целом. Это подкрепляется и структурой профессионального образования, которое у нас не соответствует потребностям рынка, хотя и корректируется со стороны государства. Государственные преференции отдаются востребованным профессиям, в первую очередь техническим. Однако остается проблема структурной безработицы, в том числе и среди молодежи. Это значит, что с одной стороны есть вакансии, но с другой – относительно высокий уровень безработицы, потому что люди не могут найти работу по специальности.

Филиалы «МИФИ» в южноуральских ЗАТО престижнее, чем МГУ

- Какие профессии нужно выбирать, чтобы потом не столкнуться с этой структурной безработицей?

- Проблема – это отсутствие четкого прогноза потребностей и перспективных профессий, хотя есть сайты, самый известный «Атлас новых профессий» (atlas100.ru), о перспективных специальностях, но какое количество родителей знает об этом? Абитуриенты поступают в вузы по принципу: какой балл будет, туда и пойду, лишь бы поступить. Обратите внимание, что на самом деле у нас есть прекрасные возможности поступления в филиалы Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (Московский инженерно-физический институт) в ЗАТО на территории Челябинской области. «МИФИ» – это реально мировой бренд, он круче, чем МГУ. Но только для физиков. Причем практически гарантировано трудоустройство, в первую очередь в «Росатом». В ближайшие 20-25 лет, когда ребенок выучится и пойдет работать, атомная энергетика – это то самое будущее. Мимо кассы пролетают те, кто стремится на экономику, управление и юриспруденцию. Не понимаю, как в 17 лет можно понять, будет ли ребенок начальником.

Жителям Верхнего Уфалея предоставят жилье и работу в Челябинске

- Какие муниципалитеты области лидируют в сфере трудоустройства, а каких проблемы с занятостью населения стоят наиболее остро?

- Челябинск, Коркино, Златоуст, Миасс – хорошисты. Там уровень безработицы не превышает двух процентов, это немного. Ниже всего уровень безработицы – 0,57 процента - 109 безработных – в Трехгорном. Город, конечно, небольшой сам по себе. Эта та самая положительная специфика моногорода, противоположная Верхнему Уфалею. Мы видим, каким может быть моногород, если градообразующее предприятие работает без перебоев. В сельских территориях уровень безработицы значительно выше. Там стареет население, играет серьезную роль сезонный фактор. Две территории абсолютные антилидеры – это Нязепетровск, где уровень регистрируемой безработицы 8,5 процента, и Верхний Уфалей, там уровень регистрируемой безработицы 11,9 процента. Нязепетровск уже адаптировался к такой ситуации. Это плохо, но это так. Положительно сказывается работа нязепетровского литейно-механического завода, который по факту уже является крановым заводом. Это теперь современное предприятие, конкурентное даже на мировом рынке, но ему сильно не повезло в 2014 – 2016 годах: резко сократился спрос на краны, потому что стройка встала по всей стране. Сейчас они вновь взяли большие контракты, однако всю ситуацию по безработице один завод не решит. Что касается Верхнего Уфалея, в конце мая губернатор снова туда ездил, вызывал всех. Детально разбирали, что делать для того, чтобы к концу года реально, а не формально снизить уровень безработицы. Это другая сторона медали моногорода – градообразующее предприятие закрылось и все. Со стороны службы занятости мы готовы выплачивать компенсации жителям Верхнего Уфалея, которые будут переезжать в первую очередь, как мне кажется, в Челябинск.

- Вы наверняка общались с самими жителями Верхнего Уфалея, у них есть желание переехать?

- Город никогда не находился в такой ситуации, и, конечно, поведение сейчас должно быть прагматичным и жестким в отношении себя, а люди еще находятся в фазе получения выплат со стороны работодателя. Основная масса до конца июня будет получать деньги, поэтому пока люди не готовы к кардинальным решениям по изменению своей жизни.

-То есть в июле начнется ажиотаж?

- Не начнется. В июле люди еще будут жить на оставшиеся деньги. Нас это сильно беспокоит, потому что хотелось бы уже сейчас заниматься трудоустройством. Но мы видим, что даже к вопросу компенсаций интереса нет. Ситуация всегда такая, не надо никого обвинять. Человек впервые за много лет получил возможность не две недели отдохнуть, а три месяца, и при этом ему платят по среднему заработку. Мы предлагаем уезжать в Челябинск временно – на четыре месяца. Готовы платить по девять тысяч рублей на аренду квартиры. Учитывая, что, как правило, по одному не уезжают, за 18 тысяч на двоих можно снять в Челябинске очень даже приличное жилье. За счет государства. Уезжайте, берите жену, детей. Потом можно поехать еще раз. Адаптируешься в Челябинске – оставайся. Сейчас в областном центре нет такого количества квалифицированных кадров, ищущих работу. Там одних только токарей 34 человека. Это возможность переждать. Даже когда город получит статус ТОСЭР, потребуется время: пока инвестор зайдет на территорию, пока начнет строить, пока начнет нанимать людей.

_DSC3358.jpg

На сельскохозяйственные работы хотят брать работящих китайцев

- Какие профессии самые востребованные? В рейтинге востребованности, к примеру, среди рабочих профессий не один месяц лидирует вакансия овощевода.  Получается, овощеводы нужны региону больше, чем, к примеру, экономисты?

- Овощеводы всегда на первом месте. Эта вакансия касается иностранной рабочей силы. Несколько лет назад было три-пять тысяч вакансий овощеводов, сейчас их 400. Мы потихоньку отучаем работодателей брать иностранцев. Раньше можно было получить квоту на привлечение китайцев или выходцев из бывших советских республик, но с 2015 года квотирование отменили, теперь действует патент. Квота бесплатная, патент платный, и стоит он недешево. Как показала практика, в Челябинской области перспективно развивать сельское хозяйство, но его нужно развивать современным путем. А нам говорят: «Дайте нам 200 китайцев, и они будут не только огурцы выращивать, но и делать вообще все». Наших берите! В сельских территориях безработица в два раза выше, чем в городах. А работодатели не хотят, потому что у китайца выработка в три раза больше. Он будет работать без отдыха, без перекуров, и все за 12-15 тысяч рублей. Поэтому идет вытеснение наших работников, а надо защищать рынок труда! Те работодатели, которые серьезно относятся к своему производству, вместо того, чтобы взять на работу сто китайцев, покупают два комбайна, которые совершенно эффективно заменяют сто человек. Чтобы их эксплуатировать, нужны ремонтники и комбайнеры. Бригада на два комбайна человек восемь, но они наши, их специально обучают. И люди в бригаде уже не 15 тысяч получает, а 50. Вот что нужно сейчас в сельском хозяйстве.

Закон о квотировании рабочих мест для инвалидов не работает

- На совещании с главами муниципалитетов вы отметили, что, несмотря на рост числа квотированных мест для инвалидов из-за несовершенства системы квотирования их наполняемость очень низка. В чем заключается это несовершенство?

- Работодатель всегда старается как можно больше набрать дешевой здоровой рабочей силы, никто не хочет иметь дело с инвалидами. Именно этот факт вызвал появление федерального закона о квотировании рабочих мест, но этот закон не работает, потому что работодатель научился его обходить. По закону работодатель должен заявить о вакансиях по устройству инвалидов, но не оговаривается каких вакансий, с какими условиями труда, с какой зарплатой. Поэтому такие вакансии заявляют, на которые даже здоровые люди не пойдут. Мы пытались реализовать такой вариант: завод, который сам не может взять инвалидов, но имеет квоты, договаривается с фирмой, а еще лучше с общественной организацией инвалидов и создает временные рабочие места для инвалидов в этой организации. Люди начинают работать инструкторами, занимаются с совсем тяжелыми инвалидами. Это и вопрос социализации. В Тюмени такой опыт был, нам пока не разрешают на федеральном уровне. Мы предложили еще один вариант: возвращаться к фондам. Не можешь трудоустроить инвалида – плати каждый месяц что-то вроде взноса, и эти деньги опять же будут уходить в специализированные организации людей с ограниченными возможностями. Написали об этом министру труда и социальной защиты РФ Максиму Топилину. До сентября в действующий закон о квотировании должны быть внесены изменения. Сейчас в Челябинской области работает 16,5 тысяч человек из 68 тысяч инвалидов трудоспособного возраста. Плюс в том, что спрос со стороны работодателя повышается. Технологические изменения открыли совершенно другое направление по созданию рабочих мест для инвалидов – можно зарабатывать деньги, выполняя работу на компьютере, то есть, даже не выходя из дома.


Поделиться

поделиться:

 

Теги : Челябинская область газета Губерния Владислав Смирнов лето студенты

Возврат к списку