Работа по созданию главного финансового документа Челябинской области была немного сдвинута - губернатор Алексей Текслер посчитал правильным дождаться распределения федеральных средств. Теперь южноуральскому парламенту предстоит принять региональный бюджет на 2021 год и еще 24 месяца. Размер доходной части на следующий год прогнозируется на уровне 185,5 млрд рублей, расходной - 208 млрд рублей. Много это или мало? Куда пойдут деньги? Уменьшится ли в следующем году финансирование городов и районов? Как мы будем жить в следующем году? И сколько средств ушло на пандемию? На вопросы журналистов, в том числе «Губернии», во время онлайн-конференции ответил министр финансов Андрей Пшеницын.
ТОП-8 вопросов о самом главном
Дождались распределения федеральных средств
— В этом году были сдвинуты сроки работы над бюджетом Челябинской области. С чем это связано?
— Наша основная задача — принять бюджет до конца года. Сдвиги срока произошли во всех регионах, и сократилось время между первым, вторым и третьим чтениями закона о бюджете. Часть наших коллег по Уральскому федеральному округу приняли бюджет в первом чтении, но губернатор Челябинской области Алексей Текслер посчитал правильным дождаться распределения федеральных средств. Это создаст полную картину о бюджете на следующий год.
— Во сколько обошелся коронавирус региональному бюджету?
— Расходы текущего года, связанные с пандемией, на сегодняшний день составляют почти 20 миллиардов рублей, из которых 11 — это средства федерального бюджета. Сумма недополученных от плана налоговых и неналоговых доходов областного бюджета в связи с экономической ситуацией, по нашему прогнозу, в 2020 году будет порядка 15 миллиардов рублей. Но последние месяцы показывают, что доходы обгоняют тот прогноз, который был у нас. Идут дополнительные доходы. Возможно, мы недополучим меньше. Часть потерь доходов была компенсирована федеральными дотациями. Для Челябинской области это сумма в 8,3 миллиарда рублей.
Коммерческих кредитов нет
— Дефицит, заложенный в проекте бюджета на следующий год, составляет 22,5 миллиардов рублей. Как в Челябинской области намерены его закрывать?
— В первую очередь, это облигационные займы. Этот инструмент позволит не сокращать расходы на те меры, которые направлены на сохранение качества жизни граждан. Надо отметить, что у нас нет пока ни одного рубля коммерческих кредитов. Наша долговая нагрузка позволяет нам выпустить облигации. Мы считаем, что именно этот формат заимствований является более выгодным. Ставка по нему сейчас сравнима со ставкой по кредитам. Да, есть разговоры о снижении ключевой ставки, но это рисковые моменты. Мы понимаем, что долгосрочное размещение облигаций выгоднее, чем краткосрочные кредиты. Мы не прибегали к облигационным займам раньше, потому что это дороже обходилось для регионов.
— Есть ли у региона остатки, которые перейдут на будущий год?
— На 1 января 2020 года были остатки в размере 15 миллиардов рублей, которые в полном объеме направляются на покрытие дефицита бюджета. На следующий год остатков не будет, поэтому никаких переходящих средств в 2021 году не ожидается.
Расходы изучают еженедельно
— Предусмотрен ли режим экономии в 2021 году?
— Достигнутый уровень расходов должен быть сохранен. Режим экономии в 2021 году не предусматривается. Предусматриваются только мероприятия по повышению эффективности расходов. Мы держим руку на пульсе, постоянно контролируем расходы. Совместно с министерствами еженедельно просматриваем их расходы, добиваясь максимальной эффективности их использования.
Города и районы справились с исполнением бюджета
— Уменьшится ли в следующем году финансирование городов и районов?
— В 2021-м году половина областного бюджета будет направлена в территории. Их объем составит 97 миллиардов рублей. Не сократится также объем межбюджетных трансфертов по сравнению с 2020-м. В ближайшее время также будут распределены 13,5 миллиардов федеральных средств, часть из них будет направлена в муниципалитеты. С учетом этих средств прогнозируем, что финансовая помощь бюджетам в следующем году будет в том объеме, который был в 2020 году. Хотя по ряду направлений даже будет увеличение после распределения всех средств. Например, полтора раза по сравнению с 2020 годом увеличится размер субсидий на капитальный ремонт дорог в территориях. Кроме того, целевая субсидия в размере 750 млн рублей будет расходоваться через механизм инициативного бюджетирования при непосредственном участии жителей.
С 1 января 2021 года в бюджеты муниципалитетов будут передаваться доходы за негативное воздействие предприятий на экологию. Также в города и районы будет перечисляться 50% налога на добычу полезных ископаемых и 60 процентов средств, полученных по упрощенной системе налогообложения. Таким образом, общая сумма дополнительных налоговых поступлений составит 6,9 млрд рублей.
— Как муниципалитеты Челябинской области в этом году справились с исполнением бюджета?
— Ожидаемое исполнение местных бюджетов — та часть, которая зависит от разных факторов, в том числе пандемии, оценивается в 40 миллиардов рублей. Этот показатель превышает утвержденные показатели. Изначально было запланировано получить местными бюджетами около 38,5 млрд рублей. Понятно, что есть профицитные и дефицитные бюджеты, но, в целом, больших «провисаний» по доходам нет.
— Бюджет всегда был социально ориентированным. Насколько он сейчас такой? Ведь поддержка теперь требуется не только социально незащищённым, но и бизнесу.
— В целом, бюджетная политика Челябинской области в следующем году будет ориентирована на преодоление последствий пандемии, обеспечение необходимого объема услуг жителям. В первую очередь, медицинских и социальных, а также на восстановление и рост экономики. Социально ориентированных расходов будет больше. Газификацию тоже можно отнести сюда. Кроме того, в приоритете — национальные цели развития, которые поставил президент, и задачи региона, обозначенные губернатором Алексеем Текслером.
Поделиться
поделиться: