По оценкам специалистов, золото находится не только в окрестностях, но и непосредственно под домами и улицами Пласта. Какими предстали южноуральские города перед командой краеведческого фонда «Наш Урал», мы рассказываем в рубрике «Челябинская область глазами гостей». Координатор проекта «Малые города — удивительные достопримечательности» в Челябинской области Алексей Герасимов специально для «Губернии» сегодня знакомит нас с Пластом.
Дорога в Русскую Бразилию
Повезло все же Челябинской области! На ее территории расположились десятки малых городов и сел, которые не похожи друг на друга и имеют в своем арсенале набор уникальных достопримечательностей. Хоть каждый выходной можно отправляться в путешествие, и каждое из них окажется непохожим на предыдущее.
Пласт находится в двух часах езды от Челябинска. До него меньше 130 километров. Город со своим лицом и со своей историей. Город, где добывают золото, а в его окрестностях можно отыскать настоящие самоцветы. В 1856 году академик Николай Кокшаров назвал долину рек Санарки и Каменки Русской Бразилией и предсказал, что в этом районе могут быть обнаружены даже алмазы. По некоторым данным, он был очень близок к истине. И все же более знамениты эти края наличием в их недрах золота, промышленная добыча которого продолжается и в наши дни.
Символично, что Пластовский историко-краеведческий музей расположился в старинном особняке. В народе его называют дом Баласа. Личность Антуана Питерса Баласа почти легендарная для золотодобычи начала прошлого века. Именно он наладил производство по извлечению золота на самом современном для своего времени уровне. Пластовский музей ведет большую работу по сохранению истории родного края. Почетным гидом в ознакомительных поездках по району стал для нас Равиль Хайрятдинов. Он признан лучшим знатоком окрестностей Пласта и его достопримечательностей.
Крепость с минералами в Верхней Санарке
Началось наше знакомство с богатствами, скрытыми в подземных кладовых, в селе Верхняя Санарка в необычном доме-музее Сергея Колисниченко. Назвать усадьбу Сергея Васильевича домом даже сложно. Она напоминает и крепость со сторожевыми башнями, и музей под открытым небом, где в каменные стены вкраплены различные минералы. Здесь можно увидеть великолепные разноцветные яшмы, кварцевые щетки разных оттенков, ярко-зеленые уваровиты и много других камней. Двор и вовсе напоминает настоящий минералогический музей. Причем хозяин позволяет гостям даже выбрать для себя на память какой-нибудь из минералов. Он считает, что если природа делится с тобой, то и ты должен поделиться ее дарами с людьми. Еще Сергей Васильевич пишет и издает книги. Прекрасно проиллюстрированные издания раскрывают красоту минералов, рассказывают о них. Его усадьба в форме крепости относится к одной из основных достопримечательностей Пластовского района.
«На-гора!» Серпантин Светлинского карьера
После посещения Верхней Санарки удобно отправиться на осмотр Светлинского карьера, входящего в состав компании «Южуралзолото». Только о такой экскурсии надо обязательно договариваться заранее и получить на нее разрешение.
Светлинский карьер производит грандиозное впечатление. На глубине до двухсот метров техника, имеющая на самом деле внушительные габариты, напоминает игрушечные машинки. Мощные самосвалы, словно жучки, медленно передвигаются по карьерному серпантину.
Неподалеку от карьера находится самая мощная в России золотоизвлекающая фабрика. Наш сопровождающий Равиль Хайрятдинов, сам когда-то трудившийся на этом карьере, сказал, что фабрика способна перерабатывать 15 миллионов тонн руды. Глубина переработки такова, что даже порода, содержащая 0,03 грамма золота на тонну, дает возможность поддерживать рентабельность производства. Когда-то эта цифра стояла на отметке 12 граммов, после 8, а во времена, когда здесь трудился наш гид, цифра рентабельности ограничивалась 3 граммами на тонну.
По бортам карьера хорошо видны породы разных цветов. Практически каждый горизонт имеет свою окраску. Чем глубже уходит карьер, тем цвета породы становятся более темными и менее привлекательными.
Как радио повлияло на название поселка
По возвращении от Светлинского карьера нас привлек поселок со странным названием Радиомайка. Когда-то этот населенный пункт обозначался как казацкие выселки Каменные. Смена наименования произошла после того, как бывший механик паровой мельницы Павел Яковлев собрал радио и обратился по связи непосредственно к всесоюзному старосте Михаилу Ивановичу Калинину и получил на свое обращение ответ из Москвы. Событие для Кочкарского района, как тогда назывался Пластовский район, оказалось значимым. После этого в 1929 году на картах и появилось название Радиомайка. Однако поселок интересен не только своим названием, но еще и тем, что здесь сохранилось здание бывшей паровой мельницы.
Строители храма учились в Кижах
Еще одна остановка потребуется, чтобы осмотреть удивительный по красоте деревянный храм на окраине Верхней Санарки. Церковь иконы Божией Матери «Скоропослушница» строилась три года — с 2002-го по 2005-й. Рабочих специально отправляли учиться в Кижи, где сохранились традиции строительства церквей «без единого гвоздя». Возведенный из сосновых бревен храм пропитан специальным составом для предотвращения пожаров.
Северный форпост Страны городов, где был царь
Продвигаясь дальше по району, оказываешься в селе Степном. Оно полностью оправдывает свое название, так как за его границами заканчиваются богатые леса и начинается переход в степную часть. Но село интересно не только природной границей. Считается, что в этих местах когда-то располагался северный форпост Страны городов, непосредственно связанный с историей Аркаима.
А еще Степное в июне 1891 года посещал и останавливался здесь на ночевку будущий император Николай Второй. Чествовать цесаревича и верховного главнокомандующего всех казачьих войск выстроились все казаки Степного. Местом для построения была выбрана полянка перед домом, где он отдыхал. Сейчас здесь живут люди, не имеющие родственных связей с прежними хозяевами. Дом ничем не отличается от других, и только памятная доска напоминает о событии полуторавековой давности. В Степном, кстати, есть и памятник казакам.
Загадочный круг за Андреевским карьером
На обратной дороге из Степного в Пласт можно побывать на Андреевском карьере. Там раньше добывали золотоносный кварц, жилы которого прорастали сквозь толщу известняка.
А от карьера по известным только местным жителям и специалистам дорожкам можно добраться до удивительного и очень впечатляющего объекта. Речь идет о загадочном круге, расположившемся на плато из цельного камня. Даже если предположить, что сооружение имеет назначение размалывать породу, то непонятно, когда и кем оно было обустроено. Еще более непонятным является возникновение здесь, среди леса, такой ровной каменной площадки. Трудно поверить, что она рукотворная. Даже в современных условиях для подобного сооружения потребовалась бы особо мощная техника.
Незримо присутствует хозяин
Однако стоит поделиться общим впечатление от самого Пласта. Он производит впечатление очень ухоженного и зеленого города. Здесь нет широких проспектов, и даже транспорт плывет по улочкам в каком-то размеренном темпе. От него не устаешь, что нечасто случается во время путешествий. А еще гостя не покидает ощущение присутствия хозяина в городе. И это даже не главное предприятие, как бывает во многих промышленных городах, а именно хозяин, который следит за порядком и управляет городом так же, как бы он делал у себя дома.
Если попытаться дать характеристику пластовскому парку, то он больше располагает именно к отдыху. Причем каждый человек может отыскать здесь уголок, который будет ему по душе. Березовую рощу сменяет чисто сосновый лес. Да еще и не простой, а сказочный. Со многими скульптурами персонажей из сказок, выполненными из дерева. Есть здесь и скамеечки, на которых можно просто присесть и подумать.
Демаринские вина конкурировали с кавказскими и молдавскими
Второй день пребывания в Пластовском районе начался для нас с поездки в село Демарино, где в дореволюционный период организовал производство известный на Урале промышленник Альфонс Поклевский-Козелл.
Завод в Демарино Поклевский-Козелл основал в 1860-х годах. Он сыграл важную роль в жизни местного населения. Для жителей села появилась возможность постоянного круглогодичного заработка. Женщины собирали и обрабатывали плоды для вина, дети мыли посуду, а мужчины трудились на производстве. Продукция была самого высокого качества, что подтверждалось многими наградами, некоторые из них были с изображением императора. Продукция конкурировала даже с винами Кавказа и Молдовы. Но после Великой Октябрьской социалистической революции производство вина свернули, а завод перепрофилировали.
Славилось Демарино и своим кумысом. Альфонс Фомич даже открыл здесь небольшой санаторий, состоящий из двух корпусов. Качество местного кумыса отмечал в своих путевых заметках известный писатель и путешественник Мамин-Сибиряк. Цены в санатории были доступны для людей даже с небольшим заработком. Поэтому желающих лечиться от легочных заболеваний этим напитком было много.
Сегодня здания бывшего винокуренного завода занимает семья фермера. Часть зданий и помещений используется под содержание скота и птицы. Из молока производят крафтовый сыр.
Как Кочкарь стал купеческим
Село также называют Русским Клондайком. В ревизских сказках оно упоминается с 1763 года. Основали село казаки из слободы Верхне-Теченской Шадринского уезда. Здесь действовала начальная школа для мальчиков и девочек — детей казаков. Действовала церковно-приходская школа. Как только в окрестностях открыли золото, Кочкарь превратился в деловой и культурный центр всей округи. В селе началось строительство купеческих домов и массовое открытие торговых лавок. Появились и развлекательные заведения, и даже публичный дом. Раз в неделю в Кочкаре работал базар. Два раза в год проводились ярмарки. В 1864-1867 годах построена каменная Вознесенская церковь. Открыли училище для подготовки горных специалистов.
Революцию 1917 года большинство местных не приняли, за что многие поплатились даже жизнью. При этом в Кочкаре не происходило и революционных волнений. Некоторые золотопромышленники даже остались работать при новом режиме. К середине 1930-х годов производство в «Кочкарьзолото» вышло на уровень периода до начала Первой мировой войны.
Комплекс — кладбище военнопленных
На обратном пути Равиль Касимович предложил нашей группе побывать на мемориальном кладбище военнопленных из стран — союзников фашистов времен Великой Отечественной войны. Мы выдержали присутствие там не более пятнадцати минут. Кладбище ухоженное, очень аккуратное и безо всякой вычурности. Вокруг нет населенных пунктов. Стоит полная тишина, но внутри все равно что-то препятствует осознанию, что в нашей родной земле лежат те, кто способствовал планам гитлеровцев захватить нашу Родину.
Несмотря на внутренние противоречия, адекватному человеку побывать здесь стоит. Необязательно отдавать дань памяти тем людям, кто погребен здесь. Может быть, даже наоборот, чтобы понять, что они здесь, а могли бы быть в своих домах на собственной родине. И похоронены бы были там, в своей земле.
Поделиться
поделиться: