Прасковья Емельяновна Бабушкина родилась 1 июля 1928 года. Сегодня ей 82 года, но она энергична, бодра, разговорчива и с удовольствием поведала историю своей жизни.\
\
Прасковья Емельяновна Бабушкина:
«Отец погиб. Надеяться могли лишь на себя...»
Прасковья Емельяновна Бабушкина родилась 1 июля 1928 года. Сегодня ей 82 года, но она энергична, бодра, разговорчива и с удовольствием поведала историю своей жизни.
Когда началась Великая Отечественная война, ей было 13 лет, она училась в школе. В те годы в Нижнеусцелемово было всего 4 класса, остальные заканчивали в Уйской школе. Прасковья Емельяновна (до замужества — Хаова) окончила 7 классов. В Уйское ходили пешком, туда и обратно. Дороги были плохими: грязь, слякоть. Но в любую погоду надо было идти, ведь была цель—– окончить школу во что бы то ни стало. Вот и старались не пропускать занятий.
Но вернемся к грозному 1941 году. Отца забрали на войну, хотя он был уже в возрасте (47 лет), и мама сильно болела. Помнит Прасковья Емельяновна, как они ездили в Уйское на лошадях провожать отца. Потом были солдатские письма–треугольники. Емельян Никифорович воевал на Ленинградском фронте. «В письмах отец наказывал нам работать, помогать маме, советовал собирать свекольную ботву, сушить ее... Мы и работали. Летом косили сено. Не сразу получалось, но постепенно я научилась держать правильно литовку в руках. Скошенное сено таскали на палках и складывали в стога. У нас был большой–большой огород. С младшим братом (старшего забрали в ремесленное училище) весь этот огород вскапывали вручную, потом засаживали картошкой и благодаря ей выживали. Я до сих пор люблю картошку», — рассказывает Прасковья Емельяновна. А еще они ели мамалыгу — толченая картошка с добавлением муки. На поле собирали колоски, оставшиеся после сбора урожая, сушили их, вальком отбивали, веяли и мололи зерна на жерновах. Получалась мука. Летом питались ягодами, грибами, слизуном, саранками, которые собирали в бору, а до бора ходили 10 километров пешком. Ягод в ту пору было очень много, особенно костяники. Ловили каким–нибудь старым половиком или ремком рыбу. Рыбы тоже было много.
Одним словом, жилось тяжело: не было света, спичек, дров. Печь топили кизяками. Держали корову. Так вот, навоз складывали зимой в кучу, весной его разваливали и с помощью специальной формы–станка делали кизяки. Потом сушили их, а для того, чтобы растопить их, требовались дрова. За дровами ходили с саночками в лес, там пилили украдкой, ведь если лесник застанет за этим занятием, последует строгое наказание. Поэтому дрова прятали в подпол или чулан.
Помимо домашней работы помогали колхозу. Боронили на коровах землю, на полях из пшеницы дергали осот, полынь. Девчата работали на комбайнах: подставляли мешки под зерно, а рядом с комбайнами ехали на лошадях мальчишки и принимали это зерно. Ребятам доверяли пасти лошадей.
Так жили и трудились в тылу дети военной поры. Не обошла семью Хаовых беда — пришла похоронка (выключка), а перед ней было письмо от друга Емельяна Никифоровича, который сообщал, что Хаов Е. Н. подорвался на мине 3 февраля 1943 года.
Прасковья Емельяновна говорит: «Когда мы узнали, что отец погиб, поняли, что помощи нам ждать не от кого, что нужно надеяться только на свои силы. Но мы верили, что война закончится, что наши победят, и Победа пришла».
Бережно хранит она удостоверение к медали отца, в котором говорится, что рядовой Хаов Емельян Никифорович УКАЗОМ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР от 22 декабря 1942 года награжден медалью «ЗА ОБОРОНУ ЛЕНИНГРАДА». Медаль вручена 13.12.1946 года.
А еще Прасковья Емельяновна отметила, что хотя и трудно было, порой невыносимо: голод, холод, горечь потерь, но они не унывали, молодость брала свое. Летом, хоть и босиком, бежали на завалинку и «отшлепывали» кадриль под балалайку. А зимними вечерами собирались по очереди то в одной, то в другой избе. Обязательное условие хозяев — гости должны истопить печь принесенными дровами или кизяками.
В 1947 году Прасковья Емельяновна вышла замуж. И в послевоенное время жилось трудно, жили на квартирах. В течение 5 лет строили свой дом. Помогали односельчане. А сама Прасковья Емельяновна всю жизнь работала в колхозе. «Вела тракторный парк», — сказала она. Общий трудовой стаж — 43 года. Она ветеран труда. Была активной общественницей, работая и в женсовете, и в профкоме, и депутатом сельского совета.
Глядя на эту милую, добрую женщину, думаешь, сколько трудностей пережил человек и так хочется, чтобы сегодня ей жилось легко и безбедно, ведь она это заслужила!
Н. Волкова.
Поделиться
поделиться:
Талантливый молодой архитектор из Коркино Валентин Силантьев учится на пятом курсе Южно-Уральского государственного университета. Недавно его проект преобразования центральной площади родного города победил в конкурсе лучших архитектурных проектов благоустройства общественных территорий «Благоустрой» в номинации «Центральные площади». С инициативой студента ознакомились глава Коркино Александр Орел и депутат Госдумы РФ Яна Лантратова.
https://t.me/chgub
В реконструируемом храме благоверного князя Александра Невского в Челябинске приступили к созданию иконостаса. Он будет выполнен из мрамора — благородный камень трех видов доставили прямиком из Италии, рассказали в пресс-службе Челябинской епархии. Создавать иконостас будут выдающиеся мастера Московского Данилова монастыря.
https://t.me/chgub
https://t.me/eparhia74
На этой неделе в мультимедийном историческом парке «Россия — моя история» начнет работу уникальная выставка «Танкоград. Я был там… Жизнь уральского города в годы Великой Отечественной войны». Экспозиция, посвященная повседневной жизни Челябинска в период тяжелых военных лет, предлагает посетителям необычный способ погружения в историю — через органы чувств. Подробнее об этой постановке в авторском подкасте Натальи Малышкиной «Так культурно!» рассказала директор парка «Россия — моя история» Дарья Потемкина.
https://t.me/chgub