Четверг, 19 Июля 2018

Эксперты отвечают

Задать вопрос
Как скорректировать сроки уплаты денежных средств за капремонт? 20.05.2016 Татьяна Попова,  Еманжелинский р-н,  г. Еманжелинск

– Я не согласна с начислением пени за неуплату денежных средств за капремонт предыдущего месяца в течение 8-10 дней после срока уплаты. За то, что я не в состоянии заплатить за январь до 10 февраля (а плачу 18-20 февраля), за февраль – до 10 марта (плачу 18-20 марта) в связи с тем, что получаю пенсию 20 числа, а квитанции на уплату взносов приносят 8-9 числа, когда от пенсии остается только на питание, мне ежемесячно стали начислять пени. Я являюсь инвалидом с детства 2 группы и должна буду в соответствии с ФЗ от 9.12.2015 г. №399-ФЗ получать компенсацию. Поэтому вопрос начисления пени за несвоевременную оплату менее 1 месяца считаю необоснованным. По всем нормативным документам начисление пени начинается после задолженности свыше 1 месяца. Убедительно Прошу ответить на вопрос, так как думаю, что это интересует не только меня одну.

 

Ольга Халтурина, аудитор Специализированной некоммерческой организации – фонда «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области»:

– В соответствии со статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Начисление пени осуществляется в соответствии с частью 14.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно:

За несвоевременную и (или) неполную уплату взносов на капитальный ремонт, предусмотрена обязанность собственников помещений уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты. С 01.01.2016 г. ставка рефинансирования составляет 11% (Указание Банка России от 11.12.2015 № 3894-У; Информация Банка России от 11.12.2015; Информация Банка России от 31.07.2015).

В случае несогласия с расчетом пени просим обращаться в наш адрес fondkp174@mail.ru или по адресу: 454014, г. Челябинск, Комсомольский проспект, д.76А., а также по многоканальному телефону регоператора 8 (351) 240-10-03.

Как начисляется плата на общедомовые нужды? 20.05.2016 Владимир Фалев,  г. Копейск, п. Горняк

– Из каких соображений насчитываются ОДН. Плата за общедомовые нужды слишком высокая, на мой взгляд, и не соответствует реальным расходам по воде и свету, которые тратятся в подъезде. Прошу ответить, каким образом складываются цифры, которые оказываются в квитанции в графе «ОДН».

 

Ирина Гончарова, заместитель начальника Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области»:

– Порядок начисления платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды установлен в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 (далее – Правила). В соответствии с пунктом 40 Правил потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе пользования общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

В многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета воды (электроэнергии), объем воды (электроэнергии) на общедомовые нужды определяется как разница между расходом воды (электроэнергии) по показаниям общедомового прибора учета и объемами воды (электроэнергии), начисленными потребителям в жилых и нежилых помещениях в соответствии с показаниями индивидуальных приборов учета либо по нормативу потребления, и распределяются между потребителями пропорционально размеру общей площади занимаемого помещения (формулы 11, 12 Правил).

В многоквартирном доме, не оборудованном общедомовым прибором учета воды (электроэнергии), начисление платы за воду (электроэнергию) на общедомовые нужды производится в размере нормативов потребления воды (электроэнергии) на общедомовые нужды в соответствии с формулой 15 Правил. Порядок начисления следующий: норматив потребления воды (электроэнергии) на общедомовые нужды умножается на общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. Полученный объем воды (электроэнергии) распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в доме пропорционально занимаемой площади.

Нормативы потребления воды на общедомовые нужды утверждены постановлением Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» от 23.12.2014 г. № 60/2 (действовали с 01.01.2015 г. по 31.12.2015 г.) и постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24.12.2015 г. № 64/2 (вступили в силу с 01.01.2016 г.)

Нормативы потребления электроэнергии на общедомовые нужды утверждены постановлениями Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» от 26.12.2013 г. № 60/150 (действовали с января по август 2014 г.), от 23.12.2014 г. № 60/3 (действовали с 01.01.2015 г. по 31.12.2015 г.) и постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24.12.2015 г. № 64/1 (вступили в силу с 01.01.2016 г.).

Кто следит за состоянием квартирных счетчиков? 20.05.2016 Галина Ивановна Салова,  Катав-Ивановский р-н,  г. Катав-Ивановск

Кто отслеживает работу квартирных счетчиков? У некоторых соседей счетчики не работают, идет прямое воровство электроэнергии, а ведь расход ложится на плечи остальных жильцов. В обслуживающей компании нам сразу сказали, что плата за ОДН поднимается из-за таких “умных” соседей. Так ли это?

 

Ирина Гончарова заместитель начальника Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области:

– В соответствии со статьей 31 «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 проводить проверки состояния индивидуальных приборов учета и достоверности, предоставленных потребителями сведений об их показаниях обязан исполнитель коммунальных услуг.

Нужны ли счетчики в домах с магазинами и кафе? 20.05.2016 Галина Ивановна Салова,  г. Катав-Ивановск

Нужно ли устанавливать общедомовые счетчики в домах, где располагаются офисы, кафе и т.п.?

 

Ирина Гончарова заместитель начальника Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области:

– В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 г. № 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета» наличие в многоквартирном жилом доме нежилых помещений (офисов, магазинов, кафе) не является основанием не устанавливать в таком доме общедомовых приборов учета.

Можно ли устанавливать общедомовые счетчики без мнения жильцов? 20.05.2016 Галина Ивановна Салова,  г. Катав-Ивановск

Правомерны ли действия управляющей компании, когда она устанавливает в подъездах общедомовые счетчики без учета мнения жильцов? Сколько стоят работы по установке счетчиков и кто их оплачивает?

 

Ирина Гончарова заместитель начальника Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области:

– В случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса, ресурсоснабжающая организация имеет законные основания установить такой прибор учета, а собственники помещения обязаны оплатить расходы на его установку с рассрочкой на пять лет с учетом процентов за рассрочку. Управляющая организация без решения большинства собственников помещений дома не имеет законных оснований установить в доме коллективный (общедомовой) прибор учета используемого коммунального ресурса. Стоимость работ по установке коллективных (общедомовых) приборов учета зависит от типа, марки и конфигурации таких приборов, а также конструктивных особенностей многоквартирного дома.

Когда в доме появится горячая вода? 20.05.2016 Татьяна Нигматулина,  Пластовский р-н,  г. Пласт

– В январе 2015 года нас переселили из ветхоаварийного дома в новую квартиру. Горячей воды нет во всем доме. Мы уже обращались в различные инстанции, несколько раз приходили, ремонтировали, вода шла несколько часов, а потом снова прекращалась. Нам советовали продувать трубы, но это не помогает. Чтобы постирать или помыться, воду приходится греть на газу. Скажите, пожалуйста, в чем проблема и как ее можно решить?

 

Ирина Гончарова заместитель начальника Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области:

– По информации администрации Пластовского муниципального района управляющей организацией многоквартирного дома № 11 по улице Черняховского города Пласта является ООО «Районная управляющая компания» (далее – ООО «РУК»).

При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность согласно подпункту д) пункта 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 (далее – Правил), потребитель имеет право изменения размера платы за коммунальные услуги. В соответствии с пунктом 106 Правил сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой.

На основании акта, составленного исполнителем коммунальной услуги, потребители имеют право на снижение размера платы.

Администрация Пластовского муниципального района предоставила от 30.03.2016 года акт замера температуры горячей воды в точках водозабора в жилых помещениях многоквартирного дома № 11 по улице Черняховского. Температура горячей воды в жилых помещениях, в том числе и в квартире 32, составляет от 58 до 60 градусов, что соответствует установленным пунктом 5 приложения 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354.

В случае невыполнения управляющей организацией обязанностей по договору управления жители могут направить письменное обращение в адрес Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» для проведения проверки соблюдения управляющей организацией обязательных требований при оказании услуг и (или) выполнении работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и предоставлении коммунальных услуг.

Как вернуть деньги, если горячая вода – холодная? 20.05.2016 А.Г. Караваева,  Пластовский р-н,  г. Пласт

Как вернуть деньги, если горячая вода – холодная?

 

Ирина Гончарова заместитель начальника Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области:

– Потребитель имеет право требовать изменения размера платы за коммунальные услуг при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Разделом 10 Правил установлено, что при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем. Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетческой службой. В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. По окончании проверки составляется акт проверки. Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги. На основании такого акта выполняется перерасчет платы.

Согласно информации администрации Пластовского муниципального района комиссией в составе представителей администрации, ООО «Районная управляющая организация» 05.12.2015 г. проведено обследование температурного режима и качества услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении № 13 многоквартирного дома № 31 по ул. Октябрьской города Пласта. При обследовании установлено, что температура воздуха в жилом  помещении и температура горячей воды соответствуют нормативным требованиям. Жалобы у собственника жилого помещения на качество услуг по отоплению и горячему водоснабжению на момент обследования отсутствовали.

ПОЧЕМУ НЕТ КОМПЕНСАЦИИ ЗА УСЛУГИ ЖКХ? 14.03.2016 Тамара Саушкина,  Кыштым

«Почему нет компенсации за услуги ЖКХ. Цены на все растут. С 1 июля федеральных льготников перевели на сумму в 1 100 рублей, а нас оставили 960. Почему? Будет ли повышение этой выплаты в ближайшее время?»

 

От пресс-службы Министерства социальных отношений Челябинской области:


– Ветеранам труда Челябинской области меры социальной поддержки предоставляются в соответствии с Законом Челябинской области от 29.11.2007 г. № 220-ЗО «О звании «Ветеран труда Челябинской области».


Указанным законом области ветеранам труда Челябинской области установлена ежемесячная денежная выплата в фиксированном размере: для ветеранов труда Челябинской области, пользующихся услугами местной телефонной связи – 960 рублей, не пользующихся услугами местной телефонной связи – 820 рублей.


Индексация ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда Челябинской области законом области не предусмотрена.

«Наша управляющая компания не работает по счетчикам. Общедомовые приборы учеты установили в нашем многоквартирном доме еще в 2012 году, однако начисления производятся не по приборам. Жителям приходится очень много платить за тепло. В управляющей компании нам не отвечают, почему так происходит».

 

Ирина ГОНЧАРОВА, заместитель начальника Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области»:


– Собственниками помещений вашего многоквартирного дома в 2012 году выбран непосредственный способ управления общим имуществом.


В соответствии со статьей 44 Жилищного кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.


На основании принятого собственниками решения в 2012 году проведен капитальный ремонт дома, в том числе ремонт инженерных сетей, с установкой общедомового прибора учета тепловой энергии. Ресурсоснабжающей организацией являлась организация МУП «Коммунальные сети», которая производила начисления и корректировку платы за коммунальную услугу по отоплению.


01.04.2015 г. собственниками выбран способ управления – управляющая компания, в качестве управляющей компании выбрана организация ООО «Комитет городского хозяйства». Управляющей организацией в августе 2015 года узел учета тепловой энергии снят на поверку. 07.12.2015 г. прибор учета тепла опломбирован и допущен к эксплуатации.

Показать еще
Какие льготы положены инвалидам? 20.05.2016 Лилия Ваганова,  Еманжелинский р-н,  г. Еманжелинск

– Я инвалид первой группы. Какие у меня есть льготы? После инсульта, куда только не обращалась, никто не хочет оказать помощь. Еще у меня сын инвалид второй группы. Какие льготы имеют инвалиды этой группы?

 

Любовь Истомина, начальник управления социальных гарантий и льгот министерства социальных отношений Челябинской области:

– Меры социальной поддержки инвалидам всех групп установлены Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) и Федеральным законом от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон № 178). С 1 января 2005 года федеральным льготникам, в том числе инвалидам отдельные натуральные льготы заменены на ежемесячную денежную выплату (далее – ЕДВ), выплачиваемую территориальным отделением Пенсионного фонда Российской Федерации.

Часть ЕДВ в соответствии с Федеральным законом № 178 может направляться на финансирование предоставления государственных социальных услуг, так называемого «соцпакета», в состав которого включаются:

– обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;

– предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение;

– бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

При этом гражданин, имеющий право на получение социальных услуг, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату. Допускается отказ от получения социальных услуг полностью, либо от их части. При этом размер ежемесячной денежной выплаты увеличится на стоимость социальных услуг.

Статьей 17 Федерального закона № 181 инвалидам предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

– платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

– платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;

– платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда. Таким образом, нормы действующего законодательства не позволяют предоставлять инвалидам, проживающим в жилых помещениях частного жилищного фонда, меры социальной поддержки по оплате жилищных услуг.

С 1 января 2016 г. инвалидам I и II групп предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Кроме того, в соответствии с Законом Челябинской области от 24.09.2009г. № 465-ЗО «О дополнительных мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым осуществляется за счет средств федерального бюджета» инвалиды, в том числе проживающие на территории Еманжелинского городского округа, могут приобрести единый социального проездного билета по льготным ценам:

– для проезда на всех видах городского пассажирского транспорта стоимостью 230 рублей;

– для проезда на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов стоимостью 285 рублей.

Право на проезд на основании единого социального проездного билета инвалида I группы предоставляется также и сопровождающему лицу. В целях приобретения единого социального проездного билета необходимо обращаться в Управление социальной защиты по месту жительства.

Согласно сведениям Управления социальной защиты населения,
г. Еманжелинска меры социальной поддержки предоставляются Вагановой Л.А., и ее сыну в соответствии с нормами действующего законодательства. Согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» более конкретная информация может быть предоставлена гражданам только с их письменного согласия либо при личном их обращении.

Согласно Федеральному закону от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды имеют право на бесплатное обеспечение за счет средств Федерального бюджета техническими средствами реабилитации, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 г. №2347-р.

К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Техническими средствами реабилитации инвалидов являются:

– специальные средства для самообслуживания;

– специальные средства для ухода;

– специальные средства для ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией;

– специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью;

– протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты);

– специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь;

– специальные средства для передвижения (кресла-коляски).

Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 г. № 240, на основании заявления инвалида и индивидуальной программой реабилитации разрабатываемой федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.

Вместе с тем, граждане являющиеся инвалидами имеют право самостоятельно приобрести технические средства реабилитации за счет собственных средств и обратиться за компенсацией в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 января 2011г. № 57н.

Размеры компенсаций определяются по стоимости аналогичного технического средства реабилитации в соответствии с последними исполненными на дату подачи заявления государственными контрактами
(при этом размер компенсации может быть ниже стоимости самостоятельно приобретенного изделия).

Постановлением Правительства Челябинской области от 18.04.2011г. № 95-П утвержден Порядок предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Согласно Порядку право на получение при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение имеют граждане, включенные в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Обеспечение санаторно-курортными путевками осуществляется в соответствии с профилем заболевания и носит заявительный характер.

При предоставлении санаторно-курортного лечения в целях соблюдения равных прав граждан учитывается дата подачи гражданином заявления о выделении путевки.

Предоставление гражданам бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно осуществляется путем выдачи специальных талонов на право бесплатного получения проездных документов в поезде дальнего следования (далее именуются – специальные талоны) или направления на приобретение проездных документов на авиационном, автомобильном и водном транспорте (далее именуется – именное направление).

Выдача специальных талонов и именных направлений для бесплатного проезда к месту лечения и обратно, а также выплата компенсации за самостоятельно приобретенные билеты осуществляются на основании поданного гражданином заявления и при наличии санаторно-курортной путевки либо талона № 2, оформленного в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.10.2005 г. № 617 «О порядке направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний» (для граждан, направленных Министерством здравоохранения Челябинской области к месту лечения при наличии медицинских показаний).

Обращаем внимание, что граждане имеют право на бесплатный проезд к месту лечения и обратно на следующих видах междугородного транспорта:

1)​ железнодорожный транспорт (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности);

2)​ автомобильный транспорт (общего пользования);

3) водный транспорт – на местах III категории;

4) авиационный транспорт (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения, либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом на условиях, либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга.

Показать еще
Задать вопрос