На литературный форум РыжийФест, проходящий в Челябинске с 27 по 29 сентября, приехало много интересных гостей, но одним из главных стал известный писатель, кандидат исторических наук Леонид Юзефович. В проекте «Большая редакция» медиахолдинга «Гранада Пресс» он рассказал, о чем его новый роман «Поход на Бар-Хото» и объяснил, почему при работе над этой книгой он чувствовал себя начинающим писателем.
В Челябинске Леонид Юзефович представляет свой новый роман «Поход на Бар-Хото», ставший финалистом престижной литературной премии «Ясная поляна». Роман представляет собой вымышленные мемуары русского офицера, капитана Солодовникова. Действие романа происходит в Монголии, в 1912–1914 годах, когда Монголия провозгласила свою независимость от Китая, но Китай еще не признал эту независимость. Оказывается, Леонид Юзефович неспроста решил описать в своей книге эту страну и это время.
— После окончания военной кафедры нас всех призывали лейтенантами на два года в армию. И меня распределили служить в Бурятию. Это на границе с Монголией, где тоже стояли наши войска, — вспоминает Леонид Юзефович. — Тогда я первый раз побывал в Монголии. И меня, конечно, очаровал этот незабываемый, космический пейзаж. Всхолмленная монгольская степь, разноцветные вогнутые сопки, похожие на зеркала телескопов... На закате это все принимает совершенно фантастический вид!
Впечатления, полученные в молодости, побудили Леонида Юзефовича изучить историю Монголии. Тогда он заинтересовался фигурой барона Романа фон Унгерна-Штернберга (1885–1921), видного деятеля Белого движения на Дальнем Востоке, известного своими попытками восстановить Монгольскую империю.
— В советское время про Унгерна ничего не писали, — говорит писатель. — И в 1984 году я написал о нем первую повесть, опубликовал ее в журнале «Уральский следопыт». Потом началась перестройка, открылись архивы и я начал заниматься Унгерном серьезно. В конце 80-х годов я написал книгу о нем «Самодержец пустыни», она много раз переиздавалась, переведена на многие языки. В частности, она два раза выходила на монгольском. Монголы отнеслись к книге с большим интересом, меня стали приглашать, у меня появились друзья в Монголии.
Главный герой романа «Бар-Хото», капитан Солодовников, служит военным советником в монгольской армии и описывает осаду крепости, а также свою любовь к жене русского дипломата. Новая книга для Леонида Юзефовича — и новый шаг в изучении истории Монголии, и разговор о вечных проблемах.
— В идеале я должен был бы придумать некую Швамбранию и рассматривать все эти проблемы на материале вымышленной страны, но это чревато тем, что будет никому не интересно, — рассуждает Леонид Юзефович. — Желательно проблематику погрузить в реальную историю, потому что мир един, история едина, все мы люди, все очень сильно похожи друг на друга.
По словам писателя, он вложил в эту книгу очень много своих мыслей и наблюдений. Все потому, что ему уже 76 лет.
— Когда ты понимаешь, что это может быть твоя последняя книга, ты превращаешься снова в юношу, — говорит Леонид Юзефович. — Молодой писатель всегда хочет вложить в свою первую книгу все, что у него есть. А теперь у меня такое же чувство. Я вложил в свой роман все, о чем бы хотел сказать.
Запись этого выпуска проекта «Большая редакция» доступна в сообществе «Гранада ТВ» в соцсети «ВКонтакте».
Поделиться
поделиться:
Артисты шапито меняют выступление, ориентируясь на реакцию зрителей
В Челябинской области прошел Всероссийский литературный форум РыжийФест и Южно-Уральская книжная ярмарка. На встречу с южноуральскими читателями приехали многие известные авторы. Например, Леонид Юзефович представил южноуральцам новый роман «Поход на Бар-Хото», а Ульяна Бисерова — книгу о геноциде в Руанде. Особое внимание на фестивале было уделено детской и подростковой литературе.
С 27 по 29 сентября в Челябинске проходит литературный форум РыжийФест. Одним из главных его участников стал писатель Леонид Юзефович. Став гостем проекта «Большая редакция» медиахолдинга «Гранада Пресс», он поделился своими впечатлениями о Челябинске, сравнив его с одним из трех русских богатырей, изображенных на картине Виктора Васнецова.