Четверг, 25 Апреля 2024

«Астрономия — любовь моя»

11.04.2012 Корреспондент: Колос

Астрономия является одной из самых древних наук, которая с начала своего существования была связана с математикой, а затем и физикой. Благодаря запросам астрономии математики разработали дифференциальное, интегральное, тензорное исчисления.

«Астрономия — любовь моя»

 

Астрономия является одной из самых древних наук, которая с начала своего существования была связана с математикой, а затем и физикой. Благодаря запросам астрономии математики разработали дифференциальное, интегральное, тензорное исчисления. Астрономия влияла на развитие других наук: математики, физики, химии, геологии, географии, биологии, истории, философии. Она завершала естественно–научное мировоззрение человека. В связи с этим предмет «Астрономия» столетиями изучался в средней школе и в высших учебных заведениях. Астрономию изучали М. Ломоносов, А. Пушкин, Н. Гумилев и другие великие поэты и мыслители. Поэтому совершенно обоснованно астрономия в средней школе изучалась в выпускном классе, она завершала естественно–научное образование выпускника средней школы. Этот предмет изучался учащимися с огромным интересом.

20 декабря 2007 г. Генеральная Ассамблея ООН после предварительной и довольно длительной процедуры приняла специальную Резолюцию, в которой подтвердила, что астрономия является одной из старейших фундаментальных наук, и что она вносила и вносит существенный вклад в развитие других наук. Она подтвердила провозглашение 2009 года Международным годом астрономии с целью принятия на всех уровнях мер, направленных на повышение информированности общественности о важности астрономических наук, и для содействия обеспечению широкого доступа к новым знаниям и информации о результатах астрономических наблюдений.

Сегодня в условиях космической эры с основными достижениями астрономии должен быть знаком каждый культурный человек. Таким образом, из приведенных выдержек Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН можно сделать вывод о том, что мировое сообщество уделяет должное внимание школьному предмету астрономии.

Из 48 лет преподавательской деятельности я только 10 лет посвятил астрономии. Но эти десять лет были лучшими в моей педагогической деятельности. Астрономию я преподавал в Уйской средней школе с 1998 по 2008 год. На своем опыте я могу подтвердить, что астрономия положительно влияет на общее развитие человека. После глубокого знакомства с астрономией мне стали значительно лучше понятны многие вопросы физики, химии. Например, что открытию И. Ньютоном закона всемирного тяготения способствовало открытие И. Кеплером законов движения небесных тел, что химический элемент гелий был открыт сначала на Солнце и только через 27 лет на Земле. Можно привести ряд других важных вопросов, которые подтверждают положительное влияние астрономии на освоение других предметов.

Астрономия имеет богатый потенциал для развития и воспитания личности ученика, для осуществления межпредметных связей в этих же целях. Интерес к предмету возникал с первых уроков. На первом уроке было показано, что астрономия находится на вершине естественно–научного образования выпускника средней школы, что без нее образование будет очень «средним».

Тему второго урока «Звездное небо» я формулировал по–своему: «Звездное небо — источник вдохновения» и в мотивировке говорил, что сегодня будем стихи читать и песни петь. После этого предлагал послушать, что пишут о звездном небе великие люди. Привожу слова М. В. Ломоносова: «Раскрылась бездна звезд полна, звездам числа нет, бездне — дна…». Дальше говорю, что астрономия учит молодых людей объясняться в любви и предлагаю послушать как Николай Курочкин в кинофильме «Свадьба с приданным» под аккомпанемент баяна поет: «Хвастать, милая, не стану, знаю сам, что говорю, с неба звездочку достану и на память подарю!..». Звездное небо вдохновляло поэтов и композиторов на творчество. Например, в репертуаре великой советской и российской эстрадной певицы Э. Пьехи в одной из песен есть такие строки:

«Ночью звезды вдаль плывут  по синим рекам.

Утром звезды гаснут без следа.

Только песня остается с человеком

Песня верный друг твой навсегда!».

Учащиеся положительно воспринимают совет дружить с песней. Чтобы подвести учащихся к освоению программного материала урока, привожу пример из репертуара знаменитого певца Владимира Трошина:

«Уложены в планшеты космические карты,

И штурман уточняет последний раз маршрут…»

После этого учащиеся с удовольствием работают с «космическими» картами звездного неба, с учебником и видеофильмом. В качестве домашнего задания предлагаю для всех § 2 из учебника, а для желающих поискать стихи, песни, где речь идет о звездном небе, подготовить на эту же тематику номер художественной самодеятельности. На следующий урок учащиеся приносили свои находки. Например А. Кужильская нашла стихи А. Блока:

«О, край небес — звезда Омега,

Весь в искрах Сириус цветной.

Над головой — немая Вега

Из царства сумрака и снега

Оледенела над Землей…»

Отдельные группы учащихся приносили гитару и исполняли самодеятельным ансамблем песни о звездном небе.

Кроме астрономов–ученых большой вклад в развитие науки внесли любители астрономии. Но любителями они стали после изучения школьного курса астрономии. История донесла до нас, что  отдельные люди, однажды посмотрев на звездное небо, надолго связывали с ним свою судьбу. Например, профессиональный музыкант англичанин В. Гершель впервые посмотрел в телескоп на звездное небо в 33–летнем возрасте и больше не смог оторваться от неземной красоты. Более того, он стал профессиональным астрономом, сделавшим много важнейшим открытий. Ему принадлежит открытие планеты Уран, нескольких галактик и ряд других открытий.

Астрономия как предмет средней школы способствовала и воспитанию патриотизма у выпускников школы. Особую гордость у людей нашей страны вызывали российские ученые, конструкторы, инженеры и рабочие, которые открыли космическую эру для всего человечества. Это произошло 4 октября 1957 года, когда в СССР был запущен первый искусственный спутник Земли. Это было потрясающее событие. О его величии говорят те факты, что на мировой арене авторитет СССР вырос многократно, а слово «Спутник» на всех языках мира стало означать одно и то же.

Наша страна открыла дорогу в космос во многом потому, что у нас был такой ученый–мечтатель, как К. Э. Циолковский, как народоволец Н. Кибальчич, который в период ожидания смертной казни не ходил из угла в угол камеры Петропавловской крепости, а разрабатывал проекты летательного аппарата для полета в космос. Вокруг К. Э. Циолковского образовалась целая группа талантливой молодежи, в число которой входил Сергей Павлович Королев, ставший позднее генеральным конструктором. Первый пилотируемый космический полет, облет Луны и фотографирование ее обратной стороны, многие другие космические эксперименты, выполненные впервые в мире, осуществлены под руководством С. П. Королева. И только его смерть помешала нам быть первыми на Луне.

12 апреля отмечается День космонавтики в ознаменование первого пилотируемого космического полета, который совершил гражданин СССР Юрий Алексеевич Гагарин. Это было ожидаемое, но очень неожиданное событие. Уже побывали в космосе живые существа, например, собачки Белка и Стрелка. Но что вскоре полетит человек, никто не знал. Поэтому сообщение о полете Гагарина для наших людей было сравнимо по своему психологическому воздействию на сообщение о Победе в Великой Отечественной войне. Я в это время был студентом четвертого курса пединститута. Во время семинара по педагогике, который проводил профессор Матушкин, в 12 часов включилось институтское радио, и все услышали голос Левитана о первом космическом полете человека. Девушки плакала навзрыд, у юношей по щекам текли слезы, но никто их не стыдился — это были слезы радости, слезы гордости за свою страну, за наших ученых.

Велико значение предмета астрономии для развития у учащихся навыков научного исследования. Этому способствовали уроки астрономии, внеклассные кружковые занятия по решению астрономических задач, работа над рефератами, наблюдение звездного неба в телескоп. О высоком интересе учащихся к предмету говорят и итоги олимпиад по астрономии. Мои учащиеся всегда побеждали на районных олимпиадах и на областных выступали успешно, хотя соревноваться приходилось с теми, кто занимался астрономией в астрономической абсерватории ЧГПУ, городов ученых Озерска, Трехгорного и других. В областных олимпиадах мои ученики из Уйской СОШ занимали следующие места: Елена Курносова (11 кл.) — 3–е место; Иван Долгов (8 кл.) — 4–е место; Елена Губина (7 кл.) — 3–е место; Роман Кулиев (8 кл.) — 4–е место; Дима Скворцов (9 кл.) — 5–е место.

На заключительном уроке я ежегодно проводил анкетирование на тему «Нужна ли астрономия в школе». Все 100 % учащихся отвечали, что нужна, что преподавать ее надо в 10 и 11 классах. Они писали о том, что им дали уроки астрономии. Например, Яна Канбекова из 11 «В» класса в 2007 году, отвечая на поставленный вопрос, писала: «Я познакомилась с природой планет и звезд, со строением солнечной системы и других звездных систем. Я познакомилась с некоторыми предположениями и гипотезами, которые связаны с увлекательными, но пока еще нерешенными научными проблемами. Конечно же, астрономия нужна в школе. Очень интересно ходить с учителем смотреть на небо. Спасибо Вам». И таких отзывов очень много.

О высоком интересе к предмету говорит и число выпускников, сдавших экзамен по выбору. Астрономию в 1999 году сдавали 25 % от выпуска, а в 2008 — уже 56 %. Многие сдавали экзамен в форме защиты реферата, что не легче, чем по билетам. Отдельные учащиеся подготовили не просто рефераты, а целые научные исследования. Например, Андрей Кочнев в 2007 году, работая над проблемой падения метеоритов и образования кратеров, сумел обосновать гипотезу о метеоритном происхождении озерка–водоема, который находится между деревнями Белово и Грибановка. Другой выпускник из 11 «а» класса Сергей Приданников в 2008 году провел исследование по проверке нашей гипотезы о происхождении солнечной системы и в своем реферате доказал ее право на существование.

На некоторых примерах я попытался показать важное значение предмета астрономии в образовательном процессе средней школы. Астрономия была одним из главных звеньев среднего образования. Выбросить это звено, и цепь разрушится. Это понятно мне простому учителю, это понятно детям, но удивительно, что это непонятно современному Министерству образования России. После 1991 года астрономия исключается из списка обязательных предметов федерального компонента. Это привело к тому, что многие школы страны исключили астрономию из числа предметов средней школы, хотя по школьному компоненту имели право организовать изучение этого предмета. А в 2009 году в международный Год астрономии этот предмет был исключен из списка предметов среднего образования и в Уйской СОШ. К этому вынудило школы без всяких приказов Министерство образования и науки РФ. Этим органом в 2009 г. было утверждено новое Положение о государственной аттестации. По старому положению выпускникам для получения аттестата о среднем образовании нужно было сдать пять экзаменов, из них два обязательных и три по выбору. Для поступления в ВУЗы необходимо иметь результаты аттестации по трем предметам. Поэтому астрономию, технологию, физкультуру, ОБЖ учащиеся вынуждены были выбирать для сдачи экзамена. С 2009 года для получения аттестата достаточно было сдать два экзамена в форме ЕГЭ по математике и русскому языку. Третий предмет выбирался тот, который нужен для поступления в высшие учебные заведения. В связи с утверждением нового Положения «Об итоговой аттестации выпускников средней школы» астрономия выпала из числа предметов по выбору, т. к. ее не сдают при поступлении в высшие учебные заведения.

28–30 июня 2011 г. в Москве, в МГУ имени М. В. Ломоносова, состоялся Всероссийский съезд учителей физики, который принял Резолюцию. В пункте 4 съезд обращает внимание на то, что прямое негативное влияние на качество школьного образования в области физики и астрономии оказывают:

4.1. недопустимо низкое число часов, отводимых учебными планами на изучение физики в общеобразовательной школе на базовом уровне (2 часа в неделю);

4.2. исключение из учебного плана старшей школы предмета «астрономия»; (ж. «Физика — в школе» № 6 2011г. стр. 3–7).

В рекомендациях Министерства образования и науки съезд учителей физики предлагает отмеченные недостатки устранить в стандартах второго поколения. Хочется надеяться, что Министерство учтет рекомендации Всероссийского съезда учителей физики, хотя реально это вряд ли произойдет.

А. К. Рябинин,

заслуженный учитель школы РСФСР.

 

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
15:38 Шествие «Бессмертного полка» на Южном Урале не состоится в очном формате

Во всех регионах страны будут продумываться альтернативные способы проведения акции. Как сообщила сопредседатель центрального штаба Общероссийского общественного движения «Бессмертный полк России», депутат Госдумы Елена Цунаева, решение об отмене очного формата в этом году принято из-за угроз общественной безопасности.

14:48 На Южном Урале подвели итоги конкурса на самую красивую авоську ручной работы

Результаты озвучило министерство экологии Челябинской области. В каждой категории был выбран свой победитель — от дошколят до лиц пожилого возраста. Главная идея мероприятия, ставшего ежегодным, — напомнить, что вредные для окружающей среды пластиковые пакеты можно заменить креативной многоразовой сумкой.

13:51 Политолог Мельников: «Форум креативных индустрий в Челябинске — пример нацеленности региона на опережающее развитие»

«Российская креативная неделя» не нова для центральной части России, а вот на Урале пройдет впервые, и примет ее именно Челябинская область уже завтра, 24 апреля. Ожидается более 150 экспертов, включая представителей крупнейших компаний в сфере креативных индустрий. Проведение такого форума в Челябинске южноуральский политолог Александр Мельников называет «импульсом для появления новых креативных проектов».

Возврат к списку