Вторник, 19 Ноября 2019

Молодым о родном языке, и не только

16.03.2011 Корреспондент: Искра

Говоря о культуре речи сегодня, мы вкладываем в это понятие все более глубокий смысл. Прежде всего культура речи как соблюдение норм и правил устной и письменной речи. Сама по себе культура – это «способность уважения к другому, способность уважения к тому, чего не знаешь, способность уважения к хлебу, земле, природе, истории и культуре, к самоуважению, к достоинству».

«Человек, не знающий своего языка, - дикарь».

 

 

Молодым о родном языке, и не только

                       Посвящается учителю русского языка Е.М. Меньшениной.

Говоря о культуре речи сегодня, мы вкладываем в это понятие все более глубокий смысл. Прежде всего культура речи как соблюдение норм и правил устной и письменной речи. Сама по себе культура – это «способность уважения к другому, способность уважения к тому, чего не знаешь, способность уважения к хлебу, земле, природе, истории и культуре, к самоуважению, к достоинству». Это прекрасное определение можно продолжить, включив в него еще один компонент. Коль скоро культура не что иное, как способность уважения к чему бы то ни было, согласимся, что в эту шеренгу можно и нужно поставить и родной язык, также нуждающийся в благоговейном к себе отношении.

Сегодня уже необходимо говорить и об уважения к родному языку, «благоговении перед той языковой купелью, в которой суждено побывать каждому человеку, становящемуся личностью».

Каким же образом сделать заявленное благоговение действенным, дабы не только нам было хорошо, что наш родной язык – русский язык, но и чтобы русскому языку было хорошо, что у него есть мы? Как научиться знать, любить, беречь и сохранять то значимое, что есть в нашем языке, чтобы спустя целые столетия, нашим потомкам не было стыдно за доставшееся им языковое наследство, как не стыдно сейчас нам за язык Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Лескова, Бунина и Куприна, Чехова и Толстого, Цветаевой и Мандельштама?

А начать, может быть, следует с того, чтобы понять, что любой из нас – это, прежде всего языковая личность, а следовательно, все ключи общественного благополучия питает незаметный, повседневный, примелькавшийся, такой «непрестижный» родной язык. 

Усваивать язык мы начинаем уже с самого детства, это во многом его запечатление. И ребенок уже с малых лет запоминает, какие сказки ему читает на ночь мама, какие мультфильмы он смотрит, как разговаривают между собой родители, как ведут себя люди в транспорте, на улице, в магазине.

Возможно, поэтому в различных странах примитивные, на первый взгляд, дидактические программы, типа «Как научить читать и писать», приобретают статус программ национального значения. Так, в Новой Зеландии (именно эта страна сейчас является лидером начального обучения) детей долго и тщательно учат читать и писать (и никуда при этом не торопятся!), и учат так, что детям потом не страшны и податливы любые науки (ведь они понимают то, что читают). Следовательно, начальная школа – это фундамент, на котором строится вся дальнейшая система обучения и образования в целом. Поэтому столь важно вовремя заметить ребенка, не способного воспринимать изучаемый материал, убедить родителей либо серьезно ежедневно с ним заниматься, либо перевести в класс коррекции – только в этом случае он не будет «скучать» (бездельничать) на уроках, только тогда ему не станет неинтересно.

К огромному сожалению, сейчас некоторые родители в погоне за так называемым «материнским капиталом» забывают о том, что ребенка необходимо еще и самим готовить к школе: заниматься с ним полезными (творческими) делами, приучать трудиться (убирать за собой постель, игрушки, посуду со стола), беседовать на разные темы, обсуждая прочитанное и увиденное. Не стоит уподобляться одичавшему помещику из сказки Салтыкова-Щедрина, которого сняли с дерева, высморкали,  обстригли ногти-когти и волосы, причесали и умыли, за стол посадили. А ведь так порой бывает и с отдельными детьми, которых «готовят» к школе, лишь купив им в последние дни августа книжки-тетрадки, ручки-карандаши да форму с ранцем – и… учите, мол, воспитывайте! А ведь «ребенок учится тому, что видит у себя в дому, родители – пример ему».                                                                                                                                     

Но если он, еще толком не умея читать, а тем более – объяснить написанное или увиденное, сплошь и рядом видит и слышит новые «словоформы» типа «МехаМания», «СделайСам», «Золотая семечка» (сравним: темя - темечко, семя-семечко), название магазина в п. Октябрьском по улице Ленина «Лизаполь» (наверное, это Лиза и Поля?), или рекламу на маршрутном такси «Изготовление банероф», или наклеенную надпись у кассира в «Метро» «мезинчиковые батарейки», или ценник в «Молнии» - полотенце «Пироженное», либо «Бегущую строку» на 31-ом канале: «В театре драммы состоится…». Казалось бы, все это мелочи. Но именно из таких «мелочей» и начинает складываться понятие о языке, о всех его «прелестях». Слушаем мы и песни с рифмой «Я лежу на пляжу» или полнейшую бессмыслицу, повторяющуюся бессчетное количество раз (других слов, наверное нет): «… пьяная, пьяная, непостоянная, пьяная, пьяная, чудная, пьяная…», «сяду в углу и погрущу немножко, ну почему я, блин, такая крошка?», «мания, мания, вся жизнь моя, как игромания», «а все, что ниже шеи,-кадык,дык,дык, дык, дык, кадык, дык, дык, дык, дык», «ой, мама, мама, мама, сижу, торчу, на сайте «е-мейл» я принца ищу» и в продолжение темы: «она не знает выходных и праздников и день и ночь сидит на «Одноклассниках».Смс-приветы на радио у нас шлют безымянные «зайчики, пупсики, малышки».

А как объяснить, слава Богу, закрашенную надпись на 3-х этажном доме в селе Еткуль «Расия для руских»? Или «Вино-водочный магазин» там же.

Это наши местные «мелочи». М. Прохоров может позволить себе гораздо большее – выпустить электромобиль с кратким, но очень характерным названием «Ё»!  А уже ставшую такой «родной» частицу «бы»: «Я как бы пришла…». Так и хочется продолжить – спросить: «Вы как бы немножко беременны?». И до тех пор наша избирательная (предвыборная, посевная) кАмпания будет дружной, веселой кОмпанией, пока хоть кто-нибудь от избирательной комиссии (или кто отвечает за эти лозунги-плакаты?) не исправит эту грубейшую ошибку с «о» на «а»? Как же верно подметил А. Солженицын: «Это – как с детьми: чем взрослей они вырастают, тем тоньше и взыскательней должна быть забота о них» (это уважаемый писатель о словах наших так сказал).

Итак, постепенно набираясь « жизненного» языкового опыта, ребенок и сам становится носителем косного, искаженного, грубого лексикона, владеет им, взрослеет с ним и передает его другим. И школа здесь вовсе ни при чем! Не стоит обвинять учителя во всех смертных грехах: мол, не научили! Учили! Вот только возможно ли донести до сегодняшнего ученика, подкованного и компьютеризованного (есть такое слово?), умеющего лихо общаться с «Инетом», то, что читать он все-таки должен лучше и быстрее, чем работать мышью или стучать по клавиатуре? Конечно же, без компьютера и Интернета сегодня невозможно обойтись. Но знают ли родители, что познает для себя ребенок, зависая там часами, предпочитая чтение, занятия спортом, прогулки, полезную деятельность любимому «компу»? Почему дети перестали «добывать» знания, а просто «скачивать» темы рефератов, докладов, сообщений одним лишь кликом? Страшно даже на секунду представить, что будет с человечеством, если вдруг эта система даст сбой или «сойдет с ума» от избытка информации!

Одна знакомая учительница рассказала такую историю. В гости к её близким приехал американец. Когда что-то потребовалось записать, ему предложили ручку и бумагу. Каково же было удивление, когда выяснилось, что взрослый не может пользоваться этими вещами – он просто не умеет (разучился?) писать обычной ручкой. Ведь он пользуется электронной записной книжкой. Впрочем, сейчас уже не стоит этому удивляться: пока писалась статья, американцы решили совсем отказаться от обучения своих детей письму -зачем на это тратить время? Тем более, что скоро на смену обычным учебникам придут «ридери» (электронные). Уж если сам президент говорит по ТВ о том, что его сын читает электронные книги. А уж что нам-то делать? Сегодняшнее слово уже воспринимается как руководство к действию. Так, может, и ни к чему весь этот разговор об обучении ребенка письму и чтению? Может, сразу дать нашим детям электронные записные книжки да  и пусть себе стучат-пишут, глядишь, и каллиграфия будет замечательная, и ошибок будет меньше (компьютер «подскажет», как писать).

 

Другие материалы рубрики
10:34 На Рождественские чтения в Челябинск приедет известный столичный священник

В этом году темой форума станет Великая Победа, ее уроки и восприятие современниками

18:35 В Златоусте пройдут театральные уроки

В Челябинской области в Год театра появился новый фестиваль

13:22 Волонтеры Южного Урала встретятся на слете "Тепло"

Участниками образовательной программы станут 100 счастливчиков

Возврат к списку