Пятница, 26 Апреля 2024

Молодым о родном языке, и не только

16.03.2011 Корреспондент: Искра

Говоря о культуре речи сегодня, мы вкладываем в это понятие все более глубокий смысл. Прежде всего культура речи как соблюдение норм и правил устной и письменной речи. Сама по себе культура – это «способность уважения к другому, способность уважения к тому, чего не знаешь, способность уважения к хлебу, земле, природе, истории и культуре, к самоуважению, к достоинству».

«Человек, не знающий своего языка, - дикарь».

 

 

Молодым о родном языке, и не только

                       Посвящается учителю русского языка Е.М. Меньшениной.

Говоря о культуре речи сегодня, мы вкладываем в это понятие все более глубокий смысл. Прежде всего культура речи как соблюдение норм и правил устной и письменной речи. Сама по себе культура – это «способность уважения к другому, способность уважения к тому, чего не знаешь, способность уважения к хлебу, земле, природе, истории и культуре, к самоуважению, к достоинству». Это прекрасное определение можно продолжить, включив в него еще один компонент. Коль скоро культура не что иное, как способность уважения к чему бы то ни было, согласимся, что в эту шеренгу можно и нужно поставить и родной язык, также нуждающийся в благоговейном к себе отношении.

Сегодня уже необходимо говорить и об уважения к родному языку, «благоговении перед той языковой купелью, в которой суждено побывать каждому человеку, становящемуся личностью».

Каким же образом сделать заявленное благоговение действенным, дабы не только нам было хорошо, что наш родной язык – русский язык, но и чтобы русскому языку было хорошо, что у него есть мы? Как научиться знать, любить, беречь и сохранять то значимое, что есть в нашем языке, чтобы спустя целые столетия, нашим потомкам не было стыдно за доставшееся им языковое наследство, как не стыдно сейчас нам за язык Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Лескова, Бунина и Куприна, Чехова и Толстого, Цветаевой и Мандельштама?

А начать, может быть, следует с того, чтобы понять, что любой из нас – это, прежде всего языковая личность, а следовательно, все ключи общественного благополучия питает незаметный, повседневный, примелькавшийся, такой «непрестижный» родной язык. 

Усваивать язык мы начинаем уже с самого детства, это во многом его запечатление. И ребенок уже с малых лет запоминает, какие сказки ему читает на ночь мама, какие мультфильмы он смотрит, как разговаривают между собой родители, как ведут себя люди в транспорте, на улице, в магазине.

Возможно, поэтому в различных странах примитивные, на первый взгляд, дидактические программы, типа «Как научить читать и писать», приобретают статус программ национального значения. Так, в Новой Зеландии (именно эта страна сейчас является лидером начального обучения) детей долго и тщательно учат читать и писать (и никуда при этом не торопятся!), и учат так, что детям потом не страшны и податливы любые науки (ведь они понимают то, что читают). Следовательно, начальная школа – это фундамент, на котором строится вся дальнейшая система обучения и образования в целом. Поэтому столь важно вовремя заметить ребенка, не способного воспринимать изучаемый материал, убедить родителей либо серьезно ежедневно с ним заниматься, либо перевести в класс коррекции – только в этом случае он не будет «скучать» (бездельничать) на уроках, только тогда ему не станет неинтересно.

К огромному сожалению, сейчас некоторые родители в погоне за так называемым «материнским капиталом» забывают о том, что ребенка необходимо еще и самим готовить к школе: заниматься с ним полезными (творческими) делами, приучать трудиться (убирать за собой постель, игрушки, посуду со стола), беседовать на разные темы, обсуждая прочитанное и увиденное. Не стоит уподобляться одичавшему помещику из сказки Салтыкова-Щедрина, которого сняли с дерева, высморкали,  обстригли ногти-когти и волосы, причесали и умыли, за стол посадили. А ведь так порой бывает и с отдельными детьми, которых «готовят» к школе, лишь купив им в последние дни августа книжки-тетрадки, ручки-карандаши да форму с ранцем – и… учите, мол, воспитывайте! А ведь «ребенок учится тому, что видит у себя в дому, родители – пример ему».                                                                                                                                     

Но если он, еще толком не умея читать, а тем более – объяснить написанное или увиденное, сплошь и рядом видит и слышит новые «словоформы» типа «МехаМания», «СделайСам», «Золотая семечка» (сравним: темя - темечко, семя-семечко), название магазина в п. Октябрьском по улице Ленина «Лизаполь» (наверное, это Лиза и Поля?), или рекламу на маршрутном такси «Изготовление банероф», или наклеенную надпись у кассира в «Метро» «мезинчиковые батарейки», или ценник в «Молнии» - полотенце «Пироженное», либо «Бегущую строку» на 31-ом канале: «В театре драммы состоится…». Казалось бы, все это мелочи. Но именно из таких «мелочей» и начинает складываться понятие о языке, о всех его «прелестях». Слушаем мы и песни с рифмой «Я лежу на пляжу» или полнейшую бессмыслицу, повторяющуюся бессчетное количество раз (других слов, наверное нет): «… пьяная, пьяная, непостоянная, пьяная, пьяная, чудная, пьяная…», «сяду в углу и погрущу немножко, ну почему я, блин, такая крошка?», «мания, мания, вся жизнь моя, как игромания», «а все, что ниже шеи,-кадык,дык,дык, дык, дык, кадык, дык, дык, дык, дык», «ой, мама, мама, мама, сижу, торчу, на сайте «е-мейл» я принца ищу» и в продолжение темы: «она не знает выходных и праздников и день и ночь сидит на «Одноклассниках».Смс-приветы на радио у нас шлют безымянные «зайчики, пупсики, малышки».

А как объяснить, слава Богу, закрашенную надпись на 3-х этажном доме в селе Еткуль «Расия для руских»? Или «Вино-водочный магазин» там же.

Это наши местные «мелочи». М. Прохоров может позволить себе гораздо большее – выпустить электромобиль с кратким, но очень характерным названием «Ё»!  А уже ставшую такой «родной» частицу «бы»: «Я как бы пришла…». Так и хочется продолжить – спросить: «Вы как бы немножко беременны?». И до тех пор наша избирательная (предвыборная, посевная) кАмпания будет дружной, веселой кОмпанией, пока хоть кто-нибудь от избирательной комиссии (или кто отвечает за эти лозунги-плакаты?) не исправит эту грубейшую ошибку с «о» на «а»? Как же верно подметил А. Солженицын: «Это – как с детьми: чем взрослей они вырастают, тем тоньше и взыскательней должна быть забота о них» (это уважаемый писатель о словах наших так сказал).

Итак, постепенно набираясь « жизненного» языкового опыта, ребенок и сам становится носителем косного, искаженного, грубого лексикона, владеет им, взрослеет с ним и передает его другим. И школа здесь вовсе ни при чем! Не стоит обвинять учителя во всех смертных грехах: мол, не научили! Учили! Вот только возможно ли донести до сегодняшнего ученика, подкованного и компьютеризованного (есть такое слово?), умеющего лихо общаться с «Инетом», то, что читать он все-таки должен лучше и быстрее, чем работать мышью или стучать по клавиатуре? Конечно же, без компьютера и Интернета сегодня невозможно обойтись. Но знают ли родители, что познает для себя ребенок, зависая там часами, предпочитая чтение, занятия спортом, прогулки, полезную деятельность любимому «компу»? Почему дети перестали «добывать» знания, а просто «скачивать» темы рефератов, докладов, сообщений одним лишь кликом? Страшно даже на секунду представить, что будет с человечеством, если вдруг эта система даст сбой или «сойдет с ума» от избытка информации!

Одна знакомая учительница рассказала такую историю. В гости к её близким приехал американец. Когда что-то потребовалось записать, ему предложили ручку и бумагу. Каково же было удивление, когда выяснилось, что взрослый не может пользоваться этими вещами – он просто не умеет (разучился?) писать обычной ручкой. Ведь он пользуется электронной записной книжкой. Впрочем, сейчас уже не стоит этому удивляться: пока писалась статья, американцы решили совсем отказаться от обучения своих детей письму -зачем на это тратить время? Тем более, что скоро на смену обычным учебникам придут «ридери» (электронные). Уж если сам президент говорит по ТВ о том, что его сын читает электронные книги. А уж что нам-то делать? Сегодняшнее слово уже воспринимается как руководство к действию. Так, может, и ни к чему весь этот разговор об обучении ребенка письму и чтению? Может, сразу дать нашим детям электронные записные книжки да  и пусть себе стучат-пишут, глядишь, и каллиграфия будет замечательная, и ошибок будет меньше (компьютер «подскажет», как писать).

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
15:38 Шествие «Бессмертного полка» на Южном Урале не состоится в очном формате

Во всех регионах страны будут продумываться альтернативные способы проведения акции. Как сообщила сопредседатель центрального штаба Общероссийского общественного движения «Бессмертный полк России», депутат Госдумы Елена Цунаева, решение об отмене очного формата в этом году принято из-за угроз общественной безопасности.

14:48 На Южном Урале подвели итоги конкурса на самую красивую авоську ручной работы

Результаты озвучило министерство экологии Челябинской области. В каждой категории был выбран свой победитель — от дошколят до лиц пожилого возраста. Главная идея мероприятия, ставшего ежегодным, — напомнить, что вредные для окружающей среды пластиковые пакеты можно заменить креативной многоразовой сумкой.

13:51 Политолог Мельников: «Форум креативных индустрий в Челябинске — пример нацеленности региона на опережающее развитие»

«Российская креативная неделя» не нова для центральной части России, а вот на Урале пройдет впервые, и примет ее именно Челябинская область уже завтра, 24 апреля. Ожидается более 150 экспертов, включая представителей крупнейших компаний в сфере креативных индустрий. Проведение такого форума в Челябинске южноуральский политолог Александр Мельников называет «импульсом для появления новых креативных проектов».

Возврат к списку