На конкурс "Эхо Великой Победы"
Ростислав Логинов
Обыкновенный герой
Иду по улице Советской, задумавшись, не глядя по сторонам. И вдруг! Точно громом оглушило:
— Германыч! Здравствуй, да подойди ты к Лопаткину.
— Напугал, Михаил Степанович, с таким голосом парадом командовать... на Красной площади!
— И скомандую!..
Глаза за толстыми стеклами очков хитровато улыбаются.
— «Вот стою и смотрю, с кем поговорить, словом перекинуться».
И сидим, бывало, не один час на скамейке у сада, или за чашкой чая, и разговор тянется, и обоим интересно слушать друг друга. Особенно мне его.
...Так получилось, что трое его детей учились у меня: Георгий, Иван, Мария. Виктор же, третий его сын, был моим «походником», краеведом. Надо сказать, что дети Лопаткиных унаследовали такие добрые черты, как уважение к старшим, доброжелательность, прямоту и достоинство. Это от Михаила Степановича и Зои Николаевны...
Речь заходит, конечно, и о войне.
— Война–то застала меня на Дальнем Востоке, — говорит мой собеседник. — А осенью нашу стрелковую дивизию бросили под Москву. Всю войну я прошел шофером. В Калининской области пришлось как–то оставить машины; зима... бездорожье... снега..., догоняли дивизию пешими. Под городом Клин попали в окружение. Выходили малыми группами...
Михаил Степанович курит, долго молчит и добавляет–таки:
— В группе нас поначалу двадцать человек было, остались двое — я, да Василий Семенов. Чудеса не чудеса, но натолкнулись мы на свою отступавшую вторую стрелковую.
Шоферы на войне — профессия опасная. Подвозили на передний край оружие, боеприпасы, продукты. И все это под огнем, бомбежками. Мне везло. Каких только случаев не было. Попадаем раз под сильнейшую бомбежку. Самолетов — тьма. Бросились было бежать от колонны, кто куда. И вдруг кто–то громогласно так скомандовал: «По машинам!». От такого решительного голоса все повернули назад. Вырвались, груз доставили, но сколько жертв было...
Не раз на волоске от смерти был Михаил Степанович, за эти четыре года. Выручали интуиция, умение не паниковать, да и удача была. Возил он командира части, и как–то заехали в деревню. Смотрят, что–то не то, гортанные звуки, форма не наша... «А ну назад» — прошипел командир. Немецкие мотоциклисты рванулись за машиной, однако удалось оторваться. Довелось Лопаткину сражаться под Москвой, Ржевом, Сталинградом, участвовать в Ясно–Кишиневской операции. В марте сорок пятого участвовал он в яростных боях в Венгрии, у озера Балатон за город Секешфехервар.
— Там, — вспомнил Михаил Степанович, — за оружие взялись разведчики, шоферы, врачи, санитары.
Немцы и их фашистские союзники перешли тогда в свое последнее контрнаступление, стремясь выйти к Дунаю, восстановить оборону по его западному берегу. Но были разгромлены, после чего без сопротивления сдали Вену. Там и встретил мир М. С. Лопаткин.
Грудь его украсили орден Красной звезды, медали: «За оборону Сталинграда», «За оборону Москвы», «За взятие Вены», «За победу над Германией».
Десятки лет после войны работал Михаил Степанович механизатором. Тысячи центнеров пшеницы намолотил он. Целый город можно накормить его хлебом!
...12 лет, как не стало Михаила Степановича Лопаткина, вскоре скончалась и Зоя Николаевна. Но родительский дом не покинут. Дочь Мария Михайловна, сама уже бабушка, ходит сюда, следит за порядком, Георгий Михайлович и Виктор Михайлович с детьми и внуками навещают из Челябинска дом по улице Советской, где все, как при родителях. Каждый уголок дома и двора напоминает о них...
...Как–то разговорились с Михаилом Степановичем о фронтовых дорогах: — «Вот неправда это в песне «Не страшна нам бомбежка любая» — страшна! Но мне нравится строчка: «Но баранку не бросал шофер». И Михаил Степанович широко улыбнулся.
Давно это было, но как вчера помнится.
Поделиться
поделиться:
Прошла церемония возложения венков и цветов к Вечному огню — в ней приняли участие представители законодательной и исполнительной власти региона
На площадке проведения — в Челябинском государственном университете — состоялось не только модное дефиле, на котором показали, как в 19 веке выглядели невесты различных народностей Южного Урала, но также обсудили значение русского языка. Ученые сходятся во мнении: сегодня русский язык — язык межкультурной коммуникации.
В бюджете региона на следующий год запланировано потратить на сферу культуры свыше 2,9 миллиарда рублей, что на 62 процента больше суммы, запланированной на 2023 год. Подробно о том, куда направят деньги, рассказал министр культуры Челябинской области Алексей Бетехтин: «Увеличенный объем средств позволит завершить реконструкции крупных знаковых объектов — усадьбы Демидовых — «Белый дом» — в Кыштыме, картинной галереи и репетиционной базы ансамбля «Урал» на набережной реки Миасс в Челябинске».