Пятница, 19 Апреля 2024

Фронт. Зинаида Лядова вела дуэли с вражескими снайперами

08.04.2020 Корреспондент: Елена Рохацевич

Когда началась Великая Отечественная война, Зине Лядовой было 15 лет. Ей очень хотелось учиться дальше, мечтала о профессии учителя. Но в родном колхозе мужчины ушли на фронт, вся работа легла на плечи женщин, стариков и даже детей. Девочка вместе с мамой косила, вязала снопы, скирдовала, молотила зерно, пасла и доила коров, на них и пахала землю. Зинаида Дмитриевна в своих воспоминаниях, сохранившихся в Объединенном государственном архиве Челябинской области, пишет: «Спать приходилось мало, работали с темна до темна. Мама, бывало, скажет: не отпущу больше на работу, не в чем, все порвалось и купить одежду негде и не на что. А потом наложит очередную заплату на мою одежонку – и опять вперед».

В колхозе были организованы курсы всеобуча, девушки проходили военное дело: маршировали, ползали по-пластунски, учились маскироваться и стрелять. Старики смотрели на вчерашних школьниц и плакали. Стрельба у Зинаиды получалась хорошо, глаз был метким, рука не дрожала. Когда из черной тарелки, что висела у сельсовета, передавали печальные и трагические известия с фронтов, у Зины сжималось сердце и душа рвалась в бой отомстить гадам-фашистам. Но малолеток в армию не брали. Только в феврале 1944 года, когда девушке исполнилось 18, она добилась в военкомате призыва в армию. 

Женская работа?

С 1942 года женщин стали использовать в снайперской службе. При Центральной школе инструкторов снайперской подготовки были созданы женские курсы, куда и направили Зинаиду Лядову. Как показал опыт боевых действий, женщины-снайперы оказались эффективными стрелками. У них было больше выдержки и спокойствия при выборе цели. Даже нажатие на курок они производили более плавно, чем мужчины. За два с небольшим года школа выпустила четыре набора девушек общей численностью около двух тысяч человек, которые за годы войны, по неофициальным данным, истребили более 12 тысяч солдат противника. На учебу отводилось три месяца. Инструкторы старались создать у своих подопечных тройной запас выносливости, чтобы в боевой обстановке хватило сил для выполнения задачи, учили окапываться, маскироваться, стрелять по движущимся мишеням.

Молодого снайпера направили в 73-ю стрелковую дивизию 48-й ударной армии на 1-й Белорусский фронт.

«Приняли нас в штабе душевно, все подходили к нам, чтобы взглянуть на девчат, тем более снайперов. Накормили, поинтересовались: все ли взвесили, а может, кто передумал. Мы единодушно ответили: нет, только снайпер. Мы же не зря учились. Хотим скорее на передовую, хотим бить фрицев», – пишет Зинаида Лядова.

В первые дни на фронте девушки наблюдали за вражеской обороной, изучая местность, подготавливая для себя ориентиры. Очень помогали разведчики: показывали, откуда лучше выползать в нейтральную зону, где в свои основные траншеи ходят фрицы. Опытные снайперы-бойцы советовали, как лучше действовать в разных ситуациях.

Фашисты выслеживали снайперов, особенно «фрау-снайпер», охотились за ними в буквальном смысле слова. За Зинаидой Лядовой тоже велась охота со стороны вражеских снайперов. Поэтому она всегда придерживалась негласного правила – имела «гранату-неразлучницу», чтобы не попасть в плен.

«Скажу откровенно, – пишет в своих воспоминаниях Зинаида Дмитриевна, – очень трудно быть снайпером. Ему нужна выдержка, находчивость, умение замаскироваться. Недаром говорят: снайпер ошибается один раз». 

Перехитрила нахального фрица

Осенью 1944 года стрелковый полк закрепился на опушке леса. За деревьями на расстоянии меньше километра – вражеские позиции. Очень уж нахально действовал здесь немецкий снайпер.

Вызвал Зину командир полка: «Найди и уничтожь этого фрица! От его руки уже погибли несколько наших бойцов». Три дня девушка наблюдала за немцем, лежа в грязном маскхалате на грязном снегу. В голове одна мысль: «Я должна выполнить приказ, я должна отомстить за наших». На третий день Зинаида вновь замерла у прицела. Скоро сумерки. Где же он, этот неуловимый и наглый фашист? Вдруг левее дерева выползла фигура со снайперской винтовкой. Палец автоматически нажал спусковой крючок. Зина увидела, как голова снайпера мотнулась в сторону и поникла, винтовка выпала из рук.

«Так мне пришлось снять вражеского снайпера. Значит, я перехитрила его. Кончился победой мой смертельный поединок», – записала в своих воспоминаниях Зинаида Дмитриевна. За этот бой она была награждена медалью «За боевые заслуги».

Не раз еще девушка вела такие дуэли с вражескими снайперами, сутками лежа в грязи, в снегу, на жаре. На ее счету несколько десятков уничтоженных гитлеровцев. Бывало, и из пулемета строчила, и минометчиком приходилось быть, и из противотанкового ружья стрелять – смотря по боевой обстановке. «Хоть мы и были хрупкими девчонками, но не хныкали, а сражались, как настоящие мужчины», – заключает Зинаида Дмитриевна свои воспоминания.

За успехи в бою младший сержант Зинаида Лядова награждена шестью медалями, значком «Снайпер» и благодарностями от Верховного Главнокомандующего. В Подольске, где находилась Центральная школа инструкторов снайперской подготовки, Зинаиде Дмитриевне присвоено звание Почетного ветерана. После войны девушка приехала в Челябинск, долгое время работала в тресте «Челябспецстрой».

лядова 001.jpg

Поделиться

поделиться:

 

Возврат к списку