Суббота, 20 Апреля 2024

«Транснефть» ради экологической безопасности делает «МРТ» для нефтепроводов

07.06.2023 Корреспондент: Светлана Николаева Фото предоставлено АО «Транснефть — Урал»

Российские предприятия давно начали применять зеленые технологии. Кто-то делает это более успешно, кто-то — менее. А вот крупнейшая в мире компания в области трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, одно из подразделений которой находится на Южном Урале, своими разработками, решениями по сохранению и восстановлению биоресурсов, степенью готовности к нештатным ситуациям сумела произвести отличное впечатление даже на надзорные органы.

Казалось бы, чем можно поразить Росприроднадзор, Министерство экологии и другие ведомства? Во время проверок они чего только не видели. Тем не менее, побывав на учениях, которые проводил челябинский филиал АО «Транснефть — Урал», эксперты из надзорных органов не скрывали восхищения.

— Сказали, что как будто на увлекательной экскурсии у нас побывали, — говорит начальник службы экологической безопасности и рационального природопользования Челябинского нефтепроводного управления (НУ) АО «Транснефть — Урал» Александр Патрушев.

Но сначала о том, что связывает Южный Урал с нефтью. Цену черному золоту знают все. Но не всем известно, что через Челябинскую область проходят сразу несколько магистральных трубопроводов, по которым транспортируют нефть и нефтепродукты. Трубопроводы тянутся под землей – через поля, через леса, пересекают реки. В регионе находятся шесть станций АО «Транснефть — Урал» (это второе по величине предприятие в составе компании «Транснефть»). Расположены они в Красноармейском, Еткульском, Сосновском, Чебаркульском, Саткинском районах, а также в Челябинске, Миассе и Златоусте. Именно эти станции придают ускорение движению нефти по «стальным руслам». Есть и другие объекты.

Насколько они экологически чистые и безопасные? У жителей Челябинской области, как известно, к экологии особое отношение. Регион промышленный, за долгие годы промпредприятиями оставлен большой экослед, теперь на Южном Урале исправляют накопленный годами вред. Область как пилотный регион участвует в разных проектах: столица Южного Урала даже попала в эксперимент по квотированию выбросов.

— Недавно в обращении к депутатам Заксобрания губернатор Челябинской области Алексей Текслер не обошел вниманием тему экологии. Власти с бизнесом приняли много решений, подписали соглашения о снижении выбросов, внедрили систему онлайн-мониторинга. Участвует ли ваше предприятие в этом процессе? Подписывались ли соглашения? — вопросы начальнику службы экологической безопасности и рационального природопользования Челябинского нефтепроводного управления АО «Транснефть — Урал».

— Абсолютно все предприятия, находящиеся в городе, должны были отчитаться о своих выбросах и разработать план по их снижению. Мы в том числе, хотя выбросы у нас минимальны, — отвечает Александр Патрушев. — Основным их источником у нас может быть только резервуарный парк, он есть на линейно-производственной диспетчерской станции (ЛПДС) «Челябинск» в Новосинеглазово. Однако в основном работа идет «из насоса в насос», и резервуары не задействованы.

Тем не менее челябинский филиал АО «Транснефть — Урал» подписал все соглашения о снижении нагрузки на окружающую среду и дополнительном уменьшении выбросов во время неблагоприятных метеоусловий.

— Какого-то заметного влияния на окружающую среду наши объекты не оказывают, — объясняет Александр Патрушев. — На их территории живут суслики и зайцы, а на каскаде прудов очистных сооружений ЛПДС «Ленинск», которая расположена около Миасса, селятся лебеди и обитают ондатры.

Слова словами, но верить хочется цифрам. И они у предприятия есть. На территории всех перекачивающих станций и в их санитарно-защитных зонах ведется постоянный экологический мониторинг. На анализ берутся пробы воздуха, воды и почвы — в прошлом году таких исследований было проведено около 15 тысяч! Работу эту ведет специальная аккредитованная лаборатория. Контроль ведется даже с большей частотой, чем того требует законодательство. Почему? «Собственные требования — собственные стандарты», — говорят в АО «Транснефть — Урал».

Однако в сфере, связанной с нефтью, безусловно, есть экологические риски. Нефтепроводчики должны быть к ним готовы, и они эту готовность обеспечивают. В частности они планово заменяют участки трубопроводов. Сейчас, например, ведутся работы по замене участка на подводном переходе под рекой Ай.

— Трубы имеют свойство стареть, — говорит Александр Патрушев. — Решения об их ремонте принимаются заблаговременно, с учетом нескольких критериев. Причем один на данный момент, можно сказать, ноу-хау компании «Транснефть».

Речь о так называемой внутритрубной диагностике. Специальный прибор – дефектоскоп – вместе с потоком нефти движется внутри трубы и контролирует состояние «стальной артерии»: толщину стенок, качество нанесенной изоляции, наличие любых отклонений.

— Прибор словно «просвечивает» стенку трубы насквозь, — продолжает Александр Патрушев. — Это примерно то же самое, что и МРТ для человека. Только для труб. При дефектоскопии используются разные методы исследования.

Кстати, дефектоскопы различных моделей для своих нужд компания «Транснефть» разрабатывает и производит сама. В конечном счете такую «МРТ» для трубопроводов, получается, проводят тоже для экологической безопасности. Обнаружили дефект — заменили участок трубы, а значит, предотвратили неприятные последствия. Однако здесь понимают, что случится может непредвиденное и что обязаны быть готовыми ко всему – в «Транснефть – Урал» есть подразделения, специалисты которых готовы устранить любые аварийные ситуации, связанные с нефтью. Они регулярно проводят учебно-тренировочные занятия.

— В прошлом году к нам приезжала большая комиссия, — Александр Патрушев подходит к теме, с которой и начат этот материал. — Представители государственных ведомств оценивали во время учений нашу готовность к ликвидации последствий аварий при различных сценариях — в чистом поле, на подводном переходе, на территории станции. Были, как они сами сказали, впечатлены. Порадовало специалистов в том числе и наличие у нас специальных современных средств для устранения последствий выходов нефти.

Например, все слышали про боновые заграждения — конструкции, применяемые для локализации нефтяного пятна на твердой или водной поверхности. В Челябинском филиале АО «Транснефть — Урал» проверяющих познакомили с разными модификациями бонов (предназначенными для работы при быстром течении, на волне и так далее). Продемонстрировали и работу нефтесборщиков для очистки воды и береговой полосы, рассказали, какие экологически чистые сорбенты имеют в своем распоряжении.

Сами сотрудники говорят о своей компании так: «Мы не природопользователи — мы природоохранники». Вот еще один тому пример. Перед заменой участков трубопроводов проводятся инженерно-экологические изыскания. В прошлом году во время таких работ в Еткульском районе обнаружили занесенный в Красную книгу ковыль перистый. Обратились к ученым ЧелГУ и вместе с ними собрали семена этого растения, чтобы высадить их на новом месте. Семена взошли!

Неужели пересаживали сами сотрудники? Оказалось, что в «Транснефть – Урал» такой труд уважают. Челябинские нефтепроводчики — постоянные участники всероссийской акции «Сад памяти». При этом никто им не навязывает такое волонтерство.

— В прошлом году зашел на интерактивную карту акции, нашел место, где планируется высадка саженцев сосенок, созвонился с организаторами, и мы приехали, — перечисляет Александр Патрушев. — Лесничий порадовался нашей большой компании из 20 человек, снабдил посадочным материалом и указал делянку. Посадили. В этом году созвонились. Приживаемость – 87 процентов! По словам лесничего – отличный результат.

В этом году уже в другом лесничестве высаживали саженцы сосенок. Лесничий сказал, что нечасто сотрудники предприятий по собственной инициативе предлагают свои рабочие руки да еще в таком количестве.

Недавно на свои средства закупили 20 сосенок и высадили их в Челябинске у пруда Девичьи Слезы. Сейчас выращивают в питомнике саженцы ели сибирской. Говорят, что пригодятся. А в честь 30-летия «Транснефти», которое будет отмечаться в этом году, планируют высадить в городе 30 рябин.

Работники предприятия постоянно участвуют и в других экологических акциях. Очищают берега водоемов, например, озера Смолино в областном центре и пруда Камбулат в Чебаркульском районе, убирают мусор в населенных пунктах области. За вклад в улучшение экологической обстановки в Челябинской области коллектив и отдельные работники отмечены грамотами и дипломами. Кроме озеленения, южноуральцы занимаются и зарыблением водоемов: раньше выпускали мальков в Шершневское водохранилище, сейчас — в реку Иртыш. Охрана окружающей среды для работников Челябинского НУ «Транснефть – Урал» да и всей «Транснефти» — приоритет.

photo_5472130326626159365_y.jpg

photo_5472130326626159363_y.jpg

photo_5472130326626159364_y.jpg


 

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
09:00 Четвероногие навигаторы: челябинка рассказала, как собака-проводник из средства реабилитации стала членом семьи

Друг, помощник, ребенок — только так незрячие люди называют своих собак. Эти животные берут на себя роль четвероного навигатора, знают десятки маршрутов, оберегают от опасности, могут поднять упавшие вещи хозяина, а самого человека — удержать на ногах. В простонародье такую собаку зовут поводырем, но ее официальное название — собака-проводник. В социальном контракте она значится как средство реабилитации, но хозяева таких животных утверждают: собака-проводник — не робот с механическими настройками команд, она — глаза незрячего и слабовидящего человека, родной и полноценный член семьи, у которого есть свои эмоции и который умеет чувствовать настроение хозяина. «Губерния» познакомилась с одной из немногочисленных челябинских собак-проводников, узнала, для чего их обучают танцам и сколько времени нужно для притирки характеров.

19:34 Муниципалитеты Челябинской области получили удвоенную субсидию на ремонт дорог

В этом году регион снова нацелился на рекордные объемы по дорожному ремонту. В планах — привести в порядок около 800 километров дорог, однако губернатор Алексей Текслер не исключает вероятность, что и эта цифра немного подрастет. Асфальтобетонные заводы Челябинской области уже запустили в работу. Да и погода позволяет начать ремонт. На ряде дорог скоро уже заработает техника. В этом году областные власти сделают упор в том числе на ремонт дорог туристического направления. А сегодня, 18 апреля, глава региона оценил состояние нескольких дорог Челябинска.

16:29 В новом сельскохозяйственном сезоне на Южном Урале будут и риски, и новшества

За неделю до старта нового сельскохозяйственного сезона в Челябинской области состоялось производственное агрономическое совещание. «Губерния» узнала, как много площадей засеют в этом году и какими культурами, что происходит с ценой на топливо, почему южноуральское удобрение — одно из лучших и его даже предпочитают использовать американцы, а еще мы узнали о том, как в регионе планируют бороться с дефицитом кадров на полях. Ожидается, что в этом году больше студентов агровузов отправят на уборку урожая — специально для них даже начало учебного года сдвинут на более поздний срок.

Возврат к списку