Пятница, 26 Апреля 2024

К 200-летию Островского в Челябинске ставят балет «Бесприданница»

28.11.2022 Корреспондент: Служба информации Фото: А. Голубев, ЧГАТОБ имени М. И. Глинки

Впервые пьеса «Бесприданница» выдающегося русского драматурга Александра Николаевича Островского будет рассказана языком танца. Новый балет создается при поддержке Союза театральных деятелей Российской Федерации и Министерства культуры Российской Федерации.

Завет мастера

Идея постановки спектакля «Бесприданница» принадлежит легендарному советскому и российскому режиссеру и сценаристу, создателю жанра фильма-балета Александру Аркадьевичу Белинскому. Большинство работ мастера были созданы специально для Екатерины Максимовой: «Анюта», «Галатея», «Старое танго», «Жиголо и Жиголетта» и другие. Предполагалось, что великая артистка исполнит главную роль и в фильме-балете по мотивам пьесы Островского, но этот замысел, к сожалению, реализовать не удалось.

Александр Белинский в последние годы жизни дружил и работал с хореографом Марией Большаковой. Либретто балета «Бесприданница» он подарил ей с завещанием: «Я надеюсь, у тебя когда-нибудь это получится».

Драматический балет

Мария Большакова – лауреат всероссийских и международного конкурсов, с 1999 года служит в Михайловском театре. В качестве балетмейстера и режиссера она поставила более 150 спектаклей. Работала с Геннадием Хазановым, Сергеем Безруковым, Сергеем Чонишвили, Ольгой Волковой, Людмилой Чурсиной, Анатолием Равиковичем, Игорем Бочкиным, Анастасией Мельниковой и другими известными артистами, выступала хореографом олимпийского чемпиона по фигурному катанию Алексея Урманова. Балетмейстер также поставила танцы в фильме «Анна Каренина» 1997 года, который сняла кинокомпания Мела Гибсона.

По словам Марии Большаковой, спектакль «Бесприданница» должен стать не просто балетом, а театральным действом посредством хореографии.

— Это то, чем занимался Александр Аркадьевич Белинский: спектакли, в которых все понятно без слов и которые интересны не только любителям классического балета. Яркий пример — «Анюта». Мы идем в эту же сторону, но спустя много лет, поэтому, конечно, средства выразительности у нас адаптированы к XXI веку, – пояснила балетмейстер.

Музыкальная канва

Музыку к новому спектаклю сочинил композитор из Санкт-Петербурга, лауреат международных и всероссийских конкурсов Владимир Баскин. В репертуаре челябинского театра есть два мюзикла этого автора: «Алиса в стране чудес» и «Волшебный посох Деда Мороза».

В спектакле будут использованы произведения Михаила Ивановича Глинки: ноктюрн «Разлука» и романс «Не искушай меня без нужды», который поет Лариса в пьесы Островского. В постановке челябинского театра это сочинение исполнит солистка оперной труппы.

— Композиторы не любят работать с произведениями других авторов, тем более таких, как Глинка — это очень рискованно. Мне кажется, мы нашли деликатный ход, — объясняет Мария Большакова. — Мы осознанно выделяем произведения Глинки, чтобы лишний раз подчеркнуть духовность этой музыки, проблематику спектакля.

Погружение в эпоху

Передать дух эпохи второй половины XIX века помогут декорации Алексея Вотякова – лауреата премии «Золотая маска», главного художника Магнитогорского драматического театра имени А. С. Пушкина.

– У Александра Николаевича Островского есть текст, посвященный природе средней полосы России и закатам на Волге. Он писал, что ничего не может быть восхитительнее, за этим можно наблюдать часами. Я, будучи художником, с ним абсолютно солидарен и поэтому обратился к творчеству Исаака Левитана. Из всех известных мне пейзажистов именно он наиболее яркий представитель этого направления. Левитан посвятил Волге очень много картин, один из его этюдов вошел в основу фонового решения балета, – рассказывает Алексей Вотяков.

Костюмы артистов разработала художник из Санкт-Петербурга Ирина Зайцева. Художником по свету выступил Нарек Туманян, который ранее служил в Большом театре и театре имени Евгения Вахтангова.

— Несмотря на то, что костюмы отсылают к концу XIX века, мы не рассказываем абстрактную историю людей, про которых ничего неизвестно. Такая трагедия может произойти в любое время и в наши дни тоже, поэтому у нас современная музыка, и мы не идем в сторону портретных характеристик Островского, а выявляем человеческие качества персонажей в спектакле, — добавила Мария Большакова.

Мировая премьера балета «Бесприданница», посвященная 200-летию Александра Николаевича Островского, состоится 18 декабря. Спектакль включен в программу «Пушкинская карта».

12+ 

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
20:30 Три главные новости четверга, 25 апреля

Каждый рабочий день «Губерния» выбирает самые интересные новости, произошедшие в Челябинской области

19:03 Футбольный клуб «Челябинск» в выездном матче сыграл с липецким «Металлургом»

Вплоть до последних минут матча «Челябинск» опережал соперников. Однако гол, забитый с пенальти в дополнительное время, определил итог матча — результативную ничью 2:2.

18:20 Гости стенда Челябинской области на ВДНХ побывают в настоящей уральской тайге

После обновления стенда Челябинской области на международной выставке-форуме «Россия» полюбившиеся многим качели приобрели больший интерактивный эффект. Теперь гости смогут побывать в национальных парках Южного Урала, полюбоваться рассветами в туманном лесу. А в природной фотозоне началось настоящее лето, наполненное солнцем, цветами и красотой лесных полян.

Возврат к списку