Иерей Евгений Побирченко, настоятель возводимого челябинского храма в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова на Тополиной аллее, подробно рассказал о таинстве соборования, которое проводят в южноуральских храмах в Великий пост
Идет Великий пост. Верующие стараются прибегать не только к таинствам покаяния и причащения, но и соборования. Через любое церковное таинство, если человек приступает к нему с должным духовным устроением, он получает дары, которые дает ему Господь. Так, в таинстве соборования человек получает дары врачевания недугов душевных и телесных. Иерей Евгений Побирченко, настоятель возводимого челябинского храма в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова на Тополиной аллее, подробно рассказал о таинстве соборования. Почему живуче суеверие, что после соборования непременно умрешь? И можно ли собороваться здоровому человеку? Ответы на эти и другие вопросы читайте в нашем материале.
Апостольское происхождение
– Отец Евгений, расскажите об исторических истоках таинства соборования.
– Это таинство имеет древнюю традицию, еще со времен земной жизни Иисуса Христа. Когда Он посылал своих апостолов во все концы Палестины для исцеления недужных. Тогда и была установлена практика помазывать болящих освященным маслом – для исцеления и изгнания бесов. Об этом говорит апостол евангелист Марк в 6-й главе Священного Писания. Также апостол Иаков в своем послании пишет, чтобы священники помазывали болящего елеем с молитвой: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». Здесь содержится указание на апостольское происхождение таинства елеосвящения, совершавшегося собором, то есть собранием, пресвитеров, почему оно и называется у нас еще соборованием. По церковному канону семь священнослужителей должны молиться над болящим семь дней подряд, читать по очереди молитвы, апостольские послания, Евангелие и семь раз помазывать больного маслом.
– В наше время соборование видоизменилось?
– В современных условиях таинство было сокращено при сохранении смыслов до одного дня, часто совершается только одним священником. Во многих городах, деревнях трудно найти семь пресвитеров, которые бы могли прийти к одру больного человека и читать молитвы.
Раскаяться и исцелиться
– Из чего состоит соборование?
– Совершается особый чин елеосвящения, когда освящается оливковое или подсолнечное масло, поются богослужебные тексты, тропари, ектении, кондаки, читается канон о болящих. Мы молимся о том, чтобы Господь через помазание святым маслом исцелил всех болящих. Священник совершает семикратно помазание освященным маслом, которое предварительно смешивается с вином. Объясню, почему с вином. Когда Господь рассказывал притчу о добром самаритянине, Он говорил о том, что на человека, которого избили разбойники, спасший его прохожий возлил масло и вино для исцеления и заживления ран. В библейской притче елей и вино являются лекарствами от хворей и болезней. Поэтому елей смешивается с вином во время чтения определенной молитвы, и мы помазываем болящего. Читаются семь отрывков из Евангелия, семь отрывков из апостольских посланий. После этого совершается семикратное помазание тела человека: лицо, грудь, руки. Освящая все это, Господь преображает человека, очищая его от болезни и наполняя духовным светом, духовной благодатью.
– Нужно ли исповедоваться перед соборованием?
– Конечно, да. Первопричиной любой болезни является грех. А борьбой с грехом – покаяние и исповедь. Если человек провел анализ своей жизни, раскаивается в своих грехах, осознает свое несовершенство и просит у Бога прощения, то Господь прощает его и освобождает человека от рабства греха. Бывают случаи, когда человек не в состоянии в должной мере раскаяться, либо находясь в парализованном или коматозном состоянии, либо просто не понимая, какой вред нанес своими грехами окружающим людям. В таком случае мы можем его соборовать, понимая, что милостивый Господь-сердцеведец видит человека, знает его сокрушенные чувства и прощает ему грехи, даже не озвученные вслух по объективным обстоятельствам. В других же случаях, когда человек чем-то страдает и хочет получить исцеление, он должен основательно подготовиться к исповеди, причастию, затем собороваться. Любое действо от крещения до смерти, всегда должно сопровождаться покаянными молитвами и принятием Святых Христовых Таин. Без этого все теряет смысл, если мы соборуемся, но не исповедуемся и не причащаемся, то мы не осознаем ни нашей греховности, ни пути нашего спасения, мы не видим во всей полноте картину церковной жизни по отношению к нам. И воспринимаем соборование как магический обряд, когда через помазание маслом так, на всякий случай вдруг можно выздороветь. Так не бывает. Все, что происходит в церкви во время таинств, от действия человека, направленного с молитвой к Богу, до ответного действия Божия – исцелить, вразумить и исправить, имеет глубокий смысл и покрыто тайной. Слово «таинство» происходит от слова «тайна». Но это не что-то доступное только для узкого круга посвященных — тайна заключается в невидимом действии благодати Божией, которая подается во время таинства: человек не знает, как именно это происходит.
Здоровых не существует
– Насколько серьезно человек должен быть болен, чтобы собороваться?
– Действительно, часто возникают споры, кого считать болящим, в каком случае можно соборовать человека, в каком нельзя. В некоторых наших догматических произведениях, например, у святителя Петра Могилы, указано, что здорового человека категорически нельзя соборовать. У католиков и в южных провинциях Великороссии и вовсе существовала традиция соборования как приготовление человека к смерти. Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, нужно дать определение человеку здоровому. Разве можно сегодня найти человека, лишенного телесных и душевных недугов? Если рассмотреть каждого христианина по отдельности, с точки зрения психического, физического здоровья, то здоровым не может быть признан никто, кроме самого Господа Иисуса Христа. Даже если мы не видим телесные недуги, душевные есть у каждого. Любой человек отягощен грехом, у кого-то есть внутренние болезни, о которых он еще не догадывается. Запретить человеку собороваться просто потому, что он внешне молодой, здоровый и красивый, нельзя. Может, у него больше болезней, чем у дряхлого старика? Священнику, не обладающему старческой прозорливостью, не под силу диагностировать заболевания пришедшего к нему. Поэтому воспринимаем любого человека как страждущего и болящего в силу того, что человеческая природа из-за первородного греха склонна к болезням и терпению болей и скорбей.
Насильно не втянуть в Царствие Небесное
– Можно ли соборовать человека в коматозном состоянии, который в здравом уме и твердой памяти не ходил в храм?
– Да, случается, что родственники лежащего в реанимации в беспамятстве больного приглашают священника соборовать его. Находясь в сознании, этот человек категорически отказывался от приглашения священника и от принятия Святых Христовых Тайн. Однако после попадания в реанимацию родственники считают правильным его «быстренько и незаметно пособоровать». Этим обращением они демонстрируют свое неправильное отношение к таинству – насильно втянуть в Царство Небесное не получится. Не надо было дожидаться крайнего недееспособного состояния родного человека, чтобы воцерковить его. Если человек никогда в жизни не исповедовался, на мой взгляд, нет никакого смысла его соборовать.
– Отец Евгений, были ли вы свидетелем того, как после соборования человек выздоровел на ваших глазах?
– О действенности таинства может рассказать любой священник. И я неоднократно наблюдал исцеление, по крайней мере, отступление болезни. Иногда пригласят соборовать в онкологическое отделение, смотришь на болящего с запущенной стадией рака и думаешь, вот-вот об упокоении надо будет молиться. А через пару месяцев человек на своих ногах в храм приходит бодрый. «По вере вашей да будет вам». Каждый человек должен уповать на волю Божию. Во время соборования Господом дается помощь и благодатное исцеление.
Поделиться
поделиться:
Каждый рабочий день «Губерния» выбирает самые интересные новости, произошедшие в Челябинской области
Подконтрольными ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» стали маршруты №19 «Чистопольская — Приборостроительная» и №91 «ТК Молния — поселок Градский». Оплачивать проезд теперь в них можно будет транспортными картами, а также предъявлять проездные и использовать пересадочные билеты.
Уже 115 тысяч жителей Челябинской области оценили мобильное приложение «Госуслуги.Дом», которое предоставляет удобные функции для управления жилищными вопросами. В ближайшее время в приложении появится новая функция «Коллективная заявка», которая позволит собственникам жилья объединять усилия для решения общих проблем.