Воскресенье, 28 Апреля 2024

«Супермаркеты созданы для спонтанных покупок»: южноуральцам рассказали, как не стать жертвой маркетологов

30.06.2023 Корреспондент: Максим Хлызов Фото: Юлия Боровикова

Выбор товаров в магазине вызывает эмоции, которые заставляют покупать больше. Но специалист по маркетингу, профессор Юнер Капкаев знает, как этого избежать.

Зачастую в супермаркетах можно увидеть такую картину: человек намерен купить только пару вещей и даже не берет тележку или корзину, но, походив по магазину, подходит к кассе с огромной грудой различных товаров. Профессор кафедры экономики отраслей и рынков ЧелГУ, кандидат экономических наук Юнер Капкаев в пятницу, 30 июня, стал гостем стрим-шоу «Поутру» медиахолдинга «Гранада Пресс» и объяснил, почему так происходит.

— В середине прошлого века товаров стало больше производиться, чем люди покупали, поэтому производители начали думать, как людей спровоцировать на покупки, — рассказывает гость. — Появилось много разных инструментов, которые ненавязчиво вызывают у человека желание приобрести тот или иной товар. Например, пространство в магазине сформировано таким образом, чтобы мы, решив купить хлеба и молока, по пути захотели купить еще что-то. Для маркетолога наши спонтанные покупки — вовсе не спонтанные.

Магазинные тележки намеренно делаются большими, потому что у человека возникает естественное желание заполнить это пространство. Более того, к большему числу покупок может подталкивать даже плитка на полу магазина.

— Плитка выложена таким образом, чтобы в тех местах, где мы должны посмотреть товар, колесики щелкали, и мы притормаживали, — объясняет Юнер Капкаев. — Этим же эффектом обладает использование музыки. Например, вечером, когда покупателей много, с помощью энергичной музыки мы можем активизировать их движение. А утром, когда никого нет, мы можем дать возможность людям погулять. То же самое касается запахов.

Маркетинговым уловкам подвержены все — для каждой категории населения разработаны свои приемы.

— Например, в отношении мужчин последние выдумки маркетологов связаны с мужскими шампунями. Мужской и женский шампуни одинаковы по составу, но брутальная упаковка привлекает мужчину, он считает, что это специально для него. И дома появляется два шампуня вместо одного.

Различные манипуляции, которые применяют маркетологи, можно перечислять долго. Но покупателю следует понимать, где его пытаются подловить, и понимать, действительно ли он хотел купить этот товар или у него возникло спонтанное желание. 

— Многие ходят в магазин не для того, чтобы что-то купить, а для того, чтобы ощутить жизнь, — считает профессор. — А чем больше возможностей для выбора у нас есть, тем больше эмоций от жизни. Поэтому производители создают огромный ассортимент из примерно одинаковых товаров. Несмотря на рост интернет-торговли, обычные магазины сохраняют популярность, потому что людям нравится ощущать этот эмоциональный порыв.

Осознавая свои эмоции, покупатели могут вести себя рационально и не поддаваться на маркетинговые провокации.

— Можно сделать выбор, но потом не купить товар. В принципе, этой эмоции тоже достаточно, — говорит Юнер Капкаев. — Вы могли замечать, как человек сложил товары в тележку, а перед кассовой лентой выложил. То есть этот человек подумал, осознал и перестал быть жертвой маркетологов.

Другими гостями этого выпуска шоу «Поутру» стали автор проекта «Неоклассика: жить искусством» Валерия Бондарь и один из героев проекта, солист театра оперы и балета Алексей Пьянков, а также дзюдоист Денис Коротаев.

Посмотреть шоу «Поутру» целиком можно в группе «Гранада ТВ» в социальной сети «ВКонтакте». Там же можно ознакомиться с записями предыдущих шоу.

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
15:33 На северо-западе Челябинска началось строительство новой дороги

Общая протяженность участка строительства новой дороги – более 400 метров. Срок контракта – два года. С 30 апреля закроют движение на участке от адреса 250-летия Челябинска, 77 до улицы Северной.

13:42 В Челябинске освятили нижний храм кафедрального собора Рождества Христова

На освящении и первой литургии присутствовали губернатор Челябинской области Алексей Текслер с супругой Ириной. Как отметил глава региона, сегодняшний день будет вписан в новую историю Челябинска.

12:45 На Айских притесах в Саткинском районе погибла 14-летняя девушка

Школьница пропала 26 апреля. Накануне вечером, 27 апреля, ее тело обнаружили на узком каменистом участке суши около Айских притесов.

Возврат к списку