На Южном Урале подвели итоги первого конкурса по поиску претендентов на руководящие должности в госслужбе. Управленческий кадровый проект "Команда Челябинской области" лично курировал первый заместитель губернатора Виктор Мамин. В интервью "Губернии" он рассказал, почему немного завидует молодежи нашего региона, рождаются ли управленцами или можно развить качества руководителя, зачем госслужащим необходимо постоянно учиться, какие завышенные ожидания были у участников конкурса и проиграли ли "проигравшие", а также отчего может "вырасти корона".
– Виктор Викторович, управленческий проект «Команда Челябинской области» уже назвали «кадровой революцией» в регионе. Действительно ли в нем была потребность?
– Я не люблю бросаться громкими эпитетами. Алексей Текслер, начиная собирать команду-74, честно сказал: качественная работа на благо региона невозможна без новых профессиональных компетенций. Тем, кто уже работает во властных структурах, предложил заняться саморазвитием, а молодых и перспективных специалистов, которые могли бы помочь обновить все уровни управления областью, пригласил на работу. Кадровый проект способствует стимулированию обоих процессов. Одним открывает «окно возможностей» по поступлению на госслужбу, причем сразу на руководящие должности. Другим дает понять, что останавливаться в развитии нельзя никогда – проиграешь конкуренцию тем, кто проявит себя на конкурсе. Считаю, что такое «мягкое» стимулирование никогда не будет лишним.
Управленцами хотят стать мужчины 30-40 лет
– Можно ли составить средний портрет участника конкурса? Много ли желающих было из области?
– Большинство заявок на участие в конкурсе - более 76 процентов - поступило от жителей Челябинска. При этом в проекте были представлены практически все муниципалитеты области. Интерес к конкурсу также проявили соискатели из 14 регионов России – Москвы, Волгограда, Тюмени, Перми, Ростова, Белгорода и других городов. Более того, проект, можно сказать, приобрел международный характер, на него откликнулись несколько человек из Казахстана и Германии. В основном наши участники – это мужчины, их 73 процента, в возрасте от 30 до 40 лет, желающие реализовать свой потенциал в развитии экономики Челябинской области.
– Есть ли подобный конкурс в других областях России?
– Подобные конкурсы для отбора лучших управленцев на региональном уровне проводились и в ряде других субъектов федерации. Но уникальность нашего проекта, во-первых, в том, что он рассчитан на управленческие должности высокого уровня. Во-вторых, нам удалось привлечь порядка трех тысяч участников, создать специальный информационный ресурс, провести углубленную личностно-профессиональную диагностику и экспертные интервью, мы дали возможность участникам профессионально развиваться. В-третьих, что немаловажно, такой масштабный проект мы реализовали исключительно своими силами.
Конкурсанты прошли «тест на искренность»
– По каким причинам отсеивали участников? Зачем проводилось углубленное психологическое тестирование? Был ли кто-то отчислен на этом этапе?
– Отсев кандидатов проводился только на первом дистанционном этапе – удаленно, с применением технологий автоматизации отдельных оценочных процедур, а также при анализе анкетных данных участников на соответствие их установленным квалификационным требованиям. К примеру, нет управленческого опыта, нет соответствующего высшего образования необходимого уровня. Допускать до конкурса таких участников мы просто не могли, потому что иначе столкнулись бы с юридической невозможностью приема их на руководящие должности. Отсев по результатам психологической диагностики мы не производили. Тем не менее считаю ее необходимой, так как, с одной стороны, она дает возможность лучше оценить истинный потенциал конкурсанта и его искренность, а с другой – позволяет экспертам еще до очного контакта лучше понять профиль претендента и, соответственно, более качественно провести собеседование. В итоге каждый из кандидатов проходил путь до конца, получал соответствующие баллы по четкому набору критериев– личностных, профессиональных, организаторских. И мы получали общую оценку потенциала каждого участника, которая и будет учитываться при определении уровня управленческой должности для победителей конкурса. Эти данные имеют большую ценность как для нас, так и для самого финалиста – зная результаты, он будет понимать векторы дальнейшего личного развития.
А судьи кто?
– У вас был внушительный экспертный совет по разным направлениям. Кого брали в эксперты и какую ставили им задачу?
– Работа экспертов была сложной, но интересной. Перед ними стояла ответственная задача – выявить людей с наиболее сильным управленческим потенциалом, высокими личностно-профессиональными качествами и лидерскими способностями. И для этого мы привлекали очень опытных специалистов из разных отраслей, экспертов в сфере оценки персонала, владеющих современными методами и технологиями рекрутинга высшего уровня. При этом отмечу, что относительно выбора экспертов была определенная критика, и мы обязательно учтем ее при организации будущих конкурсов, но что для меня гораздо более важно и показательно – после опубликования итогов конкурса вопросов о победителях не возникло ни у кого. Считаю это большим достижением и показателем того, насколько все прозрачно было организовано, в первую очередь для самих участников.
– Кто и как готовил проверочные задания для участников? О чем говорили на очных интервью? Кто их проводил и какая была задача?
– На дистанционном этапе подготовка оценочных тестовых заданий осуществлялась оргкомитетом конкурса. За основу мы брали тестовые вопросы, рекомендованные Минтрудом России для определения уровня базовых знаний при поступлении на госслужбу. Во время индивидуальных собеседований очного этапа оценивались такие компетенции, как стратегическое лидерство, масштабность мышления, готовность к саморазвитию и командной работе, настойчивость, целеустремленность, компетентность и социальная направленность. Для экспертной комиссии было также важно сформировать для каждого кандидата рекомендации по сфере и уровню должности, на которые он может реально претендовать, для включения в резерв управленческих кадров.
Были завышенные ожидания по зарплате
– Есть ли гарантия, что все 30 победителей получат руководящие должности? Приняты ли уже какие-либо кадровые решения в отношении победителей кроме Шамне и Курилова? (Владимир Шамне назначен заместителем главы Челябинска по градостроительству. Евгений Курилов получит должность в министерстве строительства и инфраструктуры Челябинской области – прим. ред.)
– Никаких гарантий в этом вопросе быть не может. Хотя бы потому, что для любого трудоустройства необходимо согласие двух сторон. И, общаясь в ходе конкурса с участниками, мы видели и завышенные ожидания по заработной плате, да и просто желание «проверить себя» без реального намерения перейти на госслужбу. Но работать в этом направлении как по победителям, так и по отдельным участникам мы будем активно. Для начала все победители конкурса будут включены в резерв управленческих кадров. В последующем им будут предлагаться имеющиеся вакантные должности, соответствующие уровню их профессионализма. Предложения кандидатам будут, и о них вы узнаете скоро из официальных источников.
– Кто из 30 лучших понравился больше лично вам? Почему?
– Не люблю выделять кого-то персонально. Очень редко это дает позитивный результат. Чаще либо «вырастает корона», либо появляется лишнее давление. Сложно выделить лучшего победителя, все они достойные лидеры, высокие профессионалы в своем деле. Им по силам решать самые сложные задачи в разных сферах. Для региона это очень ценный и надежный ресурс.
– Какое у вас сложилось впечатление по итогам конкурса – в регионе много молодых талантливых управленцев? Хотят ли они остаться и развивать Челябинскую область?
– В рамках очного собеседования мы вместе с экспертами действительно отметили, что в Челябинской области есть большое количество профессионалов, молодых, энергичных и знающих проблемы региона. Многие из них предлагали конкретные меры и пути развития той или иной сферы. Поэтому профессиональное интервью стало площадкой для получения участниками конкурса полезных контактов и возможности высказать интересные предложения и идеи по социально-экономическому развитию области. Инициативы ряда участников открытого конкурса заинтересовали присутствующих на конкурсе руководителей органов власти, в результате чего кандидатам было предложено продолжить диалог вне конкурсной площадки. Они получили приглашения в министерства для детального обсуждения предлагаемых актуальных практик.
В этом конкурсе проигравших нет!
– Будет ли второй шанс попасть в «Команду Челябинской области» у тех, кто не дошел до финала?
– Могу сказать точно, что в этом конкурсе проигравших нет! Большая часть участников, даже не ставших победителями, взята на заметку, востребована, и им уже предлагаются должности в органах власти Челябинской области. Мы ведем этот мониторинг, и результаты будем освещать на сайте «Команда Челябинской области». Кроме того, будем инициировать и другие кадровые проекты, в частности для тех, у кого нет управленческого опыта. В перспективе – создание молодежного кадрового резерва. На Южном Урале немало талантливых молодых людей, которые стремятся получить хорошее и разностороннее образование, чтобы реализовать себя на высоких постах. Для таких резервистов мы предусмотрим развивающие профессиональные программы, создающие условия для личностного и управленческого роста. Те, кто осознанно выберет службу в органах власти, попадут в команду и кадровые резервы различных уровней, с тем чтобы планомерно готовить себя к ответственным должностям. Будущее региона – за ними.
Виктор Мамин, первый вице-губернатор Челябинской области:
– Глубоко убежден, что ни профессию, ни специальность, ни тем более категорию «управленец» мы не получаем при рождении. Кем мы становимся и чего добиваемся в жизни, зависит от множества факторов. Конечно, в первую очередь от нас самих – насколько мы готовы учиться, погружаться в нюансы любимого дела, развиваться. В конце концов, учиться на чужих ошибках или делать правильные выводы из своих. Но также очень важным является та среда, в которой мы находимся – возможность и доступность образования по выбранному призванию, возможность пойти на практику или первый раз трудоустроиться. Абсолютно то же самое относится и к управленческим компетенциям и способности стать действительно грамотным и сильным руководителем. Честно говоря, я даже немного завидую той молодежи, которая учится в Челябинской области. У юношей и девушек есть возможность и широкого выбора профессий, и работы в своем регионе. И это действительно было заметно в ходе конкурса.
Поделиться
поделиться: