Воскресенье, 19 Января 2025

«Бюджет Челябинской области можно сравнить с бюджетом семьи»: как формируют главный финансовый документ региона

24.12.2024 Корреспондент: Вероника Санникова Фото: Дмитрий Куткин, Юлия Боровикова («Вечерний Челябинск»), Людмила Ковалева, Вячеслав Шишкоедов (архив «Южноуральской панорамы»), пресс-служба МЧС России по Челябинской области, фото из личного архива семьи Вафиных

Бюджет любой семьи состоит из двух частей: доходов и расходов. Доходы обычно имеют определенные источники, ровно как и с главным финансовым документом области, его плановым бюджетом, который недавно утвердили парламентарии в окончательном чтении.  В части расходов любая семья заранее планирует траты на еду, отдых, необходимые вещи будущему первокласснику для школы, на новые сапоги — маме, а на машину — папе. В бюджете области приблизительно так же, но сложнее. Например, папе нужны дополнительные средства только на одну машину, а в области надо предусмотреть деньги и на новый транспорт, и на льготы, и на дороги. Очередной гость «Губернии» — один из самых молодых спикеров парламента в стране. Председатель Законодательного собрания Челябинской области Олег Гербер рассказал о всех тонкостях принятия главного финансового документа региона. Также о том, какие изменения в работе законодательного органа произошли за последние два года, какие новые законы планируется принять в 2025 году, читайте в материале нашего издания.

— Это разумное сравнение планирования бюджета. Вы же не каждый год покупаете стиральную машинку. Решив однажды этот вопрос, вы уже не возвращаетесь к нему ближайшие лет 10. Из заработанного что-то тратится на еду, остальное распределяется по приоритетам. Накопив средства, любая семья уже задумывается, не купить ли ей холодильник, и отправляется в магазин. Дальше несколько лет о нем можно уже не думать, а привычка не тратить все на еду остается и позволяет копить дальше. Следующим шагом может стать покупка автомобиля. Конечно, это все приобретается после обеспечения базовых потребностей (коммуналка, одежда, еда), а все, что осталось, это уже история про развитие — инфраструктуру. Поэтому бюджет Челябинской области действительно можно сравнить с бюджетом любой семьи.
https://t.me/chgub

Но, кстати, иногда нужно брать и кредиты. За счет федеральных средств мы можем исполнять возможности будущего. Новые предприятия, к примеру, затем уже отчисляют налоги, увеличивая доходы области. В семье, я уверен, то же самое: если вложил деньги в свое образование или учебу ребенка, то через какое-то время совокупный доход семьи становится выше. Получается круговорот средств, когда все в итоге остаются в плюсе.

1536-1024.jpg

— Депутаты приняли проект бюджета на следующий год. На какие направления мы потратим больше денег?

— Все планируется от достигнутого, и говорить о том, что будут какие-то масштабные изменения и прирост по статьям, наверное, можно было бы в годы, когда резко менялась экономическая ситуация. А у нас последние как минимум пять лет идет поступательное развитие. Растут объемы федеральных средств на различные инфраструктурные проекты, появляются новые инструменты — бюджетные кредиты. Есть и инфляционная составляющая, поэтому здесь можно сказать, что рост расходов бюджета связан с этим, но есть и прирост на инфраструктурные проекты.

Вопрос в том, что в приоритете на данный момент. У нас было масштабное обновление подвижного состава пассажирского транспорта в Челябинской агломерации. Сейчас, например, мы видим, что старых троллейбусов в городе почти не осталось. Но нельзя же каждый год на это тратить деньги. Есть и другие проекты, такие, как строительство детской хирургической больницы, но говорить о том, что это всерьез меняет бюджет, сложно.

По итогам второго чтения закона о бюджете были распределены дополнительные остатки собственных средств в размере восьми миллиардов рублей. Из них три миллиарда рублей будут направлены на меры социальной поддержки участникам специальной военной операции и их семьям. Особо хочу подчеркнуть, что с учетом дополнительных средств общая сумма расходов на поддержку участников СВО в областном бюджете на 2025 год составит почти девять миллиардов рублей. Этой категории сегодня уделяется особое внимание и оказывается всесторонняя поддержка. Внушительная сумма, более двух миллиардов рублей, направляется на решение вопросов, связанных с жилищно-коммунальной сферой. Вопросы ЖКХ сегодня наиболее сложные и болезненные.

Одно остается неизменным — главный финансовый документ Челябинской области по-прежнему социально ориентирован. На эту сферу мы планируем потратить около 72 процентов нашего бюджета. Социальные расходы всегда будут в исполнении, что бы ни происходило вокруг. Потому что снижение этого параметра, наверное, — основа развала экономики и региона в целом. Допускать такого никогда нельзя.

19-12-24-11-26-36_oleg_tatarkin_0.jpg

— Много ли поступает предложений от южноуральцев во время общественных обсуждений? Какие-то изменения удается вносить?

— Общественные организации обращаются чаще, а жители области — гораздо реже. Хотя есть бюджет для граждан, который упрощен для восприятия, все равно понять каждую статью довольно тяжело. Но мы всегда открыты, все подробно расскажем и покажем.

Закон о бюджете — самый большой с точки зрения объема. У нас есть рабочая группа по бюджету, в которой присутствуют не только члены комитетов, но и руководители всех фракций. Они задают вопросы по существу: сколько, например, мы направим на здравоохранение и образование. И обсуждение бюджета на заседании парламента — это вершина айсберга. Все самое главное происходит во время заседаний профильных комитетов.

C5qr58vp1F0.jpg

«Бюрократия уходит в прошлое»

— Вы больше года возглавляете областной парламент. Какие, на ваш взгляд, произошли особо значимые изменения за это время?

— Мы поменяли подход в работе. Тот же регламент постоянно обсуждается, вносятся корректировки, происходит объединение комитетов. Смотрим, как лучше и эффективнее выстроить работу со всех сторон. На декабрьском заседании мы даже внесли изменения в устав области, и связано это с тем, что было нужно откорректировать административную работу Заксобрания. Общаемся со всеми депутатами, все вопросы решаем коллегиально. При этом постоянно поступают новые предложения нормативного характера, которые мы изучаем, а затем уже реализуем. Нет предела совершенству.

— А еще вы говорили, что вам не нравилось отсутствие горизонтального взаимодействия в системе парламента: когда человек из одного отдела не может без бумажки обратиться к начальнику из другого. Удалось это искоренить?

— Мы оптимизировали внутри систему прохождения документов и уменьшили бюрократию во всех смыслах. Могу уверенно сказать, что на столе такого объема документов, который был год назад, не бывает вообще. Здесь как в домино — главное, запустить процесс. Коллеги затем уже сами все подхватывают и оптимизируют. Работа в целом очень сильно изменилась.

vmvjulvDwjw.jpg

«Муниципалитеты должны учиться не на своих ошибках»

— В одном из своих первых интервью вы говорили, что для вас важно не оставить обиженными районы. Удается?

— Муниципалитетам мы всегда помогаем методически, но это непросто. Кто-то делает свою работу быстрее, а другие — медленнее. Например, в Южноуральске благодаря работе административных комиссий достигнуты феноменальные успехи. Если раньше подрядчикам-нарушителям выписывали штрафы, то сейчас — направляются предупреждения. Настолько там отработана эта система, что после первого уведомления все сразу же исполняется. В Челябинске пока эта работа шла со скрипом, все мы помним прошлогоднюю историю с уборкой снега — работали только добросовестные организации. Там, где штрафы выписываются, всегда все будет хорошо. Любой закон у нас может разбиться о необязательность его исполнения.

Мы собираем представителей муниципалитетов у себя, позволяем делиться лучшими практиками. Но напрямую администрировать работу в муниципалитетах, конечно, мы не можем. Единственное, в силу закона мы помогаем изучать правоприменение в территориях. Мы хотим, чтобы лучшие примеры изучались и муниципалитеты учились не на своих ошибках. Работаем со всеми, никого не обижаем.

— Как идет работа в Коркинском округе, где вы избраны депутатом?

— На Коркино обрушились все проблемы разом, в том числе и вопрос с подтоплениями. Сейчас пострадавшие граждане просят о возможности потратить деньги не на восстановление затопленного жилья, а на новое, потому что история эта давняя и они боятся ее повторения. Но есть правовые документы, которые позволяют потратить средства только на ремонт. Люди приходят с правильными мыслями, предлагая рационально использовать государственные деньги. Поэтому каждый вопрос мы разбираем индивидуально, чтобы в том числе не попасться на какие-то мошеннические схемы.

001.jpg

— Много ли вам поступало обращений в связи с трагедией, произошедшей недавно?

— Ситуация с цыганами всколыхнула всех. И ко мне на прием приходили по этому поводу, и мы обращались в полицию. Но, пока каждое ведомство решало вопрос по отдельности, ни к чему прийти мы не могли. Очень грустно, что собраться за одним столом нам удалось только после произошедшей трагедии. Но факт остается: что-то менять мы можем только сообща. Коркино — особая история, и людей здесь приходит на прием намного больше, чем в других муниципалитетах. Если стихийные акции не повторятся, то город возвратится к своей нормальной жизни. Потенциал для развития здесь колоссальный. Много внимания благоустройству оказывается со стороны крупных предприятий и предпринимателей.

«Пропусков по неуважительной причине у нас нет»

— Вы говорили, что обо всех нарушениях депутатов южноуральцы смогут узнать из СМИ. Приходилось ли так наказывать депутатов?

— Главное в работе депутата — участие в заседаниях комитетов и в заседании областного парламента. Когда я говорил об ответственности депутатов, я имел в виду посещаемость комитетов и заседания Законодательного собрания. На самом деле, дисциплина в этом плане подтянулась. Парламент представлен огромным количество комитетов, в каждом мы сталкивались со сложностями по кворуму. Для решения вопроса мы оптимизировали свою работу, в том числе и за счет уменьшения количества комитетов. При этом начали с комитета, который возглавлял я. И не стоит забывать, что мы еще разрешили депутатам один раз в год пропустить заседание по причине отпуска, а раньше это не являлось уважительной причиной. Отследив статистику за этот год, мы пришли к выводу, что пропусков по неуважительной причине у нас практически не было.

1024-615-max.jpg

— Если говорить о партиях, представленных в парламенте, то понятно, что от фракции ЕР, наверное, больше предложений. А какие законодательные инициативы были от представителей других партий? Какие из них приняли, а какие — отвергли?

— Часто партии инициируют законы, связанные с установлением памятных дат. Но здесь мы стараемся анализировать опыт других субъектов, иногда ждем реакции на федеральном уровне. Если, например, законопроект рассматривается в Госдуме, то зачем делать свой такой же. Сейчас мы рассмотрим на заседании законопроект, который готовит партия ЛДПР. Партии активные, но у нас межпартийное согласие и конструктив по большинству вопросов. «Зеленая альтернатива», например, представлена только Михаилом Маховым, но он при этом у нас отвечает и за некоторые партийные проекты от ЕР.

Предметом дискуссий обычно является бюджет, к которому все партии готовят свои правки. Представители КПРФ считают, что расходы в социальной сфере должны быть еще больше. «СР – За правду» всегда уделяет много внимания бюджету и детализировано рассматривает статьи. Их часто беспокоит излишняя трата бюджета на компенсацию средств ресурсоснабжающим организациям. Речь о компенсации разницы между экономически обоснованным тарифом и тем, что есть у населения. Если не делать этого, то жители начнут платить намного больше за ЖКХ, что недопустимо. Это в свою очередь повлечет банкротство компаний, и мы опять вернемся к тому, что нужно будет снова все выстраивать за счет бюджета. Есть и определенные федеральные правила, по которым мы можем повышать тарифы на определенный процент, и это все строго отслеживается. Но коллеги задают разумные вопросы, и это обсуждение позволяет в итоге прийти всем нам к единому решению. В нашей практике инициаторами законопроектов зачастую выступают представители всех партий.

Чаще всего депутаты Заксобрания голосуют по принятию проектов единогласно. Но стоит отметить, что вся основная работа проходит на этапе рассмотрения законопроектов. Принятию решений предшествует огромный пласт работы как депутатского корпуса, так и коллег из аппарата, который в рамках подготовки опрашивает людей, проводит совещания.

О разработке законопроектов для Госдумы: «Мы не гонимся за авторством»

— Раньше южноуральские депутаты выступали инициаторами законов для Госдумы. Какие-то инициативы сейчас есть? Будут?

— Мы достаточно регулярно направляем свои инициативы в Госдуму. Не все поддерживаются, часть мы отзываем для доработки. Это связано с тем, что федеральное законодательство еще более сложное. И по формальным основаниям мы отзываем свои инициативы, дорабатываем их и снова вносим. Возможна и такая ситуация, когда идея регионов подхватывается и развивается федерацией. У нас нет задачи гнаться за авторством. К примеру, нашу инициативу о том, чтобы освобождать от уголовной ответственности тех, кто отправился на спецоперацию, вернули, но в итоге она была все равно реализована.

6ko2bYZ_apo.jpg

«Над законопроектами работа ведется в тесном сотрудничестве с губернатором»   

— Какие знаковые законы были приняты в 2024 году?

— Законодательство в сфере СВО — та сфера, которой ранее не было вовсе. Если все другие у нас шли по поступательному пути, то все, что касается СВО, — это новая сфера, и она работает совершенно иначе. Часть льгот по линии министерства социальных отношений у нас была привязана к регистрации военнослужащих в нашем регионе, и мы устранили это ограничение. А потом такие же изменения потребовались по льготам в сфере образования. Выявить эти моменты помогают в том числе обращения граждан на приемах. Разбираемся, выходим на диалог с правительством, меняем нормы законов. Это сфера законодательства сейчас самая динамичная.

— Каковы планируемые важные законодательные инициативы для региона на следующий год? Чего ждать?

— Неважных законов у нас не бывает. Например, планируем пересмотреть условия выдачи студенческого маткапитала. Причиной этому послужило обращение студентки, которая живет у нас, а учится в Екатеринбурге. Мы, возможно, допустили ошибку, привязав местонахождение вуза при выдаче маткапитала. Сейчас маткапитал можно потратить на улучшение жилищных условий только на территории Челябинской области, тогда и не обязательно, чтобы вуз находился в нашей области. Но при его использовании для оплаты учебы мы останемся на своем — только если это учреждение находится на территории Челябинской области. Наш закон позволяет воспользоваться льготой в течение трех лет даже после завершения учебы в вузе, поэтому если будут корректировки, то обратившаяся ко мне челябинка успеет воспользоваться ею. И таких обращений много, их надо собрать и проанализовать.

t_97ac8e3c8e270b7ed709f28a8e2b50f6_body.jpg

— Не секрет, что вас воспринимают в связке с губернатором, вы человек его команды. Как это помогает? Мешает ли? Законодательная и исполнительная власть невозможны друг без друга?

— На примере ситуации в Коркино я уже говорил, что хороших результатов мы добиваемся только тогда, когда действуем все вместе. Над законопроектами работа ведется в тесном сотрудничестве с губернатором и исполнительной властью. Много инициатив прорабатываем вместе. Тот же студенческий маткапитал, который был создан по инициативе Алексея Текслера. Эту тему я впервые услышал в апреле на Совете законодателей, мы ее обсудили на региональном уровне, инициатива нашла поддержку губернатора. А затем уже в качестве поручения прозвучала во время его ежегодного обращения.

«Могут появиться дополнительные ограничения для депутатов вплоть до выезда за границу»

— В следующем году нам предстоят выборы депутатов в Законодательное собрание Челябинской области. Какие у вас есть предположения, сильно ли в следующем году обновится состав ЗСО?

— Сейчас мы уже начали подготовку к выборам, но она точно такая же, как и для любых других избирательных кампаний. Для нас это повседневная работа. Что касается обновления, то оно однозначно будет, и это факт.

В то же время, работая бок о бок с опытнейшими депутатами, легендами с точки зрения работы не только в области, но и в масштабах страны, понимаю, что таких людей сейчас мало. И вроде бы есть запрос на обновление, но этих людей терять тоже нельзя, у них колоссальный опыт, который нужно передавать другим.

На формировании нового созыва, конечно, скажутся возможные новые требования к депутатскому корпусу. По аналогии с Госдумой могут появиться дополнительные ограничения для депутатов вплоть до выезда за границу только с разрешения председателя Заксобрания. Я здесь с трудом представляю, как буду запрещать или разрешать выезд коллегам, которые владеют крупным бизнесом, и им необходимо работать с зарубежными партнерами и выезжать за границу. Поэтому многие для себя принимают решение, идти дальше или нет.

Участников СВО, думаю, станет больше. Но тут не стоит забывать, что у нас уже есть Лена Колесникова, которая недавно вернулась из зоны боевых действий. Мой первый заместитель Денис Моисеев 1,5 года работал в Херсонской области под обстрелами.

Даже если сейчас смотреть на наш парламент, он уже другой и отличается от предыдущего, а в следующем году будет еще больше отличаться.

O05A2075.jpg

— Сами выборы будут жаркими?

— Мы — самая демократичная страна в мире. Последние избирательные кампании, к примеру, прошли максимально спокойно, без скандалов и сложностей. Считаю, что выборы не будут жаркими или грязными, они будут максимально прозрачными. У нашего народа сейчас как никогда велик запрос на единение. И прошедшие выборы президента и губернатора тому подтверждение.

 

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
19:47 С поста замминистра соцотношений Челябинской области уходит Татьяна Зисман

Глава региона Алексей Текслер подписал соответствующее постановление. Документ опубликован на официальном портале правовой информации.
https://t.me/chgub

18:23 Заместителем секретаря реготделения «Единой России» стал челябинский участник СВО

Майор спецназа в отставке Артем Барбашин руководит благотворительным фондом «Объединение ветеранов специальной военной и контртеррористических операций». Кроме того, он занимает пост председателя регионального совета первичных отделений, состоит в федеральном совете секретарей первичных отделений партии «Единая Россия».
https://t.me/chgub

18:19 Исполнять обязанности министра финансов Челябинской области будет Иван Родионов

У Ивана Родионова большой опыт работы в региональном минфине — 20 лет. Последние десять лет он занимал пост заместителя главы ведомства.

— Курировал ключевые направления деятельности — работу по формированию регионального бюджета, внесению в него актуальных корректировок, реализации бюджетной, налоговой и долговой политики, а также отвечал за прогнозирование и исполнение бюджетных доходов, — уточнили в пресс-службе министерства финансов Челябинской области.
https://t.me/chgub

Возврат к списку