Вторник, 25 Января 2022

Успокаиваться рано

18.11.2009 Корреспондент: 0

Пример в преодолении кризиса показывает наша область

Экономический кризис внёс коррективы не только в инвестиционные планы компаний и зарплаты их работников, но и серьёзно изменил приоритеты в работе органов власти. О том, какие ориентиры стоят перед чиновниками всех уровней, насколько эффективно преодолеваются кризисные явления и за какими проектами будущее, агентству «Интерфакс-Урал» рассказал   полномочный представитель президента России в Уральском федеральном округе Николай Винниченко  (на снимке слева).

  Николай Александрович, прошёл без малого год, как вы были назначены полпредом. Это произошло в очень непростой период – в разгар экономического кризиса. Какие задачи перед вами с приходом на эту должность поставили власти страны, трансформировались ли они в течение этого срока, и какие базовые задачи предстоит решать в обозримом будущем?

– Число поручений и их характер каждый месяц меняется. Связано это с теми направлениями работы, которые власти страны считают приоритетными. Сегодня безусловный приоритет – организация работы по обеспечению модернизации экономики. Одна из наших главных функций – контроль за выполнением тех задач, которые обозначил президент.

К числу основных я бы отнес, по меньшей мере, три направления. Во-первых, координация деятельности органов власти, местного самоуправления по преодолению кризисных явлений. Вторая задача – организация подготовки кадрового резерва, организация подбора наиболее дееспособных руководителей и лиц, которые способны в перспективе таковыми стать. Эта селекция проходит при нашей координации на местах – в субъектах, в муниципальных образованиях. Главная задача, которая стоит сейчас, – организация практического использования кадрового резерва. Третье основное направление, которое не меняется – это борьба с коррупцией, выполнение национального плана по борьбе с коррупцией.

Я убеждён, и наша работа это подтверждает, что самая острая фаза кризиса пройдена. Вместе с тем (и эту позицию разделяет абсолютное большинство губернаторов), остаются серьёзные причины для тревоги по поводу дальнейшей динамики развития кризисных явлений. Успокаиваться и заниматься просто мониторингом ситуации без активного воздействия на те процессы, которые происходят, ещё рано.

– Формирование бюджета на будущий год – зеркало экономической ситуации в регионах. Как, на ваш взгляд, выглядит эта картина в округе? Насколько эффективно выстраивается взаимодействие между регионами и федеральным центром в вопросе компенсации выпадающих доходов на 2010 год?

– Механизм взаимодействия понятен, он частично уже реализуется. Федеральный центр предоставляет субсидии для компенсации выпадающих доходов. После того как бюджетное планирование окончательно будет завершено, эта работа будет вестись на постоянной основе, и на уровне федеральный центр – субъекты я особых угроз не вижу. Что же касается сбалансированности межбюджетных отношений на уровне субъектов и муниципальных образований, здесь механизм перераспределения  средств ещё нуждается в уточнении, и в этом сегодня я вижу одну из серьёзных угроз для бюджетного процесса.

Если говорить о состоянии региональных бюджетов на сегодняшний день, то наиболее сложные процессы происходят в Свердловской области.  Более оптимистичное положение в Челябинской области. Я с Петром Ивановичем Суминым постоянно общаюсь, есть даже уверенность, что бюджет, принятый с дефицитом, будет исполнен все-таки с профицитом в будущем году.

– В еженедельном режиме проводятся окружные антикризисные штабы, на которых отчитываются субъекты УрФО, куда приглашаются собственники самых проблемных предприятий.

– Я не припомню ни одного предприятия, ни одного из собственников, которые бы не откликнулись на наши сигналы. Касается ли это Златоустовского металлургического завода или Уралвагонзавода, любого предприятия. Очень важно, чтобы и до нас, и до губернаторов своевременно доходила информация о том, что возникают проблемы или намерения у собственника принять непопулярное решение, прежде всего в отношении работающих людей.

– Еще одно антикризисное «ноу-хау», уже с политическим окрасом, касается схемы спецпредставителей губернаторов, которые, по сути, брали на себя полноту власти в ряде уральских муниципалитетов и реализовывали антикризисные меры в них. Насколько юридически легитимна подобная система и планируете ли вы инициировать принятие нормативных актов, которые бы сделали реализацию этой схемы чёткой и прозрачной, если это вообще необходимо?

– На самом деле механизм сформирован, и он имеет под собой законодательную основу. Он на деле используется в Свердловской и Челябинской областях. Просто в Челябинске это приобрело более явный характер в связи с острой ситуацией, которая была в том же Златоусте.

Речь, прежде всего, идет о такой функции, как координация представителем губернатора действий муниципальных властей в части обеспечения нормального социально-экономического регулирования тех процессов, которые происходят на территории субъекта. Законодательством прямо предусмотрена возможность контроля со стороны субъекта за теми процессами, прежде всего экономическими, которые происходят в муниципальном образовании.

Если говорить о внешнем управлении с бытовой точки зрения, то по большому счёту ни в Златоусте, ни в Свердловской области как такового внешнего управления не вводилось. В определённой степени произошла подмена понятий. Был в Челябинской области спецпредставитель губернатора, который работал по договору с губернатором. А в Свердловской области эту функцию исполняют руководители управленческих округов. Считаю, что этот механизм, во-первых, оправдан, а, во-вторых, абсолютно законен, его существование не выходит за рамки действующего законодательства. Изобретать какие-то дополнительные нормативные акты, которые бы упорядочили этот процесс, необходимости нет.

– В начале года был сформирован список системообразующих предприятий, которым будет оказываться господдержка. Как вы оцениваете эффективность этой помощи?

–У нас в список системообразующих попало 21 предприятие и более 100 – в региональный список градообразующих предприятий. Нами работа отслеживается в еженедельном режиме, мониторинг этих предприятий ведётся системно. На сегодня из 21 предприятия 19 уже прошли санацию со стороны правительственной комиссии. Абсолютно по большинству из них принято решение об оказании помощи со стороны государства. Как правило, это предоставление государственных гарантий. Два предприятия из этого списка, оба челябинские, а возможно и третье – Уралвагонзавод – получат финансовую поддержку.

Очень важно, что к этой работе с первых дней подключились губернаторы, потому что без их помощи кризисные предприятия не выжили бы. Форма поддержки заключалась в дотациях, размещении государственных заказов. Зачастую губернаторы лично проводили маркетинговую работу, которая заключалась в прямом подборе покупателей продукции. В Челябинской области Пётр Иванович очень активно занимался оказанием помощи предприятиям. Всё это принесло свои плоды.

(Печатается с сокращениями)

 

Другие материалы рубрики
16:46 «Про то, что выборы у нас проходят нечестно, говорят одни нигилисты»

Глава Челябинской избирательной комиссии Евгений Голицын рассказал, что за последние несколько лет закон о выборах менялся шесть раз, теперь кандидат должен сообщать в сведениях о себе, является ли он иноагентом

16:15 Алексей Ширинкин о муниципальной реформе: «Хотели, как лучше, но при плюсах получили очевидные минусы»

В Челябинске снова готовится большая реформа местного самоуправления. Почему ее уже окрестили «реформой реформы»? «Губерния» собрала известную на этот момент информацию о грядущих изменениях и мнения экспертов. Нововведения предполагают ликвидацию районных советов депутатов и возврат к прямым выборам депутатов Челябинской городской думы.

13:52 Алексей Ширинкин: «Алексей Текслер выходит в публичную политику, в том числе, на федеральном уровне»

Руководитель исследовательской группы «Монитор» ответил на вопрос «Губернии», чем этот год работы губернатора Челябинской области отличается от предыдущих. По его словам, Алексей Текслер стал весомым, уважаемым партнером федеральной политической элиты и выстроил особые отношения между Челябинском и Центром, нестандартные для современной региональной политики в России. При этом глава региона не забронзовел, не закрылся от людей, у него нет никакого «второго дна».

Возврат к списку