Пятница, 29 Марта 2024

Выборы—2010

19.12.2009 Корреспондент: Колос

Каждая избирательная кампания становится важным общественно–политическим событием в жизни страны, региона, области. В борьбу за голоса избирателей вступают политические партии, общественные организации, независимые кандидаты...

Выборы—2010

 

Каждая избирательная кампания становится важным общественно–политическим событием в жизни страны, региона, области. В борьбу за голоса избирателей вступают политические партии, общественные организации, независимые кандидаты. Солидные программы и лаконичные агитки, шумные шоу и вездесушие средства массовой информации убеждают, обещают, разоблачают... Кроме того, постоянно появляющиеся сомнения в чистоте выборов, в правильности подсчета голосов. Зачастую от всего этого у избирателя возникает одна реакция — глухое раздражение против самих выборов. Отсюда не очень высокая явка на избирательные участки.

В то же время, каждый уйчанин понимает, что район не может жить без органов местного самоуправления, и выборы — единственный источник формирования этой власти.

Значит надо учиться отличать сопровождающий выборы шум от реального содержания. А содержание избирательной кампании строго и четко регламентировано в соответствующих законах.

Конкретный порядок подготовки и проведения предстоящих 14 марта 2010 года муниципальных выборов определен в Законе Челябинской области.

Попробуем повнимательнее прочесть этот документ, уточнить для себя содержание его основных терминов, понятий, требований. И выбирать спокойно и осознано.

Каким образом население района осуществляет местное самоуправление?

Все полномочия по осуществлению местного самоуправления принадлежат жителям нашего района. Самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения осуществляется ими непосредственно и через органы местного самоуправления.

Муниципальные выборы являются одной из форм непосредственного участия граждан в управлении районными делами.

На какой срок избираются депутаты районного Собрания и Глава района?

На пять лет. Это определено в Уставе Уйского района (пункт 3, статьи 24 и пункт 2 статьи 32).

Какова законодательная база муниципальных выборов?

Избирательное законодательство объемно и сложно. Это, прежде всего, Конституция Российской Федерации, Федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы», «О политических партиях», «О средствах массовой информации» и др.

Мы вправе назвать здесь и так называемые «сопутствующие» законы: Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях.

Основой для предстоящих выборов является Закон «О муниципальных выборах в Челябинской области».

Каковы основные принципы проведения выборов?

Нас радует, что на этот вопрос отвечают уже и старшеклассники.

Гражданин Российской Федерации участвует в выборах свободно и добровольно на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы организуют и проводят комиссии, вмешательство в деятельность которых не допускается. Комиссии работают открыто и гласно. Главное заключается в том, чтобы эти прописные демократические истины неукоснительно соблюдались в ходе избирательного процесса.

Кто имеет право учавствовать в предстоящих выборах?

Граждане Российской Федерации, достигшие на день голосования возраста 18 лет и проживающие в нашем районе (право избирать). Право быть избранным достигается кандидатом в депутаты в 18 лет, а кандидатом на должность Главы района в 21 год. Не участвуют в выборах граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Как осуществляется учет избирателей?

Регистрации подлежат все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом, т.е. правом избирать. В соответствии с Законом учет избирателей осуществляется Главой Уйского района по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Информация о движении избирателей (регистрация прибытия и выбытия, смена фамилии, получение паспорта, получение гражданства, факт смерти и т.д.) поступает к системным администраторам базы данных от регистрирующих органов.

Каков порядок составления списков избирателей?

Сразу же после назначения выборов сведения о регистрации избирателей передаются в территориальные избирательные комиссии, которые составляют списки избирателей по каждому избирательному участку. Не позднее чем за 20 дней до выборов участковые избирательные комиссии представляют список избирателей для ознакомления избирателей и его дополнительного уточнения.

Необходимо ли знакомиться со списком избирателей до дня голосования?

Такое право есть у каждого избирателя. Может быть не стоит его использовать, если на предыдущих выборах сведения о нем были внесены в список безошибочно. Во всех случаях, когда в списке должны отразиться изменения (смена адреса, фамилии, увольнение из армии и т.д.), следует посетить участковую комиссию и уточнить сведения о себе заранее, до дня выборов. Настоятельно рекомендуем проверить, включен ли в список избиратель, получивший право голосовать в первый раз.

Когда и как это можно сделать?

С 20 февраля и до дня голосования в списки избирателей можно вносить изменения и уточнения. Повторю: следует зайти на свой избирательный участок, либо позвонить туда.

Как образуются избирательные участки?

Избирательные участки для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются Главой района. При этом требуется соблюдение ряда условий: на каждом избирательном участке может голосовать не более трех тысяч избирателей, границы участков не должны пересекать границы округов. Учитывается и наличие помещений для голосования.

Законом определена система избирательных комиссий. Каковы функции комиссий, за что они отвечают?

Руководство деятельностью всех избирательных комиссий при подготовке и проведении муниципальных выборов возложено на территориальную избирательную комиссию Уйского района.

Она контролирует соблюдение избирательных прав граждан, обеспечивает проведение всех предвыборных мероприятий, определяет результаты выборов Главы района, депутатов Собрания депутатов.

На предстоящих выборах территориальная комиссия осуществляет также полномочия окружных комиссий, кроме Уйского, Ларинского, Соколовского сельских поселений. В перечисленных поселениях сформированы свои муниципальные комиссии.

Непосредственный процесс голосования и подсчет голосов обеспечивают участковые избирательные комиссии. Они обязаны также информировать население о своем адресе, номере телефона, времени работы, уточнять список избирателей, готовить помещение для голосования, избирательные ящики и другое оборудование.

Какова роль областной избирательной комиссии при проведении муниципальных выборов?

Прежде всего, избирательная комиссия Челябинской области осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан на территории всей области. Важную роль комиссия выполняет, оказывая организационно-техническую, методическую и правовую помощь всем нижестоящим избирательным комиссиям. Законом за областной комиссией закреплены и другие полномочия.

Кто не может быть членом комиссии с правом решающего голоса?

Перечень таких лиц определен Законом. В частности, в комиссию не могут входить депутаты и выборные должностные лица, судьи, прокуроры, супруги и близкие родственники кандидатов, лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов, лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость.

Как формируются избирательные комиссии?

Начнем с того, что Закон пронизан идеей широкого общественного контроля над выборами, который гарантирует их чистоту, открытость, делает невозможным подтасовки и фальсификации. Этот контроль начинается с момента формирования избирательных комиссий. В их состав в первую очередь назначаются представители политических партий и общественных объединений. Собрания избирателей по месту работы, службы, учебы, месту жительства также имеют право выдвигать своих представителей. Территориальные комиссии действуют на постоянной основе. Срок их полномочий составляет четыре года. А вот участковые комиссии образуются заново в каждой избирательной кампании. Их формирование будет осуществлять территориальная избирательная комиссия. Кстати, сообщение о приеме предложений в составы участковых комиссий будет опубликовано в местной газете «Колос».

Кто такие члены комиссии с правом совещательного голоса и наблюдатели?

Кандидаты, избирательные объединения и блоки, выдвинувшие кандидатов, имеют право назначить в избирательные комиссии по одному члену комиссии с правом совещательного голоса. В день голосования на избирательные участки направляются еще и наблюдатели. Полномочия членов комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей определены в Законе. Их деятельность — главная составляющая общественного контроля над избирательным процессом.

Участвуют ли в подготовке и проведении выборов администрации района и сельских поселений?

Да, участвуют. Однако, это участие строго ограничено Законом. В частности, органы местного самоуправления обязаны предоставить избирательным комиссиям помещения для работы, а также обеспечить транспорт, связь, техническое оборудование. Вмешательство же в деятельность комиссий не допускается.

Какова роль правоохранительных органов в проведении избирательной кампании?

Прежде всего, в обеспечении общественного порядка, в пресечении противоправной агитационной деятельности и других нарушений Закона. На это направляются усилия милиции, прокуратуры, судов.

Кто имеет право выдвинуть кандидата в депутаты или главы района?

Есть только две возможности стать кандидатом: самовыдвижение или выдвижение политической партией, общественным объединением, избирательным блоком.

На основании чего производится регистрация кандидата?

Для регистрации кандидат должен представить в территориальную избирательную комиссию Уйского района подписи избирателей, собранные в его поддержку. Разумеется, при выдвижении кандидата необходимы и другие документы — сведения биографического характера, сведения о размере и источниках доходов кандидата, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах и т.д.

Сколько подписей необходимо собрать в поддержку выдвижения кандидата?

Законодатель установил норму так: один процент от числа избирателей в округе. Можно превысить количество подписей, необходимых для регистрации, но не более чем на 10 %.

В каких случаях кандидат регистрируется без сбора подписей в свою поддержку?

Если кандидат выдвинут политической партией или избирательным блоком, которые по итогам предыдущих выборов представлены в Государственной Думе, то ему не требуется собирать подписи. На предстоящих выборах такое право в нашем районе имеют кандидаты от партий «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия».

По каким причинам кандидату может быть отказано в регистрации?

Комиссия может отказать кандидату в регистрации. При этом она обязана в течение одних суток с момента принятия решения выдать кандидату копию своего решения с изложением оснований отказа. Закон содержит исчерпывающий перечень оснований. Среди них нарушение установленного порядка сбора подписей, недостоверность сведений, представленных кандидатом, превышение установленного размера расходования финансовых средств, злоупотребление правом на проведение предвыборной агитации, использование кандидатом преимуществ служебного положения.

Когда кандидат может проводить агитационную работу?

Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата и заканчивается за одни сутки до дня голосования.

Кто не может агитировать за кандидата?

Перечень организаций и лиц, которым запрещено проводить предвыборную агитацию, определен Законом. В этом перечне, в частности, , органы государственной власти и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные служащие при исполнении служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного положения, благотворительные организации, религиозные объединения, избирательные комиссии, иностранные граждане.

Что такое подкуп избирателей?

Закон определяет как подкуп избирателей вручение им денежных средств и подарков, льготную распродажу или бесплатное распространение любых товаров, кроме печатных материалов и значков, обещание заплатить за поданные голоса и т.д.

Каковы основные требования к помещению для голосования?

Все, кто хоть однажды принимал участие в выборах, знают, что помещение для голосования — это зал с кабинами, избирательными ящиками (урнами) и метами для участковой избирательной комиссии и наблюдателей.

На информационных стендах в обязательном порядке размещаются биографические данные о кандидатах, сведения об их доходах и имуществе, разъяснения о порядке голосования и заполнения бюллетеней. Также должны быть увеличенные формы протоколов об итогах голосования.

В какой период времени проводится голосование в день выборов?

14 марта 2010 года избирательные участки будут открыты для голосования с 8 до 20 часов.

Возможно ли досрочное голосование?

Да. Это можно сделать в территориальной избирательной комиссии с 26 февраля по 9 марта 2010 года или на своем избирательном участке с 10 по 13 марта 2010 года. Досрочно голосуют избиратели, которые по уважительной причине не смогут прийти на выборы 14 марта (отпуск, командировка, режим трудовой или учебной деятельности, состояние здоровья).

По предъявлении какого документа избирателю выдаются бюллетени?

Для получения бюллетеня необходим паспорт гражданина Российской Федерации или документ его заменяющий. Это военный билет или удостоверение личности для лиц, которые проходят военную службу, временное удостоверение личности гражданина РФ, выдаваемое на период оформления паспорта.

Может ли избиратель проголосовать за члена своей семьи, предъявив его паспорт?

Нет, и еще раз нет. Каждый избиратель голосует лично!

Можно ли получить новый бюллетень, если избиратель считает, что при заполнении бюллетеня он допустил ошибку?

Это возможно, если только избиратель не опустил свой «ошибочно заполненный» бюллетень в ящик для голосования.

Может ли избиратель проголосовать дома?

Если по уважительным причинам (инвалидность, состояние здоровья) избиратель не может прийти на избирательный участок, ему предоставляется возможность проголосовать 14 марта вне помещения для голосования. Для этого обязательно письменное заявление или устное обращение в избирательную комиссию. Подать заявление или позвонить в комиссию можно не позднее, чем за 4 часа до окончания голосования. Важный момент: передать просьбу избирателя в комиссию могут родственники, друзья, соседи, при этом они обязаны сообщить фамилию, имя, отчество и место жительства.

Когда начинается подсчет голосов избирателей?

Подсчет голосов начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов.

Кто имеет право присутствовать при подсчете голосов?

Подсчет голосов осуществляют только члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Делается это открыто, гласно, что называется «на глазах» у присутствующих. А присутствовать могут члены вышестоящей комиссии, кандидаты, их доверенные лица, члены комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, представители средств массовой информации. Каждый из этих лиц имеет право получить заверенную копию протокола об итогах голосования.

Как определяются результаты выборов?

При определении результатов выборов в следствие суммирования итогов голосования дается ответ на следующие вопросы: состоялись ли выборы, можно ли признать выборы действительными, кто из кандидатов избран. На последний вопрос может быть дан ответ только при условии положительного ответа на два первых вопроса. Выборы признаются недействительными, если нарушения, допущенные при проведении голосования или установления итогов голосования, не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей или по решению суда.

Протоколы избирательных комиссий об итогах голосования поступают в территориальную избирательную комиссию. Там данные протоколов суммируются, в том числе с помощью системы ГАС «Выборы», определяются итоги голосования на территории района.

Какой кандидат по каждому округу, а также на должность главы района признается избранным?

Избранным будет признан кандидат, получивший наибольшее по отношению к другим кандидатам количество голосов избирателей.

Каковы сроки опубликования результатов выборов?

Не позднее 20 марта территориальная избирательная комиссия должна определить результаты выборов. В течение одних суток после этого общие данные о результатах выборов направляются в средства массовой информации. Официальное опубликование полных данных о результатах осуществляется в течение двух месяцев со дня голосования. Это все крайние сроки. На практике результаты выборов обнародуются гораздо раньше.

Существует ли ответственность за нарушения законодательства?

Да. Уголовный кодекс Российской Федерации, а также кодекс об административных правонарушениях предусматривают ответственность за нарушение избирательного законодательства.

В нашей заочной беседе с избирателями мы ставили перед собой задачу рассказать о том, как нормы избирательного законодательства работают на практике.

Полагаем, что наши пояснения помогут всем участникам выборов более продуктивно реализовывать и защищать свои права.

И все же, практика показывает, что вопросов в ходе подготовки к выборам возникает много. Поэтому территориальная избирательная комиссия открыла «Прямую линию». Звоните нам по всем вопросам, касающихся выборов и мы постараемся дать оперативный и квалифицированный ответ.

Тел. 3–10–72.

Избирательная кампания:

этапы, сроки, даты

— выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты Собрания депутатов Уйского  района, на должность главы Уйского района; кандидатов в депутаты Советов депутатов сельских поселений, на должность глав сельских поселений (с17.12.2009 г. по 30.01.2010 г. до 18 часов);

— образование избирательных участков (до 27.01.2010 г.);

— формирование участковых избирательных комиссий  (не позднее 16.02.2010г.);

— представление списков избирателей для ознакомления избирателей и дополнительного уточнения (с 21.02.2010 г.);

— изготовление избирательных бюллетеней (до 24.02.2010 г.);

— оповещение избирателей о времени и месте голосования (не позднее 20.02.2010 г.);

досрочное голосование:

— в помещении районной избирательной комиссии (с 26.02.2010 г. по 09.03.2010 г.);

— в помещениях участковых избирательных комиссий (с 10.03.2010 г. по 13.03.2010 г.);

— окончание предвыборной агитации (13 марта в 24:00 часа);

— голосование избирателей (14 марта 2010 г. с 8:00 до 20:00 часов);

— официальное опубликование общих результатов выборов (не позднее 14 апреля 2010 г.).

 

 

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
18:11 Три района Челябинской области преобразованы в муниципальные округа

На Южном Урале отныне не существует Нязепетровского, Пластовского и Саткинского районов. Теперь эти территории получили статус муниципальных округов. Решение объединить поселения и районы по согласованию с их жителями ранее приняли местные депутаты, после документы рассмотрел и одобрил губернатор Челябинской области Алексей Текслер.

17:04 Региональные депутаты утвердили 19 членов Общественной палаты Челябинской области

Полномочия действующего состава Общественной палаты региона заканчиваются 5 мая этого года. В ее рядах работают в общей сложности 57 человек. В том числе и представители областного парламента.

12:23 По мнению челябинского эксперта, теракт в Москве заставит кардинально пересмотреть систему безопасности в России

Советник председателя Общественной палаты Челябинской Эльвина Валеева обратила внимание: страны Запада демонстративно пытаются найти «исламский след» в жутком массовом убийстве мирных граждан в «Крокус Сити Холле». А все высказывания Европы и США преследуют единственную цель – подорвать устои и безопасность внутри России, спровоцировать межнациональные и межрелигиозные конфликты.

Возврат к списку