Суббота, 20 Апреля 2024

О наших экономических задачах

09.02.2012 Корреспондент: 0

Мы живём в период кардинальных перемен в экономической жизни всего мира

Мы живём в период кардинальных перемен в экономической жизни всего мира. Никогда ещё столь быстро не обновлялись технологии. Многое из того, что нас сегодня привычно окружает, казалось фантастикой лет 15–20 назад. Никогда не была столь острой борьба за лидерство в глобальной конкуренции, и мы видим, как страны, позиции которых ещё вчера казались незыблемыми, начинают уступать тем, к которым ещё недавно относились со снисходительным пренебрежением. Никогда люди не сталкивались со столь огромными рисками техногенных катастроф, никогда не были столь серьёзными угрозы природной среде. Но и возможности человечества никогда не были столь велики. Выигрывает тот, кто полнее других использует новые возможности.

Место России в глобальном разделении труда

После развала советского блока Россия должна была вписываться в глобальное  разделение труда, где основные центры силы и пропорции сложились без неё – больше того, сложились в противостоянии с СССР. Рынки развитых стран оказались огорожены множеством барьеров, возведённых для защиты собственных интересов. Дополнительной проблемой для интеграции в мировую экономику оказалась разница технологических стандартов.

В этих условиях мы смогли тем не менее построить экономику, которая стала органичной частью мировой. Смогли сделать это в основном за счёт наших природных ресурсов.  Больше четверти ВВП России – это результат продажи на мировом рынке газа, нефти, металлов, леса, других сырьевых продуктов или продуктов первого передела.

Сегодня Россия зависит от мировой экономики, интегрирована в неё очень сильно – сильнее, чем большинство других стран.

Фактически мы пережили масштабную деиндустриализацию. Потерю качества и тотальное упрощение структуры производства. Отсюда крайне высокая зависимость от импорта потребительских товаров, технологий и сложной продукции, от колебания цен на основные экспортные товары, то есть от факторов, которые мы по большому счёту не контролируем.

Иметь экономику, которая не гарантирует нам ни стабильности, ни суверенитета, ни достойного благосостояния, для России непозволительно. Нам нужна новая экономика с конкурентоспособной промышленностью и инфраструктурой, с развитой сферой услуг, с эффективным сельским хозяйством. Экономика, работающая на современной технологической базе.

Преодолеть технологическое отставание

Надо искать решения, которые позволили бы нам преодолеть складывающуюся одностороннюю технологическую зависимость.

Разумеется, сейчас никто не будет пвторять опыта Советского Союза, который в условиях противостояния с Западом сформировал полностью автономную технологическую базу.

Для возвращения технологического лидерства нам нужно тщательно выбрать приоритеты. Кандидатами являются такие отрасли, как фармацевтика, высокотехнологичная химия, композитные и неметаллические материалы, авиационная промышленность, информационно-коммуникационные технологии, нанотехнологии. Разумеется, традиционными лидерами, где мы не потеряли технологических преимуществ, являются наша атомная промышленность и космос. Список не закрыт – всё зависит от конъюнктуры мирового рынка и не в последнюю очередь от инициативы предпринимателей и  работников самих отраслей.

Итогом реализации стратегий отраслевых холдингов должно стать создание глобально конкурентоспособных корпораций, высококапитализированных, нашедших и  расширяющих своё место на мировом рынке. Именно такие корпорации, сочетающие деятельность от перспективных исследований и разработки продукции до производства, поставки и обслуживания высокотехнологичного продукта, владеют сегодня мировым рынком авиастроения, судостроения, компьютерных технологий, фармацевтики, медицинской техники. Они же дают заказы малым инновационным компаниям, скупают удачные стартапы.

Инновационный цикл российской экономики

Главным условием спроса экономики на инновации является обеспечение конкуренции. Вижу все вызовы для ряда наших отраслей со вступлением в ВТО. Хочу заверить: буду делать всё, чтобы максимально смягчить трудности переходного периода. Но все производители промышленных товаров должны ясно понять: время национальных рынковпрошло. Уютных ниш больше не будет. В высокотехнологичном производстве существует только один, глобальный, рынок. Наше место в будущем мире зависит от того,  используем ли мы свои возможности.

Будет в несколько раз – до 25 млрд руб. в 2018 г. – увеличено финансирование государственных научных фондов, поддерживающих инициативные разработки научных коллективов. Размеры грантов должны быть сопоставимыми с тем, что предоставляют своим учёным на Западе.

Необходимо продолжать усилия, направленные на включение российских научных центров, университетов и предприятий в международные механизмы формления и капитализации научных результатов.

Надо преодолеть инерции крупного отечественного капитала, который, прямо скажем, отвык от инновационных проектов, от исследований и опытно-конструкторских работ. Сейчас 47 компаний с государственным участием приняли инновационные программы. Но и частные корпорации должны приучиться к тому, что 3–5% их валового дохода должны направляться в исследования и разработки.

Сегодня мы имеем поистине парадоксальную ситуацию. В России с её огромной территорией дефицитом являются участки для строительства. Причина – неразвитость инфраструктуры. Если в Европе, Америке, Японии и Корее вы можете построить дом или фабрику в любом месте за 50, даже за 80 километров от крупного города, то у нас уже за 20–30 километров начинаются не освоенные участки – без дорог, газа, воды и электричества, где земля ничего не стоит, потому что её просто нельзя использовать.

Освоение территории России надо начинать с земель вокруг крупных экономических центров.

Где взять капитал?

Главный источник создания новых производств, новых рабочих мест – частные  инвестиции. Здесь ситуация далека от радужной. Мы проигрываем странам-конкурентам по инвестиционной привлекательности. Мы имеем значительный отток капитала из России… Что надо сделать для решения проблемы капитала?

Первое – увеличить размер внутреннего рынка, что сделает его более привлекательным для прямых инвестиций. Впервые после развала СССР мы перешли от деклараций, от заявления намерений к реальной интеграции. За последние годы сформированы Таможенный союз, единое экономическое пространство, зона свободной торговли СНГ. Идёт гармонизация технических регламентов. Россия последовательно пытается создать единый рынок со своими соседями.

Второе – деловой климат в стране, её привлекательность для долгосрочного помещения капиталов всё ещё являются неудовлетворительными. За последние несколько лет по инициативе президента Медведева мы начали целый ряд реформ, направленных на улучшение делового климата. Но заметных сдвигов пока не произошло... Главная проблема – недостаток прозрачности и подконтрольности обществу в работе представителей государства от таможенных и налоговых служб до судебной и правоохранительной системы. Если называть вещи своими именами, речь идёт о системной коррупции.

Расчистить поле для бизнеса, который готов побеждать в честной конкуренции, – это фундаментальная, системная задача. И решение здесь лежит не в плоскости экономической политики. Мы должны изменить само государство, исполнительную и судебную власть в России. Демонтировать обвинительную связку правоохранительных, следственных, прокурорских и судейских органов. Исключить из уголовного законодательства все рудименты советского правосознания, все зацепки, которые позволяют делать из хозяйственного спора уголовное дело на одного из участников. Уверен: депутаты Государственной Думы поддержат такие поправки.

Третье – средства населения почти не работают на рынке капитала. Это означает, что население не получает своей доли дохода от экономического роста, от увеличения капитализации экономики. Нужны программы вовлечения в инвестиции средств населения – через пенсионные и доверительные фонды, фонды коллективного инвестирования. В странах с развитой рыночной экономикой это значительная часть национального капитала.

Поддержка формирования длинных денег должна стать приоритетом на ближайшие 10–15 лет. Это долгий процесс, и не надо бояться, что он не даст немедленного эффекта. У нас есть главное условие его успешности: в России быстро растёт средний класс, готовый вкладывать свои деньги в более качественное медицинское обслуживание, в лучшее жильё, в более высокие пенсии. Задача государства – чтобы его деньги не сгорели.

Снижение доли государства в экономике

Искусство управления экономикой в современных условиях состоит прежде всего в точном определении необходимого соотношения между ролью государства и частной инициативой.

Мировой кризис добавил аргументов сторонникам государственного управления. Но мы понимаем, что Россия отличается от многих других стран ещё достаточно большой долей государства в экономике и более серьёзным вмешательством в регулирование, в то время как методы такого регулирования, наоборот, отстают от лучших аналогов.

Наша экономическая политика должна корректироваться в сторону снижения масштабов государственного регулирования, замены регламентации на рыночные механизмы, административного контроля – на страхование ответственности.

Надо ограничить приобретение госкомпаниями новых активов в России. «Киты» не должны мешать нормальному развитию частного бизнеса в своих секторах, оттирать частных предпринимателей от наиболее выгодных проектов.

Макроэкономические условия роста

Мы научились ценить макроэкономическую стабильность и использовать инструменты её сохранения в самых сложных условиях. Благодаря заблаговременно созданным резервным фондам мы относительно спокойно выдержали натиск первой волны мирового кризиса.

Для формирования длинных денег важна уверенность участников экономики в макроэкономической стабильности на годы вперёд.

Нами уже взяты немалые долгосрочные бюджетные обязательства. Прежде всего в социальной сфере, и мы их намерены неукоснительно соблюдать. Также значительные расходы предстоят в связи с модернизацией наших Вооружённых сил. Большие расходы потребуются для развития здравоохранения, образования, для строительства и ремонта дорог. Как мы сможем их обеспечить?

Первое. Эффективность расходов. Чёткий выбор приоритетов, отказ от всего избыточного. Жёсткий контроль за стоимостью и качеством строительства, ценами при госзакупках. А по сути ликвидация откатов при использовании государственных денег как на федеральном, так и на региональном уровнях. Мы должны с этим справиться, и это позволит нам сэкономить, по оценкам, как минимум 5%, а возможно, и 10% бюджета – от 1 до 2% ВВП ежегодно.

Второе. Нужна сбалансированная пенсионная система, что снизит уровень трансфертов из бюджета в Пенсионный фонд.

Третье. Понадобится определённый налоговый маневр. Мы не будем увеличивать налоговую нагрузку на несырьевые сектора – это противоречит всей нашей политике диверсификации экономики. Но у нас есть резерв роста налоговых доходов по ряду направлений: дорогая недвижимость, потребление люксовых товаров, алкоголя, табака, сбор рентных платежей в тех секторах, где он пока занижен. Прежде всего то, что называется дополнительным налогом на богатство, а точнее на престижное потребление.

Обновлённая экономика должна дать перспективу реализации каждому – и предпринимателям, и работникам бюджетной сферы, инженерам и квалифицированным рабочим. В этом смысл социального измерения экономики, о котором я предлагаю поговорить в следующей статье.

«Ведомости» заплатят Путину

Газета «Ведомости» оплатит статью «О наших экономических задачах» премьер-министра Владимира Путина по стандартным редакционным расценкам. Эта информация опубликована на страничке издания в социальной сети Facebook. Гонорар по просьбе автора будет переведён в один из благотворительных фондов, занимающихся помощью детям. Сумма гонорара премьер-министра в сообщении газеты не указана.

Публикация в «Ведомостях» стала третьей в серии статей главы правительства, которые должны выйти в российских печатных СМИ в ближайшее время. Ранее Путин опубликовал статью в «Известиях», а также познакомил читателей «Независимой газеты» со своим взглядом на межнациональные отношения в России.

Виктор Хасаншин

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
17:51 Челябинский эксперт спрогнозировал перемены в работе политических партий на региональном уровне

По словам руководителя исторического клуба имени Е. Шмурло Никиты Тахирова, после президентских выборов в марте этого года перед парламентскими партиями появилась необходимость не только переосмыслить свои стратегии работы, но и адаптироваться под меняющиеся запросы избирателей. Что именно могут предложить парламентские партии избирателям на региональном уровне, обсудили участники Экспертного клуба Челябинской области.

15:11 Минздрав Челябинской области возглавил врач-эндокринолог

На должность министра здравоохранения региона назначена Татьяна Колчинская, которая ранее работала в должности заместителя главного врача челябинской больницы №1. С января 2021 по август 2022 года она была заместителем министра здравоохранения.

16:25 По поручению Владимира Путина Миасс внесут в список опорных городов России

По результатам рабочего визита в Челябинскую область в феврале этого года, глава государства поставил перед премьер-министром России Михаилом Мишустиным и губернатором Алексеем Текслер несколько важных задач, касающихся социально-экономического и промышленного развития региона

Возврат к списку