Четверг, 12 Декабря 2024

Александр Козлов: «Мы стремимся к тому, чтобы получить госуслугу было так же просто, как купить авиабилет через Интернет»

12.07.2016 Корреспондент: Беседовала Екатерина САЛАХОВА Фото: mininform74.ru, Максим Куликов

Сегодня в Челябинской области стоит задача устранить цифровое неравенство между городами и малыми селами. Доступ к всемирной сети появится у жителей небольших населенных пунктов. Современные технологии делают нашу жизнь проще или отдаляют друг от друга? По мнению министра информационных технологий и связи Челябинской области Александра Козлова, информационные блага цивилизации могут решить практически любую нашу проблему, нужно только правильно воспользоваться технологиями. Как найти баланс между реальной и виртуальной жизнью, когда южноуральцы смогут получать в полном объеме любые государственные услуги через Интернет, в чем успех челябинских IT­проектов и почему мы живем в лучшем городе страны – об этом и не только рассказывает наш собеседник.

Вместо тамагочи – экотеплица

– Александр Сергеевич, расскажите об основных направлениях деятельности вашего министерства.

– Нашу работу можно условно разделить на четыре направления. Первая задача –
информатизация органов исполнительной власти. Это и система электронного документооборота, межведомственного электронного взаимодействия, система оказания государственных услуг в электронном виде, поддержка сайтов органов исполнительной власти и пр.
Второе направление работы министерства – развитие связи на территории Челябинской области. Третье направление образовалось относительно недавно, полтора года мы работаем над тем, чтобы на Южном Урале появились точки роста для отрасли информационных технологий. Перед нами стоит задача – «вырастить» IT­чемпионов в регионе. Ну и четвертое, может быть, не столь заметное, но чрезвычайно важное направление в работе министерства связи – обеспечение информационной безопасности.

– Недавно состоялся отбор в челябинский IT­парк. Как вы оцениваете его резидентов?

– Проекты интересные, а если к техническим разработкам ребят добавить немного инновационности, необходимую долю маркетинга и заинтересовать крупных инвесторов, которые бы вложили необходимые финансовые средства, – то можно говорить о будущих IT­чемпионах. На мой взгляд, любопытный проект – «Инновации – детям». Речь идет о технологии обучения детей через компьютерные игры с использованием датчика Kinect, который формирует виртуальную реальность. На экране возникает изображение ребенка, ему необходимо решить разные задачи. Например, дети таким образом изучают правила дорожного движения. То есть то, чему мы раньше учили по книгам, теперь ребенок может изучать в форме игры. Проект уже вызвал интерес в сфере образования, методисты считают его перспективным. Еще одна разработка в рамках проекта «Инновации – детям» – интерактивная песочница (об этом проекте «Губерния» писала ранее в № 23. – Прим. ред.) понравилась московским инвесторам. Если будут решены все юридические вопросы, то у проекта появится серьезное финансирование, которое позволит эти технологии упаковать для продажи. Сейчас это штучный товар, нужно, чтобы технология продавалась массово. Еще одна интересная разработка – экотеплица, ее создатели предлагают приобрести горшочек с растением, управляемый компьютером. Он подскажет, как нужно следить за растением, когда его нужно полить и т.д. Это мне напоминает некогда популярную среди детей игрушку тамагочи, только здесь нужно ухаживать за реальным растением. Думаю, что именно в этом сочетании виртуальности и реальности кроется успех стартапов, которые я увидел. В челябинском IT­парке, созданном благодаря активной позиции замгубернатора области Руслана Гаттарова, уже работают практически чемпионы. Это компании, продукт которых востребован за пределами области. Компания «Турборендер», занимающаяся рендерингом, – это  процесс получения изображения по модели с помощью компьютерной программы. Визуальные эффекты в новом фильме «Экипаж» были созданы при их участии. Ребята из организации «Napoleon it» предложили инструмент, с помощью которого крупные издания могут продавать не целиком журнал, а только одну статью или даже абзац. Технология активно покупается крупными изданиями, чтобы расширить объемы продаж.                                

– Вы как­то говорили, что IT­специалисты – как бабочки, остаются там, где им комфортно. Что, на ваш взгляд, удерживает таких специалистов в конкретном месте, помимо налоговых льгот для ведения бизнеса?

– Действительно, отрасль, с одной стороны, хороша тем, что не требует крупных капиталовложений. Но в этом и минус, поскольку человек не привязан к территории. Есть несколько причин, которые удерживают специалиста IT в конкретном городе, стране. Прежде всего, если человек родился и вырос в Челябинской области, то ему бывает сложно решиться на переезд. Второй якорь – среда общения. И третий момент, на который как раз мы можем повлиять, – должно быть место, где удобно работать. Как раз для этого в регионе был создан IT­парк – место, которое по нашим задумкам будет притягивать IT­специалистов, в том числе и из других регионов. Надо сказать, пока я не разочарован в нем, здесь собралась профессиональная и неравнодушная команда, постоянно организуют лекции, семинары для резидентов. Здесь молодые специалисты могут пообщаться с единомышленниками, получить поддержку и попытаться выиграть какой­то серьезный профессиональный конкурс.

– Согласны ли вы с тем, что благоприятные условия – это не только комфортное место для работы, но и в целом то, что окружает человека – экология, красивые дома, улицы, парки… Здесь мы на каких позициях?

– Лично я уверен, что мы живем в одном из лучших городов России. Челябинск – город с миллионным населением, развитой инфраструктурой, сформированной культурной жизнью. Природа Южного Урала, на мой взгляд, лучшая в стране, единственное, чем мы обделены, так это морем. Но этот «недостаток» компенсируется наличием массы озер, рек, лесов, где можно прекрасно отдыхать. У нас хорошая зима и отличное лето, немножко межсезонье подводит. 

Максим-Куликов.jpg

МФЦ борется с коррупцией

– Вы довольны уровнем интернетизации в области? Когда мы говорим о современных технологиях, неизменно встает вопрос о малых селах и пожилых людях. Реально ли охватить их новыми веяниями или они останутся за бортом?

– У нас очень хорошие показатели по стране. Количество домохозяйств, подключенных к Интернету, превысило 70 процентов, в городах эта цифра близится к 90 процентам. Это потому что у нас урбанизированный регион, доля городского населения большая. Во все века новые технологии старшим поколением воспринимались несколько сложно в силу того жизненного опыта, который в чем­то помогает, а иной раз и мешает. В городах существуют различные программы по обучению компьютерной грамотности, например, общество «Знание» этим занимается. Тот, кто хочет освоить технологию, найдет возможность это сделать. Конечно, другая ситуация в сельской местности. Прежде всего здесь необходимо наладить каналы связи, чтобы люди технически могли воспользоваться Интернетом. Сегодня в регионе действует программа устранения цифрового неравенства. В прошлом году 11 населенных пунктов получили точки доступа Wi­Fi, в этом году, благодаря поддержке губернатора Бориса Александровича Дубровского, еще 81 населенный пункт будет обеспечен Интернетом. Когда будет решен технический момент, нужно решить вторую задачу – передать знания людям, сделать это в интересной форме. Сегодня мы прорабатываем вопрос с телеканалами, чтобы на местном телевидении появился цикл образовательных передач. В программах будет полезная информация и для пожилых граждан, которые только знакомятся с новыми технологиями, и для детей, которых мы будем обучать правильно обращаться с Интернетом, рассказывать об опасностях, которые могут скрываться на просторах сети.

– Александр Сергеевич, на каком этапе развития сегодня находится проект «Электронное правительство»?

– За прошедший период (а проект начал активно развиваться с 2010 года) у нас что­то получилось хорошо, над чем­то еще необходимо работать. Прежде всего мы дали четкое определение, что такое государственная и муниципальная услуга. Важно было донести до ряда чиновников, что они оказывают населению такие же услуги, как и парикмахер или тренер. Из позитивного – за прошедшее время была развернута сеть многофункциональных центров. Сегодня 95 процентов населения Челябинской области могут получить услугу через МФЦ, расположенные в шаговой доступности. Немаловажно, что сами здания МФЦ очень красивые, с современным оборудованием, там приятно находиться и есть все необходимое – пандусы для инвалидов, стоянки для автомобилей, игровые комнаты для детей.  На сегодняшний день отработан регламент приема документов, в центрах работают обученные специалисты, которые понимают, что их работа оценивается по тому, довольны ли посетители МФЦ обслуживанием. Многофункциональные центры – та самая необходимая прослойка, которая позволяет уменьшить негативные коррупционные процессы, которые, к сожалению, еще присутствуют в России. МФЦ устраняют саму коррупционную составляющую, так как разделяют заявителя и того человека, который решает, будет ли услуга оказана или нет. На мой взгляд, хорошо работает система межведомственного электронного взаимодействия. Сегодня закон запрещает требовать с граждан и организаций документы и сведения, которые уже есть в распоряжении органов власти. Чиновники сами должны запросить документы в течение пяти дней. Без этого нововведения услуги не оказывались бы так быстро и качественно, как это происходит сейчас. Вместе с тем нам еще есть куда стремиться. Прежде всего это касается предоставления услуг через портал gosuslugi.ru. Сегодня уже большое количество услуг переведено в электронный вид, часть из них очень удобна. Я всех призываю регистрироваться на портале, потому что с каждым разом здесь будет появляться все больше услуг. Отмечу, что часть услуг в настоящее время нуждается в оптимизации, во­первых, чтобы минимизировать посещение человеком того или иного ведомства, а во­вторых, если уж эти визиты неизбежны, то необходимо сделать так, чтобы гражданин мог записаться заранее и прийти уже к назначенному времени в МФЦ или соответствующий орган власти. Самое сложное здесь не технический и не материальный вопрос, а изменение нормативно­правовой базы. В документах, написанных 20–30 лет назад, встречается формулировка «прийти за услугой лично». Конечно, в то время ни о каких электронных услугах не могло быть и речи. Сегодня необходимо сделать так, чтобы государственную или муниципальную услугу на портале можно было получить так же удобно, доступно и качественно, как заказать авиабилет через Интернет. Это цель, к которой мы стремимся; ставим задачу – каждый год определенную часть услуг делать лучше. Пока надеемся завершить масштабную работу к 2020 году, здесь не все зависит от  информационщиков.

– Когда население получит реальную возможность записаться на прием к врачу по Интернету? Даже в век информационных технологий пациенты продолжают осаждать окошко регистратуры по утрам.

– Сегодня мы много занимаемся услугой «талон к врачу». Работает сервис talon.zdrav74.ru, услуга частично представлена на портале госуслуг. У нас хорошие показатели в целом по России, но при этом услуга не на том уровне качества, какой бы нам хотелось ее видеть. Здесь, во­первых, существует проблема в поддержании актуального графика приема врачей. Второй момент – на первых этапах перевода услуги в электронный вид необходимо соблюсти баланс. Если мы все расписание врачей отдадим в Интернет, то преимущество будет у тех, кто им пользуется. Лично я, как министр информационных технологий, был бы «за», но не думаю, что это понравится министру здравоохранения. Необходимо думать о тех, кто не пользуется Интернетом, поэтому часть времени будет отдаваться в регистратуру.

Фото-mininform74.ru.jpg

Интернет нужно использовать с умом

– До сих пор некоторая категория граждан опасается вносить свои персональные данные через Интернет, боясь утечки информации. Как можно развеять эти страхи?

– Я даже рад за тех людей, которые так рассуждают. Меня больше беспокоят те, кто даже не задумывается, внося свои данные на сайты. Могу сказать, что если люди работают с государственными сайтами, тем же порталом госуслуг, то вероятность того, что произойдет утечка личных данных, ничтожно мала, риски не выше, чем если бы вы передавали свои данные на бумаге. Есть нормативное законодательство, которое обязывает осуществлять защиту персональных данных. Менее безопасны соцсети, интернет­магазины, где, конечно, тоже регламентированы вопросы защиты, но этим занимаются уже коммерческие структуры, и они по­разному относятся к этой работе. Крупные компании имеют необходимый штат сотрудников, чтобы заниматься защитой информации, здесь уровень безопасности такой же, как и на сайтах госструктур. У нас есть Роскомнадзор, который осуществляет проверки соблюдения законодательства в части защиты персональных данных. Юридические лица, которые не защищают сведения, доверенные им гражданами, ждет административное наказание. По моему мнению, нужно давать минимальную информацию о себе.

– А что вы скажете тем людям, которые выступают против информационных технологий? Сегодня многие сетуют, что мир перешел в виртуальную реальность, мы мало общаемся вживую...

– Интернет – это технология. Для меня такая же, как электричество, транспорт, отмахнуться от нее будет неправильно. Это элемент цивилизации: или ты развиваешься вместе с ней, или ты делаешь так называемый дауншифтинг. Это тоже нормально, просто в этом случае ты становишься немножко ненормальным человеком в понимании остальных. На первых порах, когда новые технологии только внедряются в жизнь, люди не могут найти баланс, когда им новшество помогает, а когда мешает. Прежде всего, нужно идти от реальной жизни: когда ты планируешь свое время, то должен решать свои реальные вопросы, а не виртуальные – все ли в семье сыты, одеты, выполнил ли ты свою работу качественно, чтобы получить за нее соответствующую зарплату. Технологии, с помощью которых мы эти вопросы можем решать, уже вторичны. Например, кто­то сталкивается с тем, что в его реальной жизни не хватает денег, тогда совместные закупки или интернет­магазины могут помочь найти товары подешевле. Для кого­то остро стоит вопрос с нехваткой времени. В этом случае можно использовать службу доставки через Интернет. А у других сложность с общением, например, человек переехал в другой город, все друзья и близкие далеко, но информационные технологии позволяют сгладить границы. Раньше, когда я уезжал в пионерлагерь, мои родители ждали писем. Конечно, это своего рода романтика, но зато теперь есть телефон, Wi­Fi, можно позвонить и даже увидеть сына, убедиться, что он жив­здоров. Это лучше, чем переживать, все ли у него в порядке, думать, почему долго не пишет. Информационные технологии позволяют решать коммуникационные вопросы. Плохо, когда ты растворяешься в соцсетях, приходишь с работы и до ночи сидишь там. Я сам представлен в соцсетях, но использую их в основном для работы. Здесь есть круг  общения, который мне интересен и занимается схожей со мной проблематикой, я просматриваю ленту новостей, чтобы быть в курсе последних событий, отмечаю публикации, которые потом, когда появляется время, могу прочитать.


Поделиться

поделиться:

 

Возврат к списку