Пенсионерка Надежда Петровна решила оформить кредит. Объявление увидела в газете – компания обещала выдать крупную сумму без справок, первоначального взноса и поручителей. Документы оформили быстро, однако деньги не торопились выдавать. Говорили, что нужно сначала сделать первоначальный взнос 30 тысяч рублей. Потом – второй. Женщина аккуратно делала взносы, а через пару месяцев заволновалась. Когда обратилась в компанию, ей посоветовали внимательно прочитать договор. Оказалось, что это вовсе не кредит, а подписка на товары и услуги. И заемщику вместо обещанного миллиона полагается только … сковородка.
Но на этом история не закончилась. Один из пунктов договора запрещал разглашать условия договора, в противном случае подписавшего договор ждал штраф в размере 500 тысяч рублей. Как нам рассказала Надежда Петровна, именно из-за этого пункта она долго не решалась обратиться в соответствующие органы.Однако это только одна из тысяч подобных историй. Сегодня существует множество мошеннических схем, иногда наших не очень бдительных сограждан, прямо толкают в ловушку. Но бывает и так, что обмана никакого нет, но мы обманываемся сами.
В своей книге «Психология лжи» известный американский психолог Пол Экман называет главной причиной успеха многих обманов в том, что их жертвы просто не хотят знать правду. Человек настолько захвачен происходящим, что не хочет знать правды, поскольку она будет означать, что он сделал ошибку.
Так, пенсионеры часто жалуются на рекламные объявления, в народе называемые «лохотронами». Примеров таких масса – «отгадайте загадку», «пришлите волшебное слово и – миллион ваш»! Или, например, вам предлагают произвести некие математические действия с вашей датой рождения, если полученное число совпадает с тем, что значится в рекламе, вы выигрываете миллион рублей. На поверку оказывается, что любая дата рождения априори выигрышная, а реклама – просто яркий маркетинговый ход. Как правило, по ссылке мелким шрифтом дается объяснение этой акции. Там написано, что данная акция является рекламой. Позвонив по указанному телефону, людям, решившим, что они выиграли миллион, будут предложены разные товары из каталога.
Такие рекламодатели, как и в случае с несуществующим кредитом, играют на желании человека получить все бесплатно, «разгадав» какой-то ребус, не прилагая к этому особых усилий.
При этом никаких законов подобная реклама не нарушает, поэтому у СМИ нет оснований отказаться от нее. Редакции обязаны только проверять лицензии организации, которая дает рекламу, и не занесена ли организация в черные списки.
– К сожалению, это один из видов эффективной рекламы, - объясняет юрист Елена Абрамей. – На самом деле, необходимо внимательно читать не яркие призывы, а дальнейший текст рекламы, как правило, выполненный очень мелкий убористым шрифтом.
Аналогичная ситуация складывается с лже-кредитами. Как выяснилось, в рекламе, на которую клюнула пенсионерка, было указано мелким шрифтом, что займ оформляется на основе договора. А вот договор-то и надо было читать. Причем каждый его пункт, вдумчиво, вслух, обдумывая его значение. Специалисты настойчиво рекомендуют ничего не подписывать, пока вам не будут понятны все условия кредитного договора. Если какие-то пункты непонятны, не поленитесь перечитать их, если все равно смысл теряется, выясните значение у представителя организации, с которой подписываете договор. И кстати, в таком документе все имеет значение – и сноски, и отсылки к любым нормативным документам и актам! Поверхностное изучение такого документа может грозить потерей времени, нервов и денег.
- Если в рекламе указывают низкую процентную ставку по кредиту, совсем не обязательно, что она будет такой на самом деле, - продолжает Елена Абрамей. – Читайте внимательно весь договор! Условия могу оказаться кабальными. Взяв кредит на десять тысяч рублей, вы в итоге за год можете задолжать сто тысяч, даже внося платежи. И все потому, что в самом договоре будут указаны совсем не те проценты, что в рекламном модуле.
Кстати
В последнее время южноуральцы начали жаловаться на навязанные во время медицинских консультаций кредиты. Недавно в региональное отделение ОНФ обратилась пенсионерка, заключившая договор на получение кредита для оплаты медицинских услуг. На встречу со специалистами по здоровью она отправилась после того, как ей сообщили, что консультация проходит в рамках некой «губернаторской программы». В медицинском центре якобы было проведено исследование ДНК пациентки. Стоимость услуг составила почти 20 тысяч рублей. Сразу же, без получения результатов анализа генома, женщине сообщили о необходимости срочного лечения.
- На довод о том, что у клиентки нет средств, специалистами компании было предложено оформить рассрочку с «незначительным платежом». Попав под психологический давление, пенсионерка подписала все документы. Дома она прочитала подписанные бумаги и поняла, что не согласна с перечисленными условиями. На следующий день пострадавшая написала заявление о расторжении договора и возврате всей суммы, а это более ста тысяч рублей. Но ей ответили, что возместить расходы возможно лишь частично, – рассказал эксперт проекта ОНФ «За права заемщиков» в Челябинской области Вячеслав Курилин.
Челябинские эксперты проекта ОНФ «За права заемщиков» помогли вернуть деньги этой женщине, но предупреждают, чтобы все остальные тоже были внимательными, так как пострадавших становится больше. Многие сообщают, что их завлекают в офис или попадают к ним домой под предлогом бесплатных процедур (косметических, медицинских) или проверок в домашних условиях техники и приборов (очистители воды, пылесосы и т.д.). По словам обратившихся, путем введения в заблуждение относительно цены, порядка оплаты, качества или необходимости конкретному человеку услуги или товара с ними подписывается договор. Пострадавшие даже не понимают, что, поставив подпись на предлагаемых бумагах, они заключают кредитный договор на заведомо невыгодных условиях.
Поделиться
поделиться:
После жалобы губернатору о том, что местные провайдеры десять лет не могут подключить дом к интернету, вопрос решился за сутки. Первый заместитель министра информационных технологий, связи и цифрового развития Челябинской области Василий Кокорюкин уточнил: к сети дом подключили накануне, 12 декабря.
https://t.me/chgub
В среду, 11 декабря, губернатор Челябинской области Алексей Текслер провел традиционную прямую линию, ответив на несколько десятков вопросов, жалоб и обращений жителей региона. «Губерния» выяснила, что с некоторыми вопросами связаны интересные и неординарные истории.
https://t.me/chgub
Законопроект подготовило региональное министерство социальных отношений по инициативе губернатора Алексея Текслера. Ранее максимальный размер выплаты семьям, в которых воспитываются не менее пяти приемных детей, был на уровне 1 050 000 рублей. На сегодняшний день мерой поддержки воспользовались 40 семей.
https://t.me/chgub