Вторник, 23 Июля 2024

Юные южноуральцы готовят техническую революцию в сельском хозяйстве

02.12.2016 Корреспондент: Екатерина Салахова Фото: chelagro.ru

Вчера в Челябинске открылся III всероссийский технический форум. Тема этого года – «От технического творчества к современным технологиям в агропромышленном комплексе». Какой комбайн поможет сэкономить расходы сельхозпредприятиям и как можно вырастить богатый урожай без единого клочка земли? Ребята из разных регионов страны презентовали смелые идеи министру сельского хозяйства и министру образования Челябинской области.

– Здесь более тысячи деталей. Мы использовали пять сервомоторов NXT, два микрокомпьютера NXT и один датчик света, – такие серьезные термины звучат из уст восьмилетнего Артема Распопова.

Несмотря на юный возраст воспитанник «Центра юных техников» уже создал серьезную инженерную разработку. Пока только в виде лего-робота. На сбор модели сельскохозяйственного комбайна у юного «Кулибина» из Златоуста ушло два с половиной месяца.

– Вместе с моим напарником Всеволодом Сидякиным мы разработали комбайн МСК-2, нам помогали еще два педагога, – рассказывает Артем Распопов. – МСК-2 – потому что основывались на модели МСК-1, придуманной в другой златоустовской школе. МСК-1 только собирает капусту, а наш робот еще и сортирует ее. Менее плотную капусту (она у нас синяя), можно отправить на корм животным, а хорошую – в магазины или на склад.

1.JPG

На счету воспитанников «Центра юных техников» Златоуста множество полезных разработок.
– В мае ребята представляли на конкурсе робота по сборке мусора. Еще ранее мы придумали робота для исследования территории катастроф. Он создан в помощь спасателям: там, где невозможно пройти человеку, робот проезжает и с помощью видеокамеры определяет, где находятся пострадавшие, – рассказывает педагог «Центра юных техников» Наталья Мезенцева. – Мы приглашаем к нам инженеров, чтобы они оценили разработки, подсказали что-то ребятам.

Что касается сортировочных комбайнов, то изучая этот вопрос, златоустовцы выяснили, что пока такие модели используют только за рубежом. У нас овощи сортируют вручную. Комбайн МСК-2, по мнению юных разработчиков и их наставников, если бы его внедрили в производство, значительно сэкономил время, и соответственно деньги сельхозпредприятий.

– Думаю, инженеры одобрят нашу разработку, захотят собрать в реальности, – заявляет Артем Распопов.

У изобретателей постарше – свои проекты. Разработку Лидии Устюговой хоть сегодня можно использовать в работе фермерских хозяйств. Учитель биологии поставила перед одиннадцатиклассницей задачу: придумать, как можно выращивать растения быстро и не пачкаться в грязи – чтобы в кабинете было чисто. Лидия с задачей успешно справилась, чтобы представить свою разработку специально приехала в Челябинск из Тюмени.

Для выполнения задания Лидии пришлось модернизировать гидропонную установку – приспособление, которое позволяет выращивать растения без земли. Классическая гидропонная установка представляет собой корпус с трубкой, куда подается воздух, внутри приспособления – химический раствор, на корпусе – контейнеры с гидрогелем, который впитывает влагу и отдает ее растениям.

2.jpg

– Я добавила к классической установке фитосветильник, у него особая частота лучей, которая благоприятно сказывается на росте растений, – рассказывает Лидия. – Еще одно ноу-хау – особая конструкция трубки. Классическая сделана из пластика или резины, многие растениеводы жалуются, что там мало отверстий для воздуха, из-за чего установка сильно булькает, так как часто выходят пузырьки, все это вредит корневой системе. Наша трубка из поролона, по всей ее длине расположены мельчайшие отверстия, из которых выходит воздух. За счет большого количества мелких отверстий воздух выходит мягче, его больше, и растения лучше растут.

Целью исследований Лидии было доказать, что метод выращивания растений в модернизированной установке превосходит по своим показателям выращивание в классической установке, и имеет преимущество перед почвенным методом. Для проведения опыта были выбраны семена огурца.

– Растение вырастает в среднем на 30 процентов быстрее, чем при традиционном методе посадки на дачах. По качеству они не отличаются от тех, которые мы выращиваем в садах. Есть и экономическая выгода – огромные деньги предприятия тратят на обработку от вредителей, полив и пр. Растения, выращенные в установке не подвержены заражениям из почвы, не требуют дополнительного ухода, их не нужно поливать, кроме того это удобно и красиво, и не нужно пачкаться в земле, – улыбается Лидия.

«В школьных столовых овощи без нитратов»

Возле стенда Полетавской школы было не протолкнуться. Здесь каждый желающий выставки мог проверить, насколько безопасен его телефон. При помощи специального устройства ВЕ-метра преподаватели МОУ Полетаевская СОШ демонстрировали школьникам, насколько сильным может быть электромагнитное излучение смартфона.

4.jpg

– Норма – не более 25 вольтметров. Это безопасно для здоровья. Но сегодня мы видели телефоны, которые достигали цифры 35! Как правило, современные телефоны более безопасные, чем старые кнопочные, но бывают и исключения, – рассказывает учитель Основ безопасности и жизнедеятельности Виктория Доронина. – Во время дозвона уровень излучения повышается, так что трубку лучше подносить к уху, когда тебе ответили.

Работа со специальными приборами, измеряющими уровень радиации, освещенности, шума – лишь одно из направлений в работе научно-исследовательской лаборатории школы Сосновского района. В 2012 году школа выиграла областной грант на два миллиона рублей, эти средства и позволили оборудовать лабораторию на базе образовательного учреждения.

– Мы развиваем у детей инновационное мышление. В лаборатории проходят различные факультативы, а летом мы традиционно выезжаем в лагерь, куда съезжаются учащиеся со всего района. Здесь уже в полевых условиях дети овладевают различными полезными навыками. С помощью метеостанции наблюдают за погодными условиями, учатся анализировать состав почвы, воды, – рассказывает учитель географии Татьяна Кожевникова.

Ученики даже сами строят батометры – специальные приборы для отбора проб воды. А с помощью пищевой экспресс-лаборатории дети вместе с преподавателями проверили на наличие нитратов еду, которую подают в школьной столовой. Исследование обрадовало молодых ученых – вся пища в норме.

– Кстати, мы также проверили яблоко из известной торговой сети. Обычное яблоко, типа Голден. Количество нитратов в нем также не превышает норму, – улыбаются молодые преподавательницы.

3.JPG

Только до обеда первого дня выставки ее посетило более двух тысяч школьников. По словам министра образования и науки области Александра Кузнецова, проведение форума способствует повышению интереса к получению технического образования среди подрастающего поколения.

– Многим из них это помогает сделать профессиональный выбор гораздо раньше своих сверстников, – отмечает министр.
Не случайно выбран и формат выставки, в которой участвуют и взрослые и дети.
– Мы хотели, чтобы специалисты агропромышленного комплекса увидели, чем живет детско-юношеское техническое творчество. А дети в свою очередь познакомились с уже существующими достижениями нашего АПК. Такое сотрудничество неизбежно даст свои плоды, – подчеркивает министр.

Со своим коллегой согласен и министр сельского хозяйства региона Сергей Сушков. На его взгляд, мероприятие имеет огромное практическое значение.

– Мы имеем возможность заглянуть в будущее. Выставка высоких аграрных технологий и новых решений – это наиболее важная часть нашего дальнейшего развития. И мы сегодня с удовольствием изучаем все, что вы нам показываете, за удачные идеи мы готовы платить и внедрять их в производство, – обратился к участникам выставки Сергей Сушков.

Позже министр признался, что «детская» часть выставки произвела на него огромное впечатление.

– Я был поражен, удивлен увиденным, и уверен, что у аграрного сектора будущее есть. Мы увидели технологии, которые наверняка будут внедрены в промышленное производство, когда эти дети станут взрослыми, но сегодня они их уже сконструировали. Мы увидели задорные глаза умных и грамотных людей. Я почувствовал гордость за наших детей, которые все это умеют делать, и за их наставников. И даже если с первого взгляда что-то кажется ещё очень далеким от аграрных технологий, завтра может оказаться самым нужным для аграрного сектора, – подчеркнул Сергей Сушков.

Так, третий год на Южном Урале успешно реализуется образовательный проект «Темп», разработанный по поручению губернатора Челябинской области Бориса Дубровского, который призван мотивировать детей и их родителей выбирать актуальные для экономики региона профессии. В рамках проекта школьники начинают знакомиться с профессиями реального сектора экономики уже в начальных классах. Для этого, кроме развития дополнительного образования, в школах создается соответствующая материально-техническая база.
Сегодня «ТЕМП» дает хорошие результаты. По словам Александра Кузнецова, проект повысил интерес детей к выбору заявленных профессий. Об этом свидетельствует увеличение доли выпускников, выбравших актуальные учебные предметы для сдачи ЕГЭ (физика, химия, биология), а также увеличение на 21 процент объемов подготовки в колледжах и техникумах региона по направлениям: металлургия, металлообработка, машиностроение, транспортные средства. Сегодня на эти специальности есть конкурс, чего раньше не было.


Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
17:43 Челябинская область победила в конкурсе сценариев применения дронов

Конкурс региональных моделей применения дронов «Архипелаг–2024» проводился на Сахалине, куда съехались команды более 40 российских регионов. Челябинская область предложила и протестировала 15 сценариев использования беспилотников. В результате наш регион вошел в десятку победителей.

15:38 В Челябинской области продлили штормовое предупреждение

Сегодня ночью в некоторых территориях региона возможен крупный град и шквалистый ветер

14:58 В Челябинске обследуют и прочищают ливневки на восьми улицах

С учетом погоды, все коммунальные службы работают в усиленном режиме. Бригады «Эвис» откачивают воду с подтопленных территорий, а также обследуют ливневки во всех районах города.

Возврат к списку