Четверг, 25 Апреля 2024

Оставить нельзя закрыть. Сельские школы смогут ликвидировать только по согласованию с жителями

12.12.2016 Корреспондент: Екатерина Салахова Когда в классе один ученик, это, конечно, обеспечивает индивидуальный подход, но с экономической точки зрения очень не выгодно. Фото: Вячеслав Никулин.

Южноуральские депутаты вышли с очередной инициативой в Государственную Думу России. Народные избранники считают, что необходимо внести изменения в статью 22 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Предлагается дополнить эту статью еще одним пунктом: «Принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без согласия жителей данного сельского поселения».

– Если в сельском населенном пункте собираются ликвидировать и реорганизовывать образовательное учреждение, жители вправе сами принимать решение – оставлять школу или закрывать, – поясняет инициативу заместитель председателя Законодательного собрания Александр Журавлев. – Реструктуризация должна происходить только после положительного мнения жителей.

Выявление мнения жителей сельского поселения (согласие либо несогласие) будет осуществляться методом опроса. Сегодня решение о реорганизации или ликвидации образовательных организаций также принимается при обязательном учете мнения жителей сельского поселения. Однако это норма носит лишь рекомендательный характер. Депутаты собираются сделать учет мнения сельчан обязательным.

Также в планах депутатов добиться внесения аналогичных изменений в законы, касающиеся учреждений культуры и здравоохранения, расположенные в сельских поселениях.

Процессы ликвидации и реорганизации южноуральских школ были запущены с 2005 года на основании правительственного постановления (в настоящее время федеральный документ утратил силу, оптимизация сети общеобразовательных учреждений на территории региона осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Челябинской области). В начале этого периода реструктуризация шла активно. Так в 2006 году на Южном Урале были ликвидированы 33 малокомплектные школы, в 2007 году – 15, в 2008 году – 11. Из года в год показатель уменьшался. В 2009 году было ликвидировано 7 общеобразовательных учреждений, в 2010 году – 3. В 2016 году ликвидированы муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Центр образования» Верхнеуфалейского городского округа и четыре обособленных структурных подразделений общеобразовательных школ в Карталинском, Кунашакском, Нагайбакском муниципальных районах. Наиболее популярной моделью реорганизации сети малокомплектных школ в области стало их присоединение к более крупным школам.

По словам начальника управления начального, основного и среднего общего образования министерства социальных отношений Челябинской области Елены Тюриной, реструктуризация сети школ прежде всего направлена на создание условий для получения учащимися более качественного образования. Кроме того в условиях подушевого финансирования образовательных организаций, объединение малокомплектных школ иногда единственный выход сберечь источники знания на селе.

– Возьмем пример. В одном и том же населенном пункте находятся две школы: средняя и основная, каждая из которых является юридическим лицом. В штатных расписаниях этих школ имеются должности: руководителя, его заместителей, бухгалтерии и др. Количество обучающихся в той и другой школах менее установленных нормативов. Финансовые расходы при подушевом финансировании при этом весьма значительны. При этом в основной школе отсутствуют оборудованные в соответствии с предъявляемыми требованиями учебные кабинеты физики, химии, информатики и др., как правило, отсутствует или не имеет спортивного инвентаря спортивный зал, имеется небольшой библиотечный фонд, питание обучающихся организовано на низком уровне. В результате слияния школ возникает одно юридическое лицо, сокращаются дублирующие друг друга должности администрации, бухгалтерии, иных сотрудников. Обучающиеся получают возможность изучать учебные предметы в оборудованных кабинетах, пользоваться библиотечным фондом, который может удовлетворить их потребности. Учитывая, что школы находятся в одном населенном пункте, вопрос о подвозе обучающихся не ставится, – рассказывает Елена Тюрина.

Проблемы начинаются, когда учеников переводят в школу, расположенную в ином населенном пункте. И если раньше школа была рядом с домом, то после ликвидации учебного заведения ребятам приходится ездить в другое поселение. Именно на этот факт было много жалоб от родителей школьников. (А в «Губернию» по этому поводу обращались не только родители, но и учителя, которые боялись остаться без работы). Однако сейчас жалобы сошли на нет - в области создаются все необходимые условия, чтобы процесс ликвидации и реорганизации школ прошел для учащихся, а также учителей безболезненно.

– Все обучающиеся из ликвидированных школ и школ, деятельность которых была приостановлена, переведены в близлежащие школы, при необходимости организован их подвоз. В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН время в пути до общеобразовательного учреждения и обратно при транспортном обслуживании в сельской местности не должно превышать 30 минут в одну сторону. При этом зачастую обучающиеся 5-9 классов на школьных автобусах подвозятся в среднюю школу, а начальная школа остается и образовательный процесс продолжается для детей

1-4 классов в школе, которая расположена рядом с местом их проживания, – поясняет Елена Тюрина. Всего в условиях подвоза в области обучаются 16 035 обучающихся, что на 927 человек больше, чем в 2015 году. Высвободившиеся учителя, как правило, трудоустроены. Здания школ используются для размещения учреждений социальной сферы.

Кстати
От 14 до 25. В каких территориях не дотягивают до заветных цифр

В соответствии с нормативными документами наполняемость классов в городских школах должна составлять – 25 человек, а в сельских – 14. Большинство территорий достигли этих показателей или приблизились к ним, проводя соответствующие структурные изменения, как в масштабах территориального образования, так и в рамках образовательных учреждений. Наполняемость классов на начало 2016-2017 учебного года в среднем по области составила в сельских школах – 13,01 человек, в городских школах – 24,06 человек. В ряде территорий проведены мероприятия, направленные на решение данной проблемы, включающие в частности объединение классов с малой наполняемостью.


Наименьший показатель наполняемости классов
Городские школы:
Катав-Ивановский район – 20,22;
Нязепетровский район – 20,78;
Карабашский городской округ – 20,2.

Сельские школы:
Катав-Ивановский район – 3,7,
Коркинский район – 7,6,
Нязепетровский район – 7,15
Кыштымский городской округ – 8,5
Верхнеуфалейский городской округ – 9,9.

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
19:25 Сразу два челябинских маршрута переведены на регулируемый тариф

Подконтрольными ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» стали маршруты №19 «Чистопольская — Приборостроительная» и №91 «ТК Молния — поселок Градский». Оплачивать проезд теперь в них можно будет транспортными картами, а также предъявлять проездные и использовать пересадочные билеты.

18:40 В нацпарках Челябинской области организуют дополнительные спасательные посты

В майские праздники для безопасности туристов в национальных парках региона будут дежурить спасатели. Первые дополнительные спасательные посты начнут действовать уже с 26 апреля.

18:18 Челябинская область отправила на спецоперацию две передвижные стоматологии

Медицинский кабинет на колесах разработан базе автомобиля «Урал». Он оборудован всем необходимым для лечения зубов.

Возврат к списку