Четверг, 25 Апреля 2024

Анатолий Семенов: «Жалобы все чаще используют в конкурентной борьбе»

18.01.2017 Корреспондент: Дарья Нестерова Фото: Андрей Ткаченко

С этого года Роспотребнадзор будет реагировать на обращения граждан, только идентифицировав заявителя, так как жалобы все чаще используют в конкурентной борьбе. Об этом, а также о том, как обманывают южноуральцев в магазинах и салонах красоты, в каких муниципалитетах вызывает беспокойство качество воды, грозит ли жителям региона гонконгский грипп, почему работодатели отказываются от ВИЧ-исследований на предприятиях, есть ли в Челябинской области тайные покупатели и как поддерживают предпринимателей депутаты, рассказал «Губернии» глава регионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, главный государственный санитарный врач по Челябинской области Анатолий Семенов.

– Анатолий Иванович, в 2016 году в Управление Роспотребнадзора по Челябинской области поступило около двенадцати тысяч обращений от южноуральцев. Для сравнения, в 2010 их было пять тысяч, а в 2005 – всего две с половиной. С чем связан рост количества обращений?
- Во-первых, с доступностью: 75 процентов жалоб поступают через интернет-портал. Эта тенденция касается не только Роспотребнадзора, а в целом надзорных органов. Оставить жалобу на сайте очень просто. Правда, процентов пять от всех жалоб используют в конкурентной борьбе. К нам поступает жалоба, мы ее рассматриваем, наказываем виновных, если есть за что, даем ответ заявителю, а он нам пишет, что по данному вопросу не обращался. То есть кто-то использовал чужую фамилию, а мы ведь не знаем, реальный это человек или нет. Обращение поступило, значит, проверить его мы обязаны. В связи с такими ситуациями были подготовлены поправки к закону РФ, согласно которым с этого года будет обязательна идентификация заявителя. Теперь в обращении нужно будет указывать больше информации о себе и своих действиях в рамках заявления.

Во-вторых, довольно часто обращаются с проблемами, решение которых находится не в нашей компетенции. Доходит до смешного. Например, женщина жалуется, что ее соседка, которая живет этажом выше, кормит голубей, а они пачкают ее подоконник, и требует в соответствии с законом запретить соседке кормить птиц. Недавно читал заявление: «Заплатила за хлеб 25 рублей, из которых рубль дала десятикопеечными монетами, продавец отказался принимать». Почему-то люди считают, что это дело госорганов. Мы не пойдем заставлять продавца принимать десять десятикопеечных монет или запрещать женщине кормить голубей, но мы все равно должны отреагировать, отправить ответ, посоветовать, куда обратиться. Однако большинство обращений, конечно, обоснованны, и по закону мы должны ответить на них в течение месяца. Справляться с таким валом жалоб становится все сложнее и сложнее. Если раньше в санитарной службе области работало две с половиной тысячи сотрудников, сегодня в результате оптимизации в надзоре осталось 280 человек.

– На что чаще всего жалуются жители Челябинской области?
– 57 процентов обращений от населения связаны с защитой прав потребителей, остальные – жалобы на продукты питания, санитарные нормы, ЖКХ. В последние годы на территории области остро стоит проблема мошенничества. К примеру, женщин часто вводят в заблуждение в косметических салонах. Только в этом году поступило около 80 таких заявлений из Челябинска, Копейска, Коркино и других близлежащих к областному центру территорий. Суть очень проста: женщинам звонят, как правило, на городские номера, приглашают на бесплатные косметические процедуры, но обязательно предупреждают, что необходимо взять с собой паспорт. Пока женщин «обследуют», с паспорта списывают все данные, и при выходе предлагают подписать договор на услуги и оформить кредит. В итоге женщина выходит «счастливой» обладательницей маленького чемоданчика с кремами за сто тысяч рублей и кредитом. Защищать права в таком случае достаточно сложно. Но несколько судов в пользу потребителей, пострадавших от косметологических мошенников, мы все же выиграли. Им предоставлялись банковские услуги без объявления того, что это банковские услуги – это незаконно. Но другое дело, что суд не вернет все деньги, потраченные женщинами, компенсация морального вреда будет очень маленькой, потому что формально женщина сама подписала договор. Ловушек очень много, нельзя отдавать свой паспорт кому попало. Всегда внимательно читайте, что вам предлагают подписать.

Часто жалуются на магазины. Причем много нарушений связано не с качеством товаров, а с тем, что потребителей просто обманывают – на ценнике написана одна цена, а по факту выходит другая. Я и сам не раз с таким сталкивался. Кассиры объясняют, что просто не успели заменить данные в компьютерной базе. За такие нарушения мы штрафуем магазины, но штрафы предусмотрены небольшие – 5-10 тысяч рублей. Поэтому они все равно продолжают играть в эти игры, так как, обманывая потребителя, зарабатывают больше, чем тратят на штрафы. Кстати, много жалоб поступает на хамство продавцов. Но мы никак не можем их наказать, в законодательстве это не прописано.

+_DSC3397.jpg

«Как Елена Летучая мы не работаем, скрытые проверки запрещены»

– Как часто проводятся неплановые проверки? Есть ли у Роспотребнадзора так называемые тайные покупатели, вроде Елены Летучей из «Ревизорро»?
– Если в 2005 году в Челябинской области было около шести тысяч плановых проверок в год, сегодня их 800. Зато стало гораздо больше неплановых, сейчас их количество составляет 70 процентов от общего числа проверок. Эти проверки проводятся на основании жалоб и заявлений от населения. После выпусков программы с Еленой Летучей мне пришло несколько заявлений от южноуральцев, которые изъявляли желание проверять заведения общепита и просили выдать им «корочки». Но скрытые проверки запрещены. Мы не расследуем, мы не наделены полномочиями проводить контрольные закупки и так далее. Это в телевизионном шоу все так просто. Для малого и среднего бизнеса сейчас объявлены надзорные каникулы, мы их вообще не проверяем, если только не поступила жалоба. Все кафе, рестораны, маленькие предприятия, коптильные цеха, кондитерские – это все малый бизнес. Депутатский корпус решил, что предприниматели сами должны отвечать за качество товаров и услуг, самостоятельно заполнять декларацию безопасности. Раньше они приходили в Санэпидемстанцию, мы проводили анализ, потом выдавали санэпидемзаключение, что этот товар и производство соответствует санитарным нормам, но законодательство изменилось. Государство ориентируется на то, что предприниматель будет добросовестным. Сейчас бывает такое, что предприниматель приобрел, к примеру, хорошее сливочное масло, отнес его на анализ, который показал, что оно действительно качественное, затем купил пальмовое масло, все это перемешал и продает, как масло, но это спред. За нарушение технических регламентов штраф может доходить до миллиона рублей, если есть пострадавшие или это повторяющийся факт, и мы очень серьезно за этим следим. Что касается «Ревизорро», нужно понимать, что это просто шоу. Наши специалисты должны шесть лет отучиться, получить диплом, потом закончить ординатуру, и то в первый год их не пускают на объекты.

– Правда ли, что Роспотребнадзор предупреждает даже о неплановых проверках?
– Да, мы должны известить предпринимателя за сутки. Некоторые люди безосновательно обвиняют нас в коррумпированности, потому что мы заранее предупредили магазин или кафе, они все прибрали, и когда мы пришли, все уже было чисто. Но в соответствии с требованием федерального закона №249 мы обязаны предупреждать, и если грязь убрать можно, хотя не все и это делают, то проблемы с вентиляцией или канализацией за день не исправишь.

_DSC3347.jpg

«Наша задача обеспечить не вкусную воду, а безопасную»

– Федеральный Роспотребнадзор предлагает снизить минимальную температуру воды в квартирах на 10 градусов – до 50 градусов по Цельсию, но в требованиях, которые действуют сейчас, говорится, что температура должна быть как минимум 60 градусов, потому что только в этом случае в воде не размножаются микроорганизмы. Как, на ваш взгляд, может сказаться на состоянии здоровья людей понижение температуры воды?
– Мы не занимаемся нормотворчеством, для этого существует около 20 научно-исследовательских институтов, которые занимаются разработкой гигиенических нормативов. Скорее всего, ничего страшного здесь нет. Если решили снизить на 10 градусов, люди просто меньше будут разбавлять горячую воду холодной, все равно никто не пользуется водой, у которой температура 70-80 градусов.

– Как можно оценить в целом качество питьевой воды в Челябинской области? В прошлом году в Южноуральске было возбуждено уголовное дело в связи тем, что вода ненадлежащего качества поставлялась в дошкольные учреждения, часто ли подобные случае происходят в области? Жители каких еще муниципалитетов часто жалуются на качество питьевой воды?
– В Южноуральске столкнулись с тем, с чем мы сталкиваемся в Челябинске уже давно, – ухудшение воды в поверхностных источниках. В определенный промежуток времени вода там не соответствовала требованиям безопасности, поэтому мы запретили ее использовать, а когда все наладилось – разрешили. Очистные сооружения работали в штатном режиме, но они не были готовы к тому, что в таких масштабах зацветет водоем. А зацвел он потому, что туда сливает горячую воду Южноуральская ГРЭС, плюс было жаркое лето.

Естественно, сине-зеленые водоросли дали бурный рост и начали выделять при отмирании гиасмин – вещество, которое имеет запах дуста. В Челябинской области при большом количестве озер с питьевыми водоемами проблема. Сегодня около 94 процентов населения получают безопасную воду, остальные пользуются колодцами – нет централизованных источников. Важно понимать, что Роспотребнадзор следит за безопасностью питьевой воды, а не ее вкусом. Обеспечить высочайшее качество воды в таком огромном количестве практически нереально. Не стоит забывать, что 60 процентов от поставляемой воды используется в ваннах и унитазах.

Еще меня беспокоят Касли. Там много лет не решается проблема с водой. Неоднозначная ситуация в Челябинске. В остальных территориях дела обстоят лучше. Проблемы могут возникать, когда организации, которые занимаются очисткой воды, переходят в частные руки. У частного собственника появляется желание получать деньги, но не вкладывать. Года два назад столкнулись с ситуацией, когда в Троицке испортилась вода. Начали проверять, оказалось, что на водоочистной станции специалисты не соблюдают технологические инструкции и не имеют специального образования. Отправили туда специалистов с очистных сооружений Челябинска, и все наладилось.

+_DSC3370.jpg

«Гонконгский грипп не должен стать для области серьезной проблемой»

– Сейчас в области наблюдается рост заболеваемости гриппом и ОРВИ. Представители Роспотребнадзора предупреждают, что в Россию в ближайшее время может прийти новый вирус – «гонконгский» грипп. Стоит ли южноуральцам опасаться нового вируса, как себя обезопасить?
- В этом году применялась трехкомпонентная вакцина от высокопатогенного (свиного), гонконгского гриппа и гриппа группы Б. Гонконгский грипп был в 70-х годах, поэтому у населения в принципе должны быть антитела. Полагаю, гонконгский грипп не должен стать для нас серьезной проблемой, как в 2009 году стал высокопатогенный грипп, когда люди погибали. Государство выделяет деньги на вакцинацию определенным группам риска: беременные женщины, дети, пенсионеры, врачи и учителя, призывники. Но ведь многие просто не хотят вакцинироваться. Часть населения считает, что вакцинация – это плохо, противники даже создали целое движение. Говорят: «Я привился и заболел ОРЗ». Прививка делается именно от гриппа, а не от ОРЗ. Это самый эффективный способ защитить себя от осложнений, которые может вызвать грипп. К этому зимнему сезону на Южном Урале привились около миллиона человек. Сам я тоже ежегодно ставлю прививки от гриппа. По статистике в 100 процентах случаев особенно сильно страдают от гриппа непривитые люди.

– В соседнем Екатеринбурге осенью объявили эпидемию ВИЧ. Как обстоит ситуация в Челябинской области?
– Челябинская область на пятом месте в России по количеству ВИЧ-инфицированных, Екатеринбург – на втором. Если раньше заражались в основном через кровь, наркоманы, то сейчас основной путь – половой. В 90-х годах, когда ВИЧ начал распространяться, инфицированными были в основном люди в возрасте 20-25 лет. Сейчас это 35-40 лет, и это никакие не наркоманы. На совещании в Екатеринбурге привели данные: ежедневно в России 70 человек заражаются ВИЧ и 40 человек ежедневно умирает от этого заболевания. В Челябинске с 1990 года по 1 ноября 2016 года зарегистрировано боле 47 тысяч ВИЧ-инфицированных. Это в полтора раза превышает средний показатель по России. Осенью была реализована федеральная программа: на заводах просили предоставить кабинеты, чтобы работники бесплатно и анонимно сделали анализ на ВИЧ. Ни одно предприятие в Челябинской области не согласилось кроме «РЖД», и то пришло всего 60 человек. С чем это связано, я не понимаю. Предприятиям это ничего бы не стоило. Видимо, чего-то боятся. Проблема очень большая, и если мы стали меньше о ней говорить – это не значит, что ее нет.

Поделиться

поделиться:

 

Возврат к списку