Южноуральский бизнес-омбудсмен некоторое время назад предложил закрывать крупные торговые сети в субботу после обеда, чтобы до понедельника работали только маленькие магазины. Поддержали ли эту идею? Что еще мешает развиваться малому предпринимательству в регионе? Почему жители Челябинской области иногда на стороне тех, кто работает в теневом бизнесе? Об этом беседуем с уполномоченным по правам предпринимателей Челябинской области Александром Гончаровым.
– Александр Николаевич, как вы оцениваете состояние бизнеса на Южном Урале?
– С каждым годом в регионе растет число зарегистрированных субъектов малого и среднего бизнеса. Так что бизнес жив, и у него есть перспективы. Результаты опросов, которые мы проводим среди бизнес-сообщества, тоже указывают на это: мы идем вперед, бизнес развивается, хотя и возникают какие-то трудности. К примеру, в прошлом году ко мне обратились 870 предпринимателей. Представители бизнеса чаще всего жаловались на рост тарифов на коммунальные услуги, переход на новую контрольно-кассовую технику, повторное взыскание страховых взносов после передачи полномочий налоговой инспекции…
Предприниматели сами настаивают на реформе
– Часто от предпринимателей можно услышать фразу в адрес чиновников: вы нам не помогайте, а просто не мешайте. Что все-таки нужно, чтобы бизнес развивался?
– Чем меньше власть «модерирует» бизнес, тем лучше. Что нужно бизнесу? Нужна стабильность законодательства и уменьшение административного давления. Мы, предприниматели, должны знать, по каким правилам будем играть хотя бы ближайшие 3-5 лет, чтобы выстраивать бизнес, планировать финансовые расходы. Но сегодня мы видим, что в любой момент может поменяться величина страховых взносов, НДС или что-то еще. Это не дает планировать бизнес. Влияют и прошедшие экономические кризисы, и санкции в отношении нашей страны. Сейчас идет дискуссия об экономической модели страны. Обсуждаются два пути развития – либо стабилизация, которую предлагает Алексей Кудрин, либо стратегия роста, продвигаемая Борисом Титовым. Может быть, надо объединить эти программы. Президент Владимир Путин, кстати, слышит обе стороны. При правительстве страны создана рабочая группа по этому вопросу. Предприниматели сами уже настаивают на скорейшей реформе.
– В последние годы часто звучит фраза «не кошмарить бизнес». И президент, и премьер-министр не раз поднимали эту тему с высоких трибун. Есть ли уже какой-то позитивный итог?
– С 2013 года, когда я начал работать, мы боролись с безумным количеством проверок, и сейчас есть конкретный результат. Если в 2015 году было проведено 35 390 плановых проверок, то в 2016 году их стало уже 28 635. За первые шесть месяцев 2017 года было зафиксировано 11 484 проверки. Однако возникла другая проблема: плановые проверки мы сократили – сегодня прокуратура отклоняет около 50 процентов требований по проведению плановых проверок, но на первый план вышли внеплановые проверки, увеличилось их процентное соотношение от общего числа проверочных мероприятий. В прошлом году президент дал поручение внести изменения в российское законодательство. Надеюсь, что ситуация изменится в лучшую сторону уже в этом году.
Малым городам мешают федеральные сети, у которых хорошее лобби
– Есть ли характерные особенности проблем бизнеса в малых городах?
– Опасность для малого бизнеса в небольших городах несут федеральные сети. В правительстве области проводили встречи с крупными ритейлерами, которые обещали, что при заходе на рынок они будут поддерживать небольшие магазины, не давая им закрыться: обеспечивать определенными продуктами, инкассировать, снабжать компьютерным программами. Но зайти-то они зашли, а обещание не выполнили. Некоторое время назад я высказал предложение закрывать крупные сети в субботу после обеда, чтобы до воскресенья, понедельника работали только маленькие магазины, но нас не поддержали. У крупных сетей хорошее лобби.
– Александр Николаевич, каждый год мы говорим о том, что надо развивать туристический бизнес на Южном Урале, но пока возникают трудности с выполнением этой задачи. Что мешает, на ваш взгляд?
– У нас удивительные места, но зачастую посетить местный санаторий дороже, чем слетать в Турцию. Не секрет, что в той же Турции предприниматели туристической отрасли получают большие льготы, дотации от властей. У нас же эти бизнесмены живут за счет своей деятельности, кредитов. Отсюда и соответствующие цены. Предприниматель еще только построил базу отдыха, гостиницу, еще не открылся, а уже платит высокие налоги на имущество. Когда же он все это «отобьет»? Понятно, что это долгосрочное вложение, которое не отыграешь за два-три года. Чтобы развивать эту сферу, нужны изменения на законодательном уровне. Как вариант, можно освобождать на десять лет от местных налогов, вдвое сокращать федеральные налоги. А природные возможности у нас есть – места действительно красивые.
Жители расстроились, что пропала… контрафактная водка
– Насколько конкуренция с нелегальными предпринимателями мешает развитию добросовестного бизнеса?
– По оценке Минтруда России15 миллионов граждан работают в теневом секторе, а около 40 процентов трудящихся хотя бы раз получали конверт с серой зарплатой. Да, это проблема, с которой надо бороться. Сегодня мы говорим о том, что надо поддержать легальный бизнес за счет ужесточения наказания для нелегалов, например, увеличить штрафы. По моему глубокому убеждению, одним ужесточением наказания мы ничего не добьемся - одновременно надо облегчать правила игры для бизнеса, чтобы было невыгодно работать в теневом секторе.
– В одном из интервью вы говорили, что к вам поступает много жалоб на нелегальную конкуренцию, но когда вы попросили назвать конкретные адреса, возникла проблема. Поясните эту ситуацию.
– Каждый раз институт уполномоченного и правоохранительные органы критикуют за то, что мы не боремся с теми, кто торгует вне правового поля. В итоге мы создали рабочую группу, в задачи которой в том числе входило организовывать проверки. У бизнесменов мы попросили указывать конкретные адреса нелегальных торговцев, но, к сожалению, в течение года не поступило ни одного обращения с конкретными адресами. Решить этот вопрос можно, если граждане будут занимать социально активную позицию, приходить и говорить, что там-то и там-то торгуют нелегально. Хотя есть и другой пример. Пару лет назад в Троицке меня завалили обращениями по торговле контрафактным алкоголем из Казахстана. Предприниматели несли серьезные убытки. В течение двух лет мы отрабатывали эту тему с полицией. А когда я снова приехал в этот город и поинтересовался, как обстоять дела теперь, уже не бизнесмены, а жители пришли жаловаться, что остались без дешевой водки!
Поделиться
поделиться:
Теги : Челябинская область газета Губерния бизнес Александр Гончаров