Главным политическим событием в 2020 году в Челябинской области, безусловно, станут выборы в органы законодательной власти. Прежде всего, в Законодательное собрание региона. Но выбирать будут не только областных и местных депутатов - в большинстве городских и сельских поселений в этом году будут также выбирать глав. В эксклюзивном интервью «Губернии» председатель избирательной комиссии Челябинской области Сергей Обертас раскрыл некоторые секреты. Один из них: чем ниже уровень выборов, тем они эмоциональнее. А значит, в политическом плане этот год будет ярким и насыщенным. Рассказал руководитель облизбиркома и о том, в каком случае придется нарезать дополнительные избирательные округа.
Явка непредсказуема, но…
– Сергей Владимирович, давайте начнем с голых цифр. Сколько на территории Южного Урала избирательных участков?
– Всего в регионе на сегодняшний день 2296 избирательных участков. Причем 20 из них – временные, то есть открываются они только на время самих выборов. Такие участки расположены в следственных изоляторах, в больницах и на вокзале Челябинска. Больше всего участков, конечно, в областном центре – более 400. Более 200 – в Магнитогорске.
– А сколько в Челябинской области насчитывается лиц старше 18 лет, которые имеют право голосовать?
– Я вам могу назвать совершенно точную цифру. На сегодняшний день (13 февраля. – Прим.авт.) на Южном Урале насчитывается 2 миллиона 618 тысяч 317 избирателей.
– По вашим ощущениям, сколько из них можно ожидать у избирательных урн?
– Такие вещи непредсказуемы. Это зависит от очень многих факторов. Это и информированность населения, и работа партий и конкретных кандидатов, и возможные праймериз, и агитация в СМИ. Избирательная комиссия занимается только процедурными вопросами и информированием. Вот над этими вещами мы и работаем. Но если вернуться к вашему вопросу, то ориентиром могут служить последние выборы губернатора, явка на которых составила 45,14 процента. Хотя, повторюсь, явка зависит от очень многих вещей.
- Не могу не спросить о ваших личных ожиданиях от предстоящих выборов.
– Наша главная задача – провести их в правовом поле. От себя замечу, что выборы – это состязательный процесс между политическими партиями, которые делают ставки на того или иного кандидата. Это – драйв. Думаю, все пройдет очень ярко. Приоткрою маленький секрет. Чем ниже уровень выборов, тем они эмоциональнее. Конечно, выборы в Законодательное собрание – самые ответственные. Но в небольших населенных пунктах или сельских поселениях требования к кандидату более конкретные и приближенные к повседневной жизни. Отсюда и эмоции. Хотя для нас это вторично – лишь бы все было по закону.
Своя и чужая епархия
– А сколько вообще планируется избирательных кампаний? И в каких округах?
– В общей сложности в этом году на территории Челябинской области пройдут 263 избирательные кампании, на которых будут распределены 3173 депутатских мандата. Безусловно, основная кампания – это выборы в Законодательное собрание, на которых будет распределено 60 мандатов. Кроме того, еще 14 депутатских мест предусмотрено для городских округов, 25 – для муниципалитетов, 22 места получат депутаты городских поселений и 200 – в сельских поселениях. Помимо этого, в Ленинском районе Челябинска состоятся выборы депутата районного совета вместо оставившего это кресло Станислава Мошарова, который перешел на службу помощника губернатора.
– В январе в двух районах области сдали свои полномочия главы муниципалитетов. Переизбрание руководителей районов уже не входит в ваши обязанности…
– Это не наша епархия. С 2014 года главы районов и муниципалитетов выбираются конкурсной комиссией, а не путем прямых выборов. Впрочем, мы работы не боимся – если будет закон, мы готовы нарезать дополнительные избирательные округа для прямых выборов.
Споры про схему
– Сергей Владимирович, немного сменим тему. Вэтом году депутатский корпус Заксобрания будет формироваться по прежней схеме – 30 депутатов-одномандатников и столько же проходят по партийным спискам. Однако после прошлых выборов в ЗСОраздавались голоса, что эту практику стоит изменить в сторону увеличения депутатов, победивших в одномандатных округах. Аргументы были простые: когда избиратель голосует за конкретного человека, он может узнать его лично, а по партийным спискам в число законодателей могут пройти люди, о которых население имеет весьма смутное представление. Тем не менее схема формирования главного регионального законодательного органа осталась без изменений.
– Да, схема осталась прежней – 30+30. Можно, конечно, полемизировать на эту тему, но принцип партийности при формировании законодательного органа присущ всему миру, не только России или Челябинской области. Политические партии необходимы, об этом еще Ленин говорил. Партии поясняют свое видение развития государства и общества, поэтому и участвуют в выборах. Более того, некоторые партии даже имеют государственное финансирование.
Роль личности в политическом процессе
– Какова, на ваш взгляд, роль личности в популярности той или иной политической партии? Поясню. Не секрет, что популярность, скажем, ЛДПР строится на ярких лидерских качествах Жириновского, КПРФ до сих пор ассоциируется с Зюгановым. Есть и обратные примеры.
– Это тоже вопрос полемики. Здесь, на мой взгляд, необходимо найти золотую середину. С одной стороны, сильная личность, безусловно, нужна политической партии, поскольку ловит нерв окружающей жизни и настроения в обществе. В этом случае люди готовы голосовать не столько за партию, сколько за конкретного человека. А с другой стороны, у каждой партии есть своя программа, своя идеология. И это тоже очень важно для избирателя – знать, какие задачи и цели ставит перед собой та или иная политическая сила. Поэтому нужно стремиться к тому, чтобы оба этих фактора были единым целым.
– Какое отношение областная избирательная комиссия имеет к партийным праймериз?
– Никакого.Задача избиркома – информирование населения о предстоящих выборах и контроль за ними. Поэтому праймериз для нас носят только информативный характер. Это не закон и не обязательная процедура. Праймериз – инициатива самих политических партий. Это элемент сугубо внутрипартийной жизни. Благодаря праймериз партия проверяет тех или иных кандидатов из своих рядов, чтобы на выборы выставить наиболее достойные кандидатуры и привлечь на свою сторону как можно больше сторонников. Я лично не состою ни в какой партии, поэтому за возможными праймериз только наблюдаю.
Факультативная и дорогая функция
– Тогда вернемся к собственно самим выборам. Насколько сегодня избирательные участки в области оснащены технически?
– Мы выполняем все указания Центральной избирательной комиссии. Оснащение избирательных участков техническими средствами сродни обслуживанию автомобиля, в котором постоянно надо проверять тормоза, рулевое управление, давление в шинах, работу фар и поворотников… Но для нас это не проблема. Сейчас мы проверяем участки на предмет количества стационарных урн, наличие переносных урн, шторок для кабинок для голосования.
– Видеокамеры тоже входят в необходимый технический перечень средств контроля?
– Как раз нет. Камеры не входят в технический норматив. Установка их на участках – это добрая воля наблюдателей от различных политических партий или общественных организаций. Я лично их присутствие приветствую, но сама эта функция факультативная и дорогая. Возможно, на выборах в ЗСО камеры будут присутствовать, но это не точно. Во всяком случае, это зависит не от нас.
– А к экзитполам вы имеете отношение?
– Только по касательной. Облизбирком, как я уже говорил, это наблюдательный орган, который никак на выборы не влияет и в них не вмешивается. Конечно, официальные подсчеты – наша прямая обязанность, но экзитполы хоть и с достаточной степенью точности показывают тенденцию, но все же их итоги могут существенно отличаться от данных в бюллетенях. Юридически экзитполы имеют право на жизнь, но к ним предъявляется ряд требований. В частности, их нельзя проводить ближе 50 метров от избирательного участка или перед выборами. Но заказчики экзитполов об этом осведомлены и грамотно обучают свой персонал. Однако мероприятие это достаточно затратное, а потому проводится лишь на некоторых избирательных участках. Например, на выборах губернатора было подано всего 3-4 заявки на экзитполы.
Результаты известны уже вечером
– Сергей Владимирович, насколько быстро подводятся итоги выборов?
– Де-юре у нас на это законом предусмотрено десять дней. На самом деле, если все четко организовано, результаты могут быть получено в тот же день. Правда, есть нюанс. Например, окончательный подсчет голосов участковых избирательных комиссий может быть запротоколирован только после сдачи бюллетеней со всех участков. Но даже если не хватает данных только одного УИК, результаты обнародовать нельзя. Поэтому основные итоги, как правило, известны уже на следующий после голосования день.
– Сколько человек работают на выборах с вашей стороны?
– Давайте считать. Право решающего голоса имеют 14 членов облизбиркома. В территориальных избирательных комиссиях работают более 50 человек, еще 2296 – в участковых. Ну, и более 20 тысяч – это члены участковых избирательных комиссий.
– Да, впечатляет.
ФАКТЫ
В единый день голосования, который в этом году придется на 13 сентября, предстоит распределить 80 процентов всех имеющихся в регионе депутатских мандатов (а кроме того, в этом году в большинстве городских и сельских поселений будут также выбирать местных глав). Сегодня подавляющее большинство в высшем региональном законодательном органе имеет «Единая Россия» – 49 мест, еще пять мандатов принадлежат «Справедливой России», по три депутата представляют КПРФ и ЛДПР.
Поделиться
поделиться: