Воскресенье, 1 Ноября 2020

Оживили и Курчатова, и Шекспира

06.10.2020 Корреспондент: Татьяна Марьина

Чем удивят южноуральцев в новом театральном сезоне

1536-1024 (4).jpgГлавный герой спектакля "Вовка из Сороковки". Фото: Озерский театр кукол "Золотой петушок"

Театры Челябинской области открыли новый сезон. После долгого перерыва, затянувшегося на полгода, артисты наконец-то дорвались до работы. Они репетируют, играют спектакли и даже думать не хотят о том, что вынужденные каникулы могут повториться. «Губерния» рассказывает о премьерах и мерах безопасности, которые соблюдаются в театрах.

Слониха с неба, или Сказки Молодежного театра

В челябинском Молодежном открытия сезона ждали особенно долго, так как театр пережил не только пандемию, Ёно и капитальный ремонт. Наскучались – и к началу сезона подготовили сразу несколько премьер. Среди них «Созвездие бродячих котов» по сказке Джанни Родари «Уйду к кошкам», «Подвиги Геракла» о дерзком подростке Гере, «Завтра была война» по повести Бориса Васильева.

А открыли 55-й театральный сезон премьерой спектакля «Как слониха упала с неба» Кейт ДиКамилло (режиссер Иван Пачин, художник Елисей Шепелев из Петербурга). По сюжету, мальчик-сирота Питер разыскивает свою сестренку пропавшую сестру Адель. Если верить гадалке, он найдет ее после череды странных обстоятельств, связанных с загадочной слонихой. Предсказание начинает сбываться во время выступления фокусника: вместо букета лилий с неба падает гигантская слониха…

Чудеса происходят не только в сказке Кейт ДиКамилло. После ремонта зрительного зала Молодежный театр может исполнить любые фантазии постановщиков.

– Когда в финале артисты вышли на поклон, было видно, как они счастливы, – рассказала «Губернии» директор Молодежного театра Галина Братышева. – Они снова на любимой сцене, в своем зале, таком красивом и родном. Было радостно до слез. Как же их не хватало все эти месяцы, пока шел ремонт… Театр без артистов – это невозможно.

Модный и веселый Шекспир: « Макбет» Камерного театра

Челябинский камерный театр начал сезон с Шекспира. Премьеру «Макбета» зрители ждали. По крайней мере, билеты на сентябрьские показы «ушли» в первые часы после открытия продаж.

Спикером от команды постановщиков – молодых талантливых ребят из Петербурга – стал режиссер Дмитрий Турков.

– Когда прочитал текст пьесы первый раз, я подумал: изящно написано, – рассказал Дмитрий накануне премьеры. – Пусть это будет безумно красивый спектакль, соответствующий красоте шекспировского текста.

Похоже, все получилось так, как задумали. «Макбет» Камерного – абсолютно европейский спектакль: стильный, кинематографичный, графичный. На сцене много холодного белого цвета в сочетании с глубоким темным, с игрой светотени, выплывающими из тьмы силуэтами. Вместо факелов — светильники, работающие как световые мечи джедаев из «Звездных войн».

Как сказал Дмитрий Турков, «делаем так, как ощущаем: модно, весело, задорно и немного трагично».

Сюжет шекспировской пьесы режиссер сохранил, но трагедию соединил с фарсом. На сцену вывел Шекспира, который комментирует историю Макбета, одержимого властью. Это помогает зрителю сразу включиться в пространство игры. Хотя трагедия никуда не девается. В борьбе за власть погибают короли, полководцы, вельможи. Крови на их белоснежных одеждах нет. Вместо трупов летают тряпичные манекены.

Жажда власти охватывает всех участников трагедии. Она разлита по всем героям поровну, и каждый хочет манипулировать чьим-то сознанием. Они повторяют одни и те же ошибки – и пятьсот лет назад, и сейчас. Абсурд возникает сам собой.

23-летний режиссер и «военные» истории драмтеатра 

Челябинский театр драмы для первой встречи со зрителями выбрал тему войны. Сотый по счету сезон открылся спектаклем «А песня тоже воевала…». Ближайшая премьера тоже посвящена 75-летию Победы — «Вечно живые» Виктора Розова (режиссер Карен Нарсисян из Еревана).

Самый необычный «военный» проект академической драмы сделала молодой режиссер Дарья Догодовая (ей 23 года). Это четыре небольших спектакля из цикла «Маленькие герои большой войны». Три из них во время апрельского карантина молодежь смотрела в онлайн-трансляции.

Первый спектакль – «Две строчки о бойце-парнишке» – посвящен детям-партизанам, разведчикам. По заснеженной дороге шагает маленький человек. На нем драная фуфайка, лапти с онучами. Через плечо перекинута холщевая сума. Мимо проезжают машины с немцами, попадаются пешие гитлеровцы. И никому даже в голову не приходит, что по дороге идет партизан.

«А я уже развеян…» – у этой постановки есть эпиграф: «Я видел то, что человек не должен видеть. А я был маленький…» Актеры рассказывают о детях войны, попавших в плен. Много в плену погибло, но были и те, кому удалось выжить. Действие спектакля происходит в трюме. Это круглое помещение с металлическими решетками, расположенное под кругом большой сцены. Это добавляет эмоций.

«Девочки с Васильевского острова» – посвящение детям, которые жили в блокадном Ленинграде. Заключительная история цикла – «Как на фронте». Она о детях-южноуральцах, которые заменили своих отцов в тылу. Актеры играют на авансцене, при опущенном пожарном занавесе. Это тоже участник спектакля: его фактура и характерный скрежет создают атмосферу заводских реалий прямо в большом зале театра драмы.

«Люди устали от вранья»: трагикомедия в Златоусте

Два обаятельных лоботряса, опоздав на последнюю электричку, оказываются в глухом предместье. В поисках ночлега они стучатся в незнакомую дверь – и в размеренной жизни хозяина дома нежданно-негаданно появляется «старший сын»... Златоустовский театр драмы «Омнибус» представил публике трагикомедию «Старший сын. Встречи в предместье» Вампилова, одну из самых пронзительных пьес драматурга.

1536-1024 (4).jpg

Для души в этом спектакле есть всё – смешные ситуации, возникающие из-за бесконечного вранья самозванцев, задушевные разговоры, доброта и открытость близких людей. Это про жизнь. В день премьеры, по словам режиссера Бориса Горбачевского, в самые драматические моменты действия в зале стояла звенящая тишина.

– Думаю, мы не ошиблись с выбором пьесы, – говорит Борис Сергеевич. – Люди устали от вранья. А тут еще история с изоляцией. Оказавшись из-за ковида в замкнутом пространстве, многие начали понимать, что надо бережнее относиться друг к другу, думать о тех, кто рядом. Мне кажется, душевность пьесы попала в зрительный зал. 

Озерский театр рассекретил Игоря Курчатова

У города Озерска, который в советское время мы знали как Челябинск-40, в этом году своя тема: 75 лет российской атомной промышленности. Главная премьера осени в театре драмы и комедии «Наш дом» — «Курчатов» по поэме Константина Скворцова «Пока есть музыка и память». Спектакль поставил московский режиссер Вячеслав Сорокин. 

1536-1024 (5).jpg

Это рассказ о судьбе гениального ученого Игоря Курчатова. Он создавал атомное оружие, которое изменило судьбу страны и мира. Но из-за строжайшей секретности страна даже имени его не знала. Каким он был? С кем дружил, кого любил? И каково это – засыпать с мыслью, что завтра у тебя доклад Сталину, а с утра — встреча с Берией? Спектакль об этом.

– Переживания героя раскрываются мощно. И главный вопрос, который тревожит — гений он или злодей,— рассказывает исполнитель главной роли Андрей Сюськин.— Курчатов ближе к Моцарту — трогательный, странный физик, увлекающийся женщинами. С другой стороны, он создатель атомной бомбы, спасает мир. И понимает, что это оружие может обернуться гибелью для человечества... Работать с историческим контекстом сложно. Чаще это блокирует, ты оказываешься в ловушке штампов. Но подражать — не совсем наше ремесло. Сомнения удалось победить – и пасьянс сложился.

«Вовка из Сороковки», или Куклы-марионетки Озерска

3 октября озерский театр кукол «Золотой петушок» показал премьеру спектакля «Три толстяка» Юрия Олеши. Театральную феерию поставил московский режиссер Валерий Баджи. На сцене – огромные ширмы, каких в озерском театре никогда не было. И куклы–марионетки, которые художник Ирина Хмарук любит больше всего (Ирина, между прочим, главный художник московского детского театра кукол). Управлять такими куклами сложно, зато у зрителей создается ощущение, что они живые. 

1328-1024.jpg

Спектакль о том, как маленькая девочка Суок своей добротой сумела оживить железное сердце наследника престола Тутти, избавить свою страну от самодурства и жестокости Трех Толстяков. История сказочная, а задуматься заставляет о серьезных вещах. Кем ты хочешь быть по жизни — куклой, которую дергают за ниточки, или человеком, способным на поступки? Это хороший вопрос. Его можно задать не только ребенку, но и себе.

А в ноябре зрители увидят «Вовку из Сороковки». Вовка – кукла. Ее придумала и сделала художник-бутафор озерского театра Екатерина Казакова. Малыш не умеет говорить, зато он очень внимательно слушает. Летом Вовка путешествовал по городу со своим личным фотографом Владимиром Оськиным. Бывший атомщик рассказывал о памятных местах и событиях, известных людях. А теперь Вовка вернулся в театр кукол, чтобы рассказать свою историю родного города. Ведь  Озерску в этом году исполняется 75 лет. 

683-1024.jpg

«Всегда быть в маске – судьба моя…»

Угроза распространения коронавирусной инфекции  сохраняется. Поэтому при посещении любого театра, нужно соблюдать определенные правила.

В театр лучше прийти пораньше (не менее чем за 15-20 минут до начала спектакля), обязательно в защитной маске (респираторе). Если маски не оказалось, обратитесь за помощью к администратору.  Детям до 7 лет ношение масок не обязательно. Главное, чтобы ребенок соблюдал социальную дистанцию и обрабатывал руки антисептиками. Дозаторы установлены не только у входа в здание, но и в туалетных  комнатах и других помещениях зрительской части.

На входе в театр вам измерят температуру. Если она выше 37 градусов или есть явные симптомы респираторных заболеваний (кашель, насморк, слабость), в здание не пустят. Вам предоставят возможность посмотреть спектакль в следующий раз.

Если зрители пришли на спектакль всей семьей, то они могут рассаживаться рядом. Об этом необходимо сообщить билетеру или дежурному администратору. Всем остальным необходимо соблюдать дистанцию — 1 посадочное место – от других зрителей.

Не забывайте: пока вы находитесь в театре, маску снимать нельзя. «Всегда быть в маске – судьба моя» - как поет мистер Икс в оперетте «Принцесса цирка» Кальмана. 

Фото предоставлено театрами

 

Другие материалы рубрики
13:56 Алексей Текслер о строительстве новой инфекционной больницы: «Объект будет сдан вовремя»

Новую инфекционную больницу в Малой Сосновке (Сосновский район Челябинской области) построят к 1 ноября, а в течение десяти дней здесь появятся первые пациенты. В пятницу, 23 октября, на стройплощадке будущего медучреждения вновь побывал губернатор Алексей Текслер.

11:48 «Маткапиталом воспользовались, теперь оформляем соцконтракт»

Корреспондент «Губернии» пообщалась с жительницей Троицка Анастасией Гущиной – мамой троих детей. Ее семья планирует взять социальный контракт и направить его на учебу старшего сына. В 2020 году размер соцконтракта по инициативе губернатора Челябинской области Алексея Текслера был увеличен почти в три раза – с 30 до 80 тысяч рублей. Направлений, на которые можно потратить эти деньги, стало больше.

16:52 «Допобразование долго было по остаточному принципу. Сейчас все не так»

В Челябинской области создали почти пять тысяч новых мест дополнительного образования детей. Какие направления чаще всего выбирают юные южноуральцы и где в регионе для них созданы наилучшие условия – в материале «Губернии».

Возврат к списку