Пятница, 29 Марта 2024

«Эвакуация определила судьбу Челябинской области как оборонно-промышленного региона»

27.04.2022 Корреспондент: Нелли Рыжкова Фото: Дмитрий Куткин

Какое влияние оказала эвакуация предприятий на Южный Урал, «Губернии» рассказала главный археограф Объединенного государственного архива Челябинской области Галина Кибиткина. Главное достижение военных и послевоенных лет — создание крупнейших предприятий атомной и ракетно-ядерной промышленности в регионе. Во время войны в Челябинской области появились десять новых отраслей промышленности.

Количество эвакуированных предприятий до сих пор неизвестно

— Галина Николаевна, есть вопрос, который задают себе многие люди, которым интересна история Челябинской области в годы войны: сколько предприятий было эвакуировано в наш регион? Звучат разные цифры, историки спорят. Сколько же их было на самом деле?

— Я и сама долгое время не понимала, почему нет точной цифры и почему оказалось так сложно ее вычислить. Когда два года назад мы с коллегами взялись подсчитать точное количество эвакуированных к нам предприятий, мы поняли, какой колоссальный труд нам предстоит проделать. Мы изучили огромную документальную базу и вышли на конкретную цифру, но говорить, что это точное число полных предприятий нельзя. В большинстве своем это были частично эвакуированные цеха, производства, отдельные участки. Например, из Мариупольского металлургического завода имени Ильича в Магнитогорск прибыли броневой и листопрокатный станы — 216 вагонов, которые так нужны были для прокатки броневого листа и стали. Поэтому уместно говорить, что в наш регион вывезли оборудование 329 предприятий. Необходимо сделать одно важное уточнение: данные архивистов относятся к 1941 году, когда в состав Челябинской области входили нынешняя Курганская область и два района современной Свердловской области с крупным промышленным городом Каменск-Уральский.

DSC04964.jpg

Челябинск и область превратились в один кипящий котел

— Как шла эвакуация? Что говорят архивы?

— Это был невероятно сложный процесс. За скупыми строчками цифр и таблиц открывается картина огромного труда, которая просто потрясает. Люди, каждый на своем месте, от самого главного руководителя до простого рабочего, прилагали титанические усилия, чтобы вывезти оборудование. Враг наступал стремительно. Оборудование демонтировали под пулями и снарядами, затем его грузили и увозили в глубокий тыл под бомбежками. Челябинск и вся область превратились в один кипящий котел: сюда шли составы с машинами, людьми, ранеными. Отсюда выдвигались поезда с вооружением и боеприпасами, обмундированием и продуктами для фронта. Несмотря на то что в первую очередь ГКО и Совет по эвакуации руководствовались мобилизационными планами, составленными накануне войны, избежать путаницы и неразберихи не удалось.

Путаница была: иногда прибывали вагоны со станками, но без людей и документов

— А что было причиной такой путаницы?

— У страны не было опыта столь масштабного перемещения в кратчайшие сроки. Руководство вынуждено было принимать все решения с ходу, в зависимости от обстановки. Ситуация же менялась очень быстро, поэтому приказы выходили по несколько раз в день. Например, Московский инструментальный завод «Калибр», который располагался в оперном театре, вообще был эвакуирован в Ташкент. Но по пути его перебросили в Челябинск. И так было со многими предприятиями. Было и такое, когда после бомбежек прибывали вагоны с одними станками, без людей и документов. Их называли «бездокументными грузами» и распределяли оборудование по заводам.

DSC05009.jpg

Кировский завод приехал без оборудования, но с наркомом

— Танки в Челябинске к тому времени уже выпускали?

— Да, ЧТЗ к началу войны танки делал, но очень маленькими партиями. Основной продукцией завода были трактора. На площадку ЧТЗ прибыли Кировский завод из Ленинграда, Харьковский дизель-моторный завод № 75 и еще оборудование шести заводов из Москвы, Харькова и Воронежа. Вот тогда здесь появилось головное предприятие страны по производству танков. Так начиналась слава Танкограда. В Челябинске находился и наркомат танковой промышленности.

— Оборудование для производства танков привезли из Ленинграда?

— Нет, вывезти оборудование из Ленинграда практически не получилось. Кировский завод по постановлению ГКО должны были эвакуировать еще в июле 1941 года. Но ленинградцы считали, что город Ленина они отстоят и продолжали производить танки чуть ли не в двух километрах от линии фронта. Самое главное — сюда переехали руководители, инженерно-технический состав, высококлассные конструкторы и специалисты. И это было очень важно. В отличие от ленинградцев, Харьковский дизель-моторный завод № 75 вывез все до последнего гвоздя. Судя по воспоминаниям, они выезжали практически из-под огня, следом за последней машиной с оборудованием уже двигались немецкие танки. И люди проявляли бесстрашие и героизм, чтобы вынести, вывезти, спасти от оккупации свои заводы. Это было очень тяжелое время, когда не хватало площадей и электричества для запуска производств. Не было рабочей силы, и люди работали по 20 часов в сутки, а к станкам вставали практически дети. Есть свидетельства, что эвакуированных, если это были одинокие люди, селили в бараки и землянки с трехъярусными нарами, где они спали прямо в одежде на голых досках. Семейных размещали в домах местных жителей, в одной комнате могли через занавеску жить 2-3 семьи.

— Но знаменитые Т-34 в Танкограде стали выпускать не сразу же?

— Потребовалось время, чтобы наладить их производство. В то время в основном выпускали тяжелые танки КВ — Клим Ворошилов, но во время войны катастрофически не хватало средних танков, тех самых Т-34. И можно назвать настоящим трудовым подвигом, которому трудно найти аналог, когда здесь за 33 дня запустили производство Т-34. Но заслуга Танкограда даже не в этом. Главные достижения связаны с тем, что здесь жили и работали конструкторы, лучшие умы того времени, цвет технической интеллигенции. Они создавали и испытывали новые образцы танков, самоходных артиллерийских установок, моторов.

DSC04930.jpg

Благодаря «катюшам» стали создавать ракеты подводного базирования

— Расскажите про знаменитые «катюши», большинство которых тоже выпускали у нас на Урале.

— Я вас, может быть, огорчу, но это не совсем так. У нас делали реактивные снаряды для «катюш» на 114 заводе в Копейске. «Катюши» делали на заводе им. Колющенко — завод № 701, так он назывался в годы войны. Сборка же самих установок шла на площадке недалеко от здания нынешней челябинской филармонии, в бывших гаражах дореволюционного магазина Стахеева. Но производили не более 25 процентов «катюш» от общего объема по стране. Важно другое — производство «катюш» подтолкнуло к созданию ракет подводного базирования именно у нас на Южном Урале.

— Есть мнение, что эвакуация вообще дала огромный импульс развитию промышленности в Челябинской области.

— Это абсолютно верно. На основе оборудования эвакуированных заводов у нас появились 50 новых промышленных предприятий и десять совершенно новых отраслей промышленности. Таких как авиационная, текстильная, автомобильная, химическая и другие. Масштабная эвакуация увеличила промышленный потенциал региона и стимулировала в дальнейшем создание ракетно-ядерного комплекса, уникального и единственного в мире.

С войны остались табачная и обувная фабрики, фарфоровый завод

— А какие-нибудь «мирные» производства к нам привозили?

— Да, кстати, и достаточно много. В Бишкиле, например, долго действовал и был закрыт только в 90-е годы фарфоровый завод, который появился в 1942 году на базе эвакуированного оборудования старинного Конаковского фарфорового завода. У нас были обувные и кондитерские фабрики. К нам прибыли две парфюмерно-косметические фабрики: из Ленинграда фабрика № 2 — «Северное сияние», а из Москвы — знаменитая парфюмерная фабрика «Новая заря». Часть их оборудования разместили в Свердловске, где впоследствии появилась фабрика «Уральские самоцветы». Сейчас это концерн «Калина», известный таким брендом как «Черный жемчуг». У нас оборудование этих фабрик после войны было полностью реэвакуировано. Но осталось множество предприятий легкой, текстильной и пищевой промышленности. Например, действующая ныне обувная фабрика «Юничел», закрытые в 90-е годы текстильная, табачная фабрики и многие другие. Но в целом, если говорить про итоги, эвакуация во многом определила дальнейшую историю Челябинской области именно как развитого оборонно-промышленного региона.

DSC05027.jpg

Поделиться

поделиться:

 

Возврат к списку