В Челябинской области в этом году до конца сентября пройдет акция «Сохраним лес». Планы у лесовосстановителей амбициозные: восстановить 118 гектаров леса и посадить более 440 000 молодых деревьев. Как выбирают территории, которые будут возрождать, кто может посадить дерево и помочь лесу, зачем вообще садить лес, если он и сам может вырасти — об этом «Губернии» рассказал исполняющий обязанности начальника Главного управления лесами Челябинской области Валерий Нигматуллин.
В регионе посадили четыре миллиона новых деревьев
— Валерий Нуретдинович, в этом году в четвертый раз в Челябинской области, как и по всей стране, проходит акция «Сохраним лес». Расскажите о планах. Сколько гектаров леса будет посажено? Какие территории будут задействованы?
— Акция «Сохраним лес» проводится с 2019 года, и само название, в первую очередь, отсылает нас к бережному отношению к лесу, к природе. В этом ее смысл. В этом году планируется посадить саженцы на 36 участках в нескольких территориях — это Аргаяш, Аша, Бреды, Катав-Ивановск, Куса, много других муниципальных образований и городских округов. В итоге будет посажено 118 гектаров леса, это более 440 000 молодых деревьев. На сегодня уже посадили около 100 тысяч деревьев. Для нас это небольшая пока цифра, мы миллионами сажаем, и это лишь маленькая толика того, чем мы занимаемся. Всего в этом году план по восстановлению лесов в области — три тысячи гектаров, 1,6 гектара уже восстановлено. До конца октября план будет выполнен.
— Можно назвать результаты акции за все годы?
— За четыре года было высажено более четырех миллионов деревьев. Работа объединила около восьми тысяч человек. Это целая армия энтузиастов. Участвовали органы исполнительной власти, общественные организации, обычные жители. Для нас очень важно, что не только лесники сажают деревья. Присоединяются люди, которые не связаны профессионально с лесом, но чувствуют свою ответственность и приходят, чтобы восстанавливать лес. Они сами там бывают, путешествуют, отдыхают и готовы не потребительски относиться к природе, а с душой и любовью. Это действительно важно.
— Сколько людей будет участвовать в этом году? Как обычному жителю узнать, где и когда будут проходить мероприятия, чтобы внести свой вклад в сохранение леса?
— В этом году планируется участие около 2000 человек, примерно столько же, сколько каждый год. Чтобы стать участником, надо посмотреть геолокацию этих участков, определиться с местом, где удобно примкнуть к мероприятию. Информация размещена у нас на официальном сайте Главного управления лесами региона, на сайте акции «сохранимлес.рф». В районах есть наши территориальные отделы, где работают специалисты, которые ответят на все вопросы по телефонам, указанным на нашем сайте. Посадочный материал и инвентарь мы предоставим. Так что помочь лесу достаточно просто: нужно желание и немного активности.
— Как выбирают территории для посадок?
— В первую очередь, это участки, пострадавшие от огня. В этом году весной во время акции «Сад памяти» провели посадки в районе Джабыка, в Карагайском бору, который нуждается в восстановлении после прошлогодних пожаров. Эти участки зачищаются, вырубаются пострадавшие, обгоревшие деревья, затем высаживаются новые культуры.
— Какие территории в регионе требуют более серьезного восстановления?
— Больше внимания уделяем южным районам, потому что там больше леса погибает из-за пожаров, там чаще случается засуха, что тоже влияет на рост наших лесных культур. В горнозаводской зоне участки для восстановления тоже есть, но их меньше.
Посадить — полдела, главное — сохранить
— Как отслеживаются результаты посадок? Кто проверяет, какие деревья прижились и растут, а какие надо заменить?
— У нас есть нормативы, которых мы придерживаемся. После окончания посадки не раньше десяти и не позже двадцати дней у нас проводится техническая приемка. Специалисты приезжают на участок, проверяют, оценивают, сколько растений выжило, сколько погибло. После этого еще в течение года исследуют посадки, есть плановые показатели — должны прижиться 87-89 процентов. На третий год еще раз проверка — уже должно быть 78-80 процентов прижившихся. На пятый год должно быть 65-67 процентов.
— То есть примерно треть растений не приживается?
— На седьмой-восьмой год после посадки у нас должно быть не менее 2,5 – 3 тысяч штук на гектар. Больше не надо: этого достаточно для того, чтобы эти насаждения нормально росли и развивались. Если мы посадили шесть тысяч саженцев, должно остаться 2,5 тысячи. Если это количество у нас остается — это хороший результат.
— Зачем вообще садить лес? Со стороны кажется, что он и сам когда-нибудь вырастет.
— Согласен. Идешь по лесу и видишь, что деревья вроде и сами по себе растут. И это так. Но мы занимаемся теми участками, где лес не растет, где были вырубки и пожары. В зоне внимания лесников и участки, где вырастают деревья, которые не нужны, например, та же осина — дерево, которое быстро гниет и заражает лес. Нам нужны деревья, которые имеют ценность с хозяйственной точки зрения. Для северной части это хвойные насаждения: ель, сосна и лиственница, для южной части — лиственные, например, береза. Но, чтобы выросла качественная береза, нужно специально высаживать подросшие деревья: у них будет более качественная древесина, чем у тех деревьев, которые вырастают из лесной поросли. С этой точки зрения важны именно специальные посадки, когда используются сильные молодые деревья.
Что можно взять в лесу
— Многие сейчас украшают свои придомовые и даже садовые участки елочками, сосной. Можно ли взять такое дерево из леса?
— По закону выкапывать в лесу деревья нельзя, это запрещено. Нарушителя привлекают к административной ответственности: ему грозит штраф. Не надо этого делать еще и потому, что вы не знаете, какое дерево берете. Если хочется украсить свой придомовой участок елью или сосной, лучше приобрести саженец в питомнике. Выбирать при этом надо местные питомники, где саженцы выращивают из местных семян, которые лучше приживаются.
— Все любят ходить, гулять по лесу, собирать грибы, ягоды, какие-то растения. А как правильно себя вести в лесу, чтобы не навредить?
— У нас не запрещается собирать ни ягоды, ни грибы. Лес может дать все. Просто к нему надо относиться с уважением, как к живому человеку. Тогда он будет давать больше тех же ягод, грибов, сена.
— Можно ли собирать дрова в лесу, чтобы отапливать дом, например? И что в этом случае можно брать: то, что упало, или можно что-то срубить?
— У нас есть закон, который позволяет собирать валежник. Это то, что можно брать. Когда я бываю в лесу, смотрю, берут ли валежник, и вижу, что то дерево, которое упало и подходит под валежник, долго не лежит, его подбирают. И это полезно для леса, удобно для людей.
— У вас есть любимое дерево?
— Пожалуй, это береза. Лиственные — липа, береза — очень красиво растут, дают пышную крону. А осенью именно они создают необыкновенной красоты виды, которыми так богат и славен наш Южный Урал. Я объехал не по одному кругу всю область и искренне влюблен в наши пейзажи, которые можно увидеть в Ашинском, в Саткинском районе, где очень красиво в любое время года.
— Знаменитый российский ученый, филолог и культуролог Дмитрий Лихачев в одном из своих интервью сказал: «Обязательно посади дерево — даже если завтра конец света». Вы с этим высказыванием согласны?
— Полностью согласен. Посадить всего одно дерево — сделать большой шаг для сохранения природы, ее богатств.
КСТАТИ
Какие деревья рубят, чтобы сохранить Челябинский бор
Как рассказал Валерий Нигматуллин, знаковым мероприятием акции «Сохраним лес» в этом году станут посадки на территории Челябинского городского бора. 23 сентября там будет посажено 2–2,5 тысячи саженцев на территории около 0,3 гектара.
— Есть жители, которые уверены, что в Челябинском бору деревья не садят, а только рубят, чем сильно ему вредят. Так ли это?
— Челябинский городской бор традиционно вызывает большой резонанс: люди всегда активно интересуются, когда там что-то рубят, и выступают против. Объясняем, что мы удаляем только больные, сухие и зараженные деревья. Если этого не сделать, завтра несекомые-вредители поразят здоровые деревья. Лес нуждается в заботе и уходе, как любой живой организм. Посадки в бору мы проводим с 2014 года, ежегодно сажаем более трех гектаров. Отслеживаем внимательно ситуацию и видим, что культуры, которые были посажены в 2014 году и прижились, сейчас уже выше трех-четырех метров.
— Как сейчас оцениваете состояние Челябинского бора?
— Уже можно сравнить городской бор, каким он был в 2010 году и сейчас, в 2020-м. В 2010 году там произошло 175 пожаров. Они были небольшими, локальными, с ними быстро удавалось справляться, но тем не менее цифра большая. А за последний год у нас там случилось два-три возгорания на небольших площадях. Сейчас бор приобретает более здоровый вид: к нему сейчас другое отношение. С 2014–2015 годов начали выделяться деньги на ведение хозяйственной деятельности в бору, и сейчас у нас там работают несколько бригад, которые следят за растениями, обновляют посадки. Все-таки надо сказать, что люди могут быть недовольны, могут иметь свое мнение, как ухаживать за растениями в природе, но решения по лесу, по его содержанию, восстановлению должны принимать специалисты, которые этому учились и понимают, как с этим работать.
Поделиться
поделиться: