«Закаты и рассветы — вместе», или Почему челябинские росгвардейцы считают свою профессию самой романтичной
Сколько весит полная амуниция бойца Росгвардии, как экипаж успевает прибывать на место вызова за 5 минут, а из большого количества прохожих вычисляют потенциального нарушителя, а еще почему нельзя класть каску на стол и какой ритуал при заступлении на службу самый важный, «Губерния» узнала, отправившись в рейд по Челябинску с экипажем вневедомственной охраны Росгвардии. Корреспонденты издания лично убедились, что бойцы силовой структуры при необходимости умеют не привлекать к себе внимание, но всегда держат ситуацию под контролем.
Редко кому из журналистов удается побывать на базе силового ведомства да еще получить приглашение составить компанию на время патрулирования улиц города. «Губернии» повезло — грех отказываться от такого: когда еще придется примерить на себя профессию правоохранителя? Забегая вперед, отмечу, служба вневедомственной охраны Росгвардии — единственное силовое ведомство, которое работает 24/7. Не зря тех, кто служит в этом подразделении, раньше звали совами, ведь на прежних шевронах его бойцов были изображены именно эти птицы. Но мы от круглосуточного патрулирования вежливо отказались, сославшись на необходимость оперативно подготовить репортаж. Однако за ту половину дня, которую посчастливилось провести с бойцами, общее представление о службе, а также о том, что скрывается от глаз обывателя, составить удалось.
Подготовка к дежурству: ориентировки и силовые приемы
Рабочий день бойцов Росгвардии начинается около 7:30. Экипажи, заступающие на службу, прибывают в свое подразделение примерно к этому времени. До 8:00 надо успеть пройти инструктаж, заслушать информацию об оперативной обстановке в городе, получить ориентировки на тех, кто в розыске, узнать, где, в каких частях мегаполиса и какие преступления случились, отработать боевые приемы борьбы, пройти опрос на знание законов, отработать смоделированную ситуацию, получить оружие, бронежилеты, спецсредства, пройти проверку на соответствие внешнему виду и наличие служебного удостоверения, распределиться по маршрутам. Ровно в 8:00 (или в 20:00, если дежурство начинается в ночь) экипажи заступают в наряд. Домой они вернутся только через сутки.
— Наше подразделение работает только по Центральному району Челябинска, — параллельно выполняя свои служебные обязанности, рассказал командир взвода пятой роты областного управления Росгвардии, старший лейтенант полиции Алексей Орленко. — У нас разработано три основных маршрута патрулирования, по которым мы несем службу. Но это не значит, что одни и те же экипажи патрулируют только один маршрут. Каждый раз маршруты чередуются. Это важно, чтобы у групп задержания был незамыленный взгляд на работу. Кроме того, в обязанности вневедомственной охраны Росгвардии входит охрана объектов. Задача нашего подразделения — реагировать на сработки в таких увеселительных заведениях, как «Топка», «Доски», «Максимилианс», в магазинах «Лента», «Ашан» и во многих других клубах и торговых комплексах. Плюс несем ответственность за квартиры и несколько складов.
У группы задержания есть 5 — максимум 10 минут, чтобы прибыть на вызов, а потому все маршруты и точки дислокации патрулей разработаны таким образом, чтобы уложиться в этот временной промежуток.
«А вдруг от тяжести бронежилета сломаетесь?»
Пока мы с Алексеем обсуждали технические тонкости, кто-то из бойцов подобрал для новых «сотрудников» из газеты экипировку. Правда, смерив меня взглядом, ребята как будто растерялись, не зная, то ли смеяться, то ли переживать.
— Честно говоря, я бы не рискнул на вас надевать бронежилет — он для вас очень тяжелый, — улыбаясь, заметил Алексей. — Вы невысокая, худенькая, боюсь, сломаетесь.
Но деваться некуда. Еще в начале встречи договорились: раз уж вместе заступаем на службу, будем действовать по всем правилам. С трудом залезая в тяжелый бронежилет, расспрашиваю, сколько все это весит.
— Каска весит 2 килограмма, примерно столько же — оружие, бронежилет у вас облегченный — около 6-7 килограммов. Обычный его вес — не меньше 8 килограммов, — поясняет Алексей, с трудом сдерживая улыбку. — То есть каждый день наши бойцы носят на себе во время службы не меньше 10-12 килограммов.
Честно говоря, в такой амуниции даже стоять сложно, а ведь бойцам приходится еще и бегать в этом солидном панцире. С завистью смотрю на своего фотографа: он большой и сильный, тяжелый бронежилет берет, будто тот ничего не весит. О росгвардейцах, которые привыкли к такому весу, говорить вообще не приходится.
— Ну что, по машинам, — командует старший лейтенант.
Готовность к любому сценарию: «Никогда не знаем, что нас ждет»
Не успели мы выехать за ворота, тут же затрещала рация — кому-то из горожан двое молодых людей показались странными, бдительные челябинцы решили перестраховаться. Вызов принят, едем разоблачать подозрительную компанию.
Пока фотограф рядом возится с аппаратурой, подбирая нужный объектив, выстраивая свет, я с пристрастием расспрашиваю росгвардейцев о том, как им служится.
— Главное в нашей службе — следовать букве закона, быть максимально сдержанным и уметь находить общий язык абсолютно с каждым человеком, — обратил внимание Алексей Орленко. — В нашей работе ситуации бывают разные, уравновешенность выручает в ситуации, когда эмоции накалены до предела.
— Выезжая на вызов, мы никогда не знаем, куда мы едем, что нас ждет, например, в квартире, где сработала сигнализация, — вступил в диалог заместитель командира взвода, сержант полиции Николай Панченко. — Там может быть агрессивный хозяин, а могут быть заложники. Мы должны быть готовы к любому из сценариев. Не каждый способен выдержать такое напряжение. Бывает, что молодые ребята приходят, немного поработают и уходят. Просто понимают, что им такая служба не подходит. А бывает, что Росгвардия воспитывает отличные кадры для спецназа.
Обсуждая работу в ведомстве, добрались до места вызова. Оказалось, что у горожан вызвали подозрение двое молодых людей, которые что-то бурно обсуждали в одном из дворов района. Бойцы Росгвардии решили проверить документы и пообщаться с парнями, а у нас появилась возможность воочию увидеть, как работает группа задержания.
Во время разговора стало понятно, что молодые люди никакой опасности не представляют. Бойцы проверили документы и провели профилактическую беседу о необходимости соблюдать законы и не нарушать порядок. Ребята заверили их в том, что ничего плохого совершать не намерены.
— Примерно вот так и проходят все наши проверки по вызовам или при патрулировании улиц, когда кто-то вызывает подозрение, — заметил Алексей Орленко уже в машине.
Помогает чуйка, есть и другие секреты
Не могла не спросить, что же именно может вызвать подозрение, если прилично одетый человек идет спокойно по улице, ничего не нарушает. Бойцы, улыбаясь, переглянулись, словно посоветовавшись, какие секреты допустимо раскрывать журналистам и стоит ли. Но на вопрос все-таки ответили.
— Есть такое слово «чуйка», — смеясь, заметил Алексей. — Это такое чувство, которым может похвастаться практически каждый наш боец. И оно никогда не подводит. Я как-то при патрулировании обратил внимание на молодого человека. С виду ничего в нем подозрительного не было, обычный русский парень: одет хорошо, сумка приличная, правонарушений не совершал, просто шел человек по тротуару по своим делам. Но меня что-то заставило проверить у него документы. Оказалось, он в международном розыске. Причем он не преступник, а из тех, кого мы называем «потеряшками». В розыск он был объявлен пять лет назад по просьбе матери, которая жила в Узбекистане, она просто искала сына. И он нашелся только благодаря тому, что у меня сработала интуиция.
— Вообще, в нашей службе разные ситуации бывают. Я однажды решил проверить компанию молодых людей: двое парней и одна девушка, — поделился историей Николай Панченко. — Оба молодых человека, как у нас принято говорить, «чистые», а у девушки — два сторожевых контроля да еще и в розыске из-за того, что не заботилась должным образом о собственной дочери. Но при первом взгляде она не вызывает никаких подозрений: неплохо одета, ведет себя прилично, ничего не нарушала.
Как признались бойцы, вызвать подозрение может все, что угодно: странное поведение, метание при виде патрульной машины или человека в форме, резкая смена направления движения и многое другое.
— Все это нарабатывается с опытом, порой достаточно нескольких секунд, чтобы понять, что человека надо проверить, — добавил Алексей, не раскрывая всех секретов.
Дальше патрулирование прошло спокойно. Бойцы всматривались в лица прохожих, обращали внимание на поведение людей, периодически переговариваясь по рации с другими нарядами.
— Вообще, как мы иногда сами шутим, у нас самая романтичная профессия, — прервал внезапную паузу Алексей Орленко. — Сами посудите: мы с напарником всегда вместе, закаты — вместе, рассветы — вместе, праздники и семейные торжества тоже отмечаем вместе. Почему? Да потому что у нас не просто коллектив, у нас дружная семья. Такое единение в лучшую сторону сказывается на службе, ведь очень важно, чтобы напарники сработались. Поэтому я как командир взвода всегда обращаю внимание на межличностные отношение в патруле. Ребятам обязательно должно быть комфортно друг с другом, ведь они вместе 24 часа, к тому же всегда в зоне риска. А значит, должны уметь понимать друг друга с полувзгляда, чтобы суметь вовремя подстраховать.
Приметы, чтобы сберечь себя
Спустя несколько часов достаточно спокойного патрулирования вернулись в отряд росгвардейцев — у бойцов время обеда. Заходя в кабинет, взгляд выцепил, как бойцы, сняв головные уборы, положили их на спинку дивана. Невольно поймала себя на мысли: «Это что-то значит».
— Просто у нас есть примета — никогда не класть головной убор на стол, — тут же заметил мой вопросительный взгляд Алексей. — Многие ребята нашего отряда ее придерживаются, а я — еще со службы в отряде специального назначения Росгвардии и командировок в горячие точки. У нас была даже специальная комната, где стоял отдельный стол, на котором лежали береты бойцов. Это означало, что наш сослуживец не вернулся, и берет — это все, что нам от него осталось. Для многих людей в погонах это очень траурная примета. Также нельзя фотографироваться или делать видеосъемку перед самым выходом. Верите, нет, но однажды эта примета сработала — один мой сослуживец едва не погиб, но потерял ноги. А еще мы никогда не говорим, заступая на службу перед отпуском или выходными, что это «последний» наряд — только «крайний». Но помимо общих примет, у каждого нашего бойца есть и личные.
— Я после каждой смены дома в календаре дни зачеркиваю — как примета, что вернулся домой живой и здоровый, — разбавил диалог Николай Панченко. — Даже дочка уже привыкла, вперед меня за маркером бежит и кричит: «Папа, я тебе помогу».
Как признались бойцы, тема службы почти никогда не обсуждается в семьях. Росгвардейцы не рассказывают женам и родным о тех опасных ситуациях, в которые попадают. Так берегут свое семейное счастье. И друг другу при заступлении на очередное дежурство всегда напоминают, что не стоит бездумно рисковать.
— У меня как у командира взвода есть один важный ритуал, который я соблюдаю вот уже семь лет, — признался Алексей Орленко. — Перед тем как отправить ребят на патрулирование, я всегда их прошу беречь себя ради своих семей. У нас опасная служба, случается всякое, но каждую минуту важно помнить, что нас ждут дома, за нас переживают жены и родители, по нам скучают дети. Эти мысли помогают оценить каждую сложную ситуацию с точки зрения обоснованности риска.
На обед стали подтягиваться другие экипажи. Бойцы, здороваясь, проходили в кабинет и клали головные уборы на спинку дивана. Общение с Алексеем Орленко прервал дежурный — сработала сигнализация в одной из квартир Челябинска. У группы задержания есть пять минут, чтобы прибыть на место. На бегу пожелали бойцам удачи и обязательно беречь себя.
Кстати
Бойцы сил специального назначения Росгвардии в числе первых отправились на службу в зону спецоперации.
Принимают участие сотрудники ведомства и в охране правопорядка во время празднования Дня Победы. Этот год — не исключение. Все работники ведомства будут нести службу в оцеплении во время парада, следить за порядком, контролировать ситуацию. На самом торжественном построении в составе сводного оркестра будет играть оркестр областного управления Росгвардии, который давно полюбился южноуральцам за уникальное и яркое исполнение музыкальных композиций.
Тем, кто мечтает о службе в рядах росгвардейцев, можно обратиться в отдел кадров по номеру телефона 8 (351) 733-14-35. Специалисты ответят на все интересующие вопросы, проконсультируют о том, какие документы нужны. Среди основных требований — хорошее состояние здоровья, наличие общего, среднего специального или высшего образования, обязательна законченная служба в армии.
Поделиться
поделиться:
Финансирование на строительство сетей газоснабжение в 2025 году выделят из областной казны. Газификацию поселка на личном контроле пообещал держать губернатор Алексей Текслер.
Здание, в котором находится Брединский районный историко-краеведческий музей, построено в 1951 году. За прошедшие десятилетия оно сильно обветшало. Благодаря решению губернатора из областного бюджета выделят необходимое финансирование на капитальный ремонт.
Губернатор Челябинской области Алексей Текслер поручил запустить транспорт уже в ноябре этого года