В наши дни люди с ВИЧ-инфекцией, принимающие терапию, могут жить долго. Однако проблемы дискриминации и стигмы мешают некоторым начать лечение. Ситуацию пытаются исправить государственные и некоммерческие организации. На Южном Урале уже наблюдаются положительные тенденции, в частности, снижение заболеваемости.
В четверг, 16 мая, медиахолдинг «Гранада Пресс» провел пресс-конференцию, приуроченную ко Всемирному дню памяти жертв СПИДа. Участники мероприятия рассказали о трудностях, с которыми приходится сталкиваться людям с ВИЧ-инфекцией, и об организациях, которые оказывают помощь.
ВИЧ-инфицированные становятся старше
Участники пресс-конференции продемонстрировали стеганое полотно (квилт), состоящее из лоскутов. Каждый лоскут сделан из вещи человека, умершего от СПИДа. По всему миру такие полотна начали делать еще в конце 1980-х годов. В России есть несколько таких полотен. Челябинский квилт создается с 2017 года.
— Эти полотна напоминают, что ВИЧ-инфекция — не где-то, а рядом с нами, — говорит председатель фонда «Шаги», член координационного совета при Минздраве РФ Игорь Пчелин, живущий с диагнозом ВИЧ уже 27 лет. — Нужно говорить об этом спокойно, мотивированно, без истерик, без нагнетания.
По словам заведующей отделом профилактики областного СПИД-центра Челябинской области Натальи Кущевой, ситуация по ВИЧ-инфекции на Южном Урале остается напряженной, но стабильной. С 2022 года в регионе наблюдаются положительные тенденции, главная из которых — снижение заболеваемости.
— В 2023 году в регионе на наличие ВИЧ было обследовано 1 251 000 человек — около 37 процентов от всего населения. Количество новых случаев за год снизилось почти на два процента, — рассказывает заведующий отделом эпидемиологии СПИД-центра Челябинской области Кирилл Батин.
Уровень осведомленности о ВИЧ и СПИДе среди молодежи растет, при этом средний возраст ВИЧ-инфицированных повышается. Сейчас большинство заболевших относится к возрастной группе 40–49 лет.
Когда люди перестанут заражаться ВИЧ
В наши дни ВИЧ-инфекция относится к контролируемым хроническим заболеваниям.
— При своевременном получении препаратов человек может рассчитывать на долгую жизнь, — говорит Наталья Кущева. — Теперь на первый план выходят вопросы приверженности терапии, а также дискриминации и стигмы.
— Люди с ВИЧ порой подвергаются дискриминации со стороны медиков, работодателя, общества, — рассказывает юрист фонда «Шаги» Ольга Махова. — Некоторые не обращаются за медицинской помощью именно потому, что боятся, что об их болезни узнают соседи, что негативно отреагируют близкие.
— ВИЧ-инфекция — это такое же хроническое заболевание, как сахарный диабет, с ним можно жить, рожать здоровых детей. Но табуированное отношение сохраняется, — добавляет директор благотворительного фонда «Источник надежды» Алексей Тананин. — Есть еще и самостигма: человек с ВИЧ зачастую ставит на себе крест. Поэтому не все начинают принимать антиретровирусную терапию (АРВТ).
Препараты от ВИЧ-инфекции нужно принимать ежедневно, строго регламентированно, всю жизнь. Всего в Челябинской области АРВТ получают более 32 тысяч человек.
— Многие активисты говорят, что сегодня просто стыдно умирать от СПИДа, когда есть все возможности жить, — говорит Игорь Пчелин. — В идеале, если все будут находиться на терапии, не будет новых случаев заражения, останутся только старые невыявленные.
Больше 60 процентов препаратов для лечения ВИЧ-инфекции производится в России. Это снижает их цену. По словам Игоря Пчелина, еще десять лет назад лечение обходилось в 10–30 тысяч рублей в месяц, а сегодня самая дешевая комбинация препаратов стоит 1,5–2 тысячи рублей. Дорогие зарубежные препараты оказываются нужны только в редких, запущенных случаях.
— Мне поставили диагноз в 1997 году, тогда я принимал по 56 таблеток в сутки, — рассказывает Игорь Пчелин. — Два года я практически жил на таблетках. А сейчас нормой считается одна таблетка в день. Более того, уже существуют таблетки, которые надо принимать раз в неделю, и инъекции, которые надо делать раз в месяц.
Бороться с ВИЧ медикам помогают НКО
Государственная стратегия противодействия распространению ВИЧ-инфекции в России рассчитана на период до 2030 года. Во многом в этом вопросе государство рассчитывает на некоммерческие организации (НКО). Газета «Губерния» узнала у участников пресс-конференции, сколько НКО помогают людям с ВИЧ.
— В Челябинской области профилактикой ВИЧ-инфекции занимаются семь НКО, — отвечает Алексей Тананин. — Они есть в Челябинске, Магнитогорске, Копейске, Троицке и других городах. В отличие от других регионов, наши НКО взаимодействуют между собой, сотрудничают со СПИД-центром, обмениваются данными.
— В наши дни в России действует не более 60 ВИЧ-сервисных организаций, — добавляет Игорь Пчелин. — Они есть не во всех регионах. Наша нынешняя боль — это новые территории. Мы начинаем там вновь создавать общественные организации.
Игорь Пчелин отмечает, что распространение правды о ВИЧ снижает тревожность в обществе, связанную с этим заболеванием. А знание пациентом своих прав мешает его дискриминировать.
Запись пресс-конференции доступна в группе «Гранада ТВ» в социальной сети «ВКонтакте».
Поделиться
поделиться:
Челябинск стал первым городом в России, который запустит биометрический сервис в многофункциональном центре. В региональном минцифры уточнили: благодаря новому сервису посетителям не придется предъявлять паспорт, обслуживание граждан будет проводиться с помощью базы государственной Единой биометрической системы. Но для этого южноуральцы должны зарегистрировать и подтвердить свои биометрические данные: фотографию и запись голоса.
https://t.me/chgub
Представители сферы коммунального хозяйства из восьми муниципалитетов Южного Урала прошли курс повышения квалификации. Первая встреча состоялась в Кыштыме — она вызвала живой интерес, отмечают организаторы.
Поучаствовать в акции регионального Народного фронта могут все желающие. Активисты ОНФ отметили: перед Новым годом планируют доставить южноуральким бойцам спецоперации в Курск, Донецк и Луганск сразу две машины гуманитарного груза. Его отправка запланирована на середину декабря.
https://t.me/chgub