Согласно результатам опроса корпорации «Российский учебник», проведенного в 2019 – 2020 годах, порядка 70 процентов российских классов сталкиваются с буллингом. Почему дети становятся жестокими по отношению к своим сверстникам? Можно ли защитить своего ребенка, ставшего жертвой травли? К каким последствиям может привести длительное психологическое насилие? И какой опыт профилактики буллинга в школах накопила Челябинская область? Об этом в эксклюзивном интервью «Губернии» рассказала старший преподаватель кафедры общей профессиональной педагогики ЧелГУ и психолог Центра психолого-педагогического сопровождения семьи Дарья Орлова.
— Наверное, наш разговор стоит начать с того, существует ли в детских коллективах какая-либо иерархия? Как распределяются роли?
— Иерархия существует в любых малых группах, в том числе в детских коллективах. Лидеры в них определяются по индивидуальным чертам. Это те, кто стремится к власти или уже ею обладает. Большая часть коллектива — нейтральная группа, участники которой имеют определенные качества. Меньшая часть — те, кого игнорируют или отвергают. Как правило, группы определяют иерархию стихийно, если нет никаких формально установленных правил — например, классный руководитель может сам назначить старосту, главного по спортивным мероприятиям или того, кто отвечает за культурную жизнь класса.
Каждый второй сталкивался с травлей
— Есть какая-то статистика, как много детей в школах подвергается травле?
— В 2019-2020 году корпорация «Российский учебник» проводила опрос среди педагогов. Данные показали, что в 70 процентах классов буллинг есть, около 50 процентов детей заявили, что сталкивались с буллингом в свой адрес.
— Почему в коллективе бывают случаи травли?
— Принято считать, что зачинщик буллинга — агрессор — обладает низкой самооценкой и жертва ему нужна, чтобы самоутвердиться. Однако современные исследования показывают, что агрессор обладает нормальной самооценкой или даже завышенной, а стереотип агрессивного поведения он перенял в семье или социальном окружении. Как правило, у агрессора низкий уровень эмпатии, и он просто не может завоевать одобрение группы через что-то одобряемое социумом — успешность, социальную активность и прочее. Но он нуждается в ощущении превосходства, и для этого создает ситуацию буллинга. Другие исследования говорят, что агрессор во время травли жертвы испытывает что-то похожее на удовольствие из-за выработки адреналина и норадреналина и он нуждается в гормональной подпитке, поэтому агрессия в отношении жертвы становится регулярной, что и отличает буллинг от остальных форм насилия. Важно также отметить, что буллинг — действие преднамеренное и всегда со свидетелями.
— Агрессорами становятся дети из неблагополучных семей?
— Это может быть семья с низким социальным статусом, в которой агрессивное поведение — это норма. Также это может быть вполне состоятельная в социально-экономическом плане семья, но с низким уровнем эмоционально-психологического участия родителей в жизни ребенка. И в том, и в другом случае, как правило, ребенок не видит поддержки, его не принимают, из-за чего он может проявлять агрессию по отношению к другим.
Жертвой может стать любой
— Кто становится жертвой?
— Жертвой буллинга может стать любой. Человек, которого травят, никогда в этом не виноват. Выбирают его в качестве жертвы просто потому, что он чем-то отличается: ростом, весом, особенностью внешности, наличием национальной одежды в гардеробе, даже успешностью и креативностью, эмоциональной чувствительностью или отстраненностью. От травли не застрахован никто, потому что жертва выбирается всегда случайно.
Изменение в поведении должно насторожить
— Могут ли родители как-то понять, что ребенок стал жертвой буллинга в школе?
— Дети, которые подвергаются насилию, переживают высокий уровень стресса, они всегда в напряжении. Ребенок становится более замкнутым и тихим или более возбудимым, если раньше ему это было несвойственно. Он может часто срываться, кричать и плакать. Он старается пропускать школу, часто болеет — психосоматические осложнения могут проявляться в виде повышенной температуры, болезней желудка, кожи и так далее. Есть исследования, которые показывают, что дети, которые подвергаются буллингу, нередко страдают психическими заболеваниями — у них могут проявляться депрессивные, тревожные расстройства. Как следствие — суицидальные мысли и попытки. Любое изменение в поведении ребенка должно насторожить родителя.
— По какой причине ребенок может скрыть от родителя, что его травят?
— В начальной школе дети воспринимают буллинг как продолжение наказания за неправильное поведение. Учитель, к примеру, сделал публично замечание за неопрятный внешний вид, а класс подхватил и начал смеяться. Тогда ребенок ощущает себя справедливо наказанным. Он верит, что если его группа наказала, то и родители тоже сделают это. Также ребенок может не делиться с родителями переживаниями, когда у него сформировано представление «должен справляться со всем сам». Но в ситуации буллинга ребенку приходится противостоять целой группе, и справиться с этим самостоятельно он не в состоянии.
— Жертва буллинга — это травмированный человек в будущем?
— Есть большая вероятность, что да. Разовьется низкая самооценка, появится страх перед социумом. Поскольку для ребенка другие люди были угрозой, он может ощущать, что с ним что-то не так. Им даже в доброжелательном коллективе трудно поверить, что им ничего не угрожает.
Преодолеть можно комплексной работой с классом
— Что делать родителям, если все же узнали о буллинге?
— Сначала обратиться к классному руководителю и узнать, замечает ли он травлю. Поговорить с другими педагогами, потому что иногда агрессор и группа не травит жертву на глазах у классного руководителя. Если травля имеет место, нужно разговаривать с психологом и социальным педагогом — здесь важна командная работа специалистов. Важная задача — проявить сочувствие к ребенку-жертве, объяснить ему, что он не виноват. Также необходимо работать со всей группой, потому что исследования показывают — если убрать из коллектива агрессора или жертву, буллинг все равно продолжится, но роль агрессора или жертвы займут другие.
— Как на ситуацию могут отреагировать родители агрессора?
— Если это семья, где норма — проявлять агрессивное поведение, скорее всего, они в этом ничего такого и не увидят. Они будут говорить, что дети сами разберутся, не проявят активность. Если родители осознают, что агрессия, проявляемая их ребенком, — это неправильное поведение, они могут внести свой вклад, говоря с ребенком. Им следует узнать, какие у него на то были причины. Возможно, ему не хватает внимания или он нуждается в чувстве значимости. Помочь можно и агрессору.
— Можно ли предотвратить буллинг?
— В большинстве образовательных организаций, к счастью, сегодня проводится профилактическая работа. Это занятия на сплочение класса, чтобы ребята понимали, что вместе они сильнее.
Упор на профилактику: заработают психологические службы
— Вы замечаете, что теме буллинга в нашей стране стали уделять больше внимания?
— Да, в последнее время этой темой активно занимаются. Идет большой упор на психологическую безопасность образовательной среды. Совсем недавно был принят закон о создании психологических служб внутри образовательных организаций — предполагается увеличение штата психологов, увеличение роли педагога в этом процессе, активизации детских объединений вроде «Движения первых» и так далее. Все это косвенно направлено на профилактику буллинга.
— А Челябинская область накопила какой-то уникальный опыт?
— У нас занимаются и профилактикой буллинга, и коррекцией. Общественные организации подключаются в том числе. Так, например, специалисты нашего Центра психологического сопровождения семей посещают родительские собрания, проводят открытые вебинары, мастер-классы для педагогов. К теме буллинга очень большое внимание — запрос видим и от школ, и от родителей. Мы наблюдаем и общественное неравнодушие, и активность региональных властей — тот же запуск «Почты доверия» в школах, когда дети могут поделиться анонимно чем-то, что их беспокоит. Городское педагогическое объединение педагогов-психологов работает в Челябинске активно, они тоже проводят самые разные мероприятия. Все это принесет плоды, и статистически оценить сможем, вероятно, в ближайшие пять лет.
Родители стали погружаться в психологию, чтобы лучше понимать детей
— Родители стали более внимательными по отношению к своим детям?
— Да, они стали более осознанными в теме психологического благополучия детей. Такую тенденцию я наблюдаю по характеру обращений к нам. Обращаются и папы, и мамы. Притом они приходят достаточно подкованными в теме психологии, видно, что изучали тему, но им не хватает системности и навыков, чтобы получить пользу от этой информации.
— Можете посоветовать несколько книг, чтобы лучше понимать своих детей?
— Можно ознакомиться с книгами психологов Людмилы Петрановской и Юлии Гиппенрейтер.
Кстати
Зачинщиков буллинга в школах и их родителей планируют отправлять на «курсы исправления»
Депутаты Госдумы РФ подготовили законопроект, который даст определение понятию «травля». Предлагается считать под травлей «не влекущие за собой административную или уголовную ответственность систематические умышленные действия несовершеннолетнего, выражающиеся в физической или психологической формах, направленные на умаление достоинства личности иного лица». Педагогов хотят обязать сообщать о случаях травли Комиссии по делам несовершеннолетних. Если факт травли будет установлен, агрессора и его родителей смогут направлять на «курсы исправления», которые включают работу с психологом и участие в волонтерских социальных проектах.
Свой вклад в создание законопроекта внесла и депутат Госдумы РФ от Челябинской области Яна Лантратова.
— Травля — самая частая причина детских суицидов. Кроме того, более 70 процентов случаев шутинга в школах, то есть вооруженного нападения, в анамнезе имеют травлю. Наконец, 28 процентов подвергавшихся травле в детстве через 10 лет имеют серьезные психические отклонения, — прокомментировала она.
Один из резонансных случаев вооруженного нападения со стороны ученика произошел в челябинской коррекционной школе № 68. Там на сверстников напал 13-летний мальчик, под удар попала и учительница. По одной из версий, мальчик подвергался травле.
Поделиться
поделиться:
Как сообщает региональный миндортранс, этой ночью снег на дорогах общего пользования убирали в общей сложности 58 спецмашин. Техника работает до сих пор. Некоторые участки посыпают противогололедной смесью.
https://t.me/chgub
Кроссовер стоимостью 2 миллиона 22 тысячи рублей передали представителям Министерства обороны России. А сам владелец дорогой иномарки стал фигурантом уголовного дела за повторную езду в пьяном виде. Помимо конфискации автомобиля в пользу государства, суд приговорил его к обязательным работам и лишил водительского удостоверения.
https://t.me/chgub
Об избрании на пост председателя челябинского отделения «Опоры России» депутата Законодательного собрания Дмитрия Клеутина объявили на внеочередной конференции. Тонкости работы бизнес-объединения ему хорошо известны, поскольку в «Опоре России» Дмитрий Клеутин состоит более десяти лет, к тому же занимал пост вице-председателя регионального отделения организации. Артем Артемьев, который руководил отделением с 2014 года, перешел в федеральное отделение организации, где занял пост вице-президента и председателя комитета по развитию спортиндустрии и фитнес-услуг. Кроме того, он будет координировать отделения «Опоры России» в регионах Урала.
https://t.me/chgub