Суббота, 19 Июля 2025

«Как погиб прадед, узнал из воспоминаний журналиста»: сотрудник челябинского архива рассказал о героях своей семьи

07.02.2025 Корреспондент: Ирина Яббарова Фото из личного архива Николая Антипина. В центре первого фото — стрелок Сергей Кокшаров, прадед Николая Антипина

Сергей Александрович Кокшаров ушел на фронт в 1941 году. На тот момент ему было около 40 лет. А в 1942-м его семья получила похоронку, в которой было сказано, что стрелок Кокшаров погиб во время боя на Лысой горе Кавказа. Сын Сергея Александровича 20 лет пытался узнать, о какой Лысой горе идет речь, где захоронен отец и как он погиб. В результате долгих поисков выяснилось, что в 1960-х годах проводились санитарные перезахоронения: одиночные могилы перевозили в большие населенные пункты, чтобы за ними ухаживали школьники-пионеры. И оказалось, что Сергей Кокшаров лежит в братской могиле в станице Пятигорская Краснодарского края недалеко от города Горячий Ключ. Как рассказал «Губернии» правнук бойца, заместитель директора Объединенного государственного архива Челябинской области Николай Антипин, эту информацию удалось выяснить благодаря электронному ресурсу «Память народа», который начал формировать Центральный архив Министерства обороны России, и базе данных «Мемориал».

— Мы написали письмо главе городского округа, а вскоре получили ответ и фотографию памятника, под которым похоронен мой прадед, — рассказал Николай Антипин. — А потом мне еще удалось найти воспоминания журналиста Закруткина, который участвовал в том бою, в котором погиб прадедушка. В этих воспоминаниях подробно описано, как это было. В том сражении погибли несколько десятков наших солдат.
https://t.me/chgub

Сергей Кокшаров вместе с семьей проживал в селе Алабуга Красноармейского района Челябинской области. Семья была большая — пятеро детей. Когда началась Великая Отечественная война, самому младшему ребенку едва исполнился год. Служил стрелок Кокшаров изначально в учебном батальоне, готовил будущих бойцов, но и сам участвовал в сражениях. Писем, которые он отправлял, в семье, к сожалению, не сохранились.

Имя героя увековечили на трех памятниках

— Погиб прадед в августе 1942 года, а похоронка пришла, наверное, уже осенью. Дедушка рассказывал, что он хорошо помнит, как получили похоронку, — поделился Николай Антипин. — Как старшая сестра шла с почты, ревела,и вся деревня слышала крик: «Отца убили». И это стало одним из самых ярких воспоминаний детства моего дедушки. Прабабушка осталась с пятью детьми. И это было сложное время для семьи.

Алабага_до_ремонта_Красноармейский.jpgНа одной из плит мемориального комплекса Алабуги тоже есть имя Сергея Кокшарова

Имя Сергея Кокшарова высечено на мемориале, который установлен при въезде в Копейск. А вот в родном селе долгое время память бойца не удавалось увековечить. Только спустя 65 лет после гибели стрелка Кокшарова его правнуки смогли добиться разрешения установить плиту с именем героя своей семьи на мемориальном комплексе Алабуги.  

— Согласования были длительными, — рассказал Николай Антипин. — Но,  когда сельская администрация разрешила, мы самостоятельно разработали эскиз, скопировали шрифты и материал комплекса, чтобы все смотрелось гармонично. И установили вертикальную плиту с именем Сергея Александровича Кокшарова. А позже я обратил внимание, что рядом стали появляться и другие похожие плиты — значит, семьи других бойцов последовали нашему примеру. Сейчас там уже установлено порядка 20-30 новых плит.

станица Пятигорская (3).jpgСергей Кокшаров похоронен в братской могиле в станице Пятигорская. Здесь можно увидеть имена бойцов, погибших в боях на Кавказе

Также Николай Антипин ездил на место захоронения своего прадеда. Над братской могилой, где похоронено около тысячи бойцов, возвышается стела с именами героев.

Немцы выгоняли семьи из домов

Поделился замдиректора областного архива и историей о другом прадеде — Федоре Савельевиче Тимофееве. Родился он в 1896 году в небольшой деревне под Рыльском Курской области. На фронт его призвали практически с первых дней войны. На тот момент Федору Савельевичу было 45 лет. А в начале ноября 1941 года Курск был оккупирован фашистскими войсками.

прадед_Тимофеев_Федор_Савельевич_1896_1977.jpgФедору Савельевичу Тимофееву пришлось пережить тяжелые сражения, плен, фильтрационный лагерь. А его семья долгое время жила в немецкой оккупации

—Большую семью прадеда, в которой было пять или шесть детей, фашисты выгнали из собственного дома,— рассказал Николай Антипин. —Им пришлось уйти к деду. Там они жили всю войну. Бабушка рассказывала, что тогда было голодное время, в оккупации их сильно притесняли. Тяжело было. А прадедушка в 1942 году попал в плен. И до 1945 года находился в лагере в Гамбурге.

Освободила пленников американская армия. Позже Федора Савельевича вместе с другими бойцами передали Советскому Союзу. Затем был фильтрационный лагерь. Домой Федор Тимофеев вернулся только в 1947 году.

О награде узнали только после смерти деда

Дед Николая Мирон Григорьевич Антипин, который родился в 1917 году, тоже был призван на фронт. Прошел всю войну. Воевал под Ленинградом. В боях получил несколько тяжелых ранений. Награжден орденом Красной Звезды. Правда, о своей награде Мирон Григорьевич так и не узнал.

дед_Антипин_Мирон_Григорьевич_1917_1979.jpgСвоего дела Мирона Григорьевича Николай Антипин не увидел. С войны он вернулся с тяжелыми ранениями, умер, не узнав о том, что награжден орденом Красной звезды

— Дедушка умер за десять лет до моего рождения, — добавил Николай Антипин. — И о том, что он награжден орденом Красной Звезды, я узнал случайно. Опять же благодаря электронному ресурсу «Память народа» Минобороны России. Как-то просматривал информацию и обратил внимание на наградной лист и представление к награде. В военкомате все подтвердили.

Антипин_наградной лист.jpgГлавная семейная реликвия Антипиных — наградной лист, подтверждающий наличие высокой награды

Позже семье выдали удостоверение, которое подтверждает наличие у Мирона Григорьевича высокой награды. На памятнике, который установлен на его могиле, родственники выгравировали звезду.

До сих пор в памяти Николая Антипина живы и образы ветеранов, с которыми когда-то он, будучи ребенком, жил по соседству в Аше. В доме практически все квартиры принадлежали ветеранам Великой Отечественной войны. Квартиру там получил и дед Николая.

— Хорошо помню, как слушал рассказы ветеранов, сидящих на лавочке возле дома, о войне, про встречи с немцами, про обстрелы. Многие из них родились в конце XIX века, и на тот момент им было по 80-90 лет, — поделился замдиректора областного архива. — Были и семейные пары, в которых оба воевали. Много среди тех ветеранов было инвалидов: у кого-то не было рук, у кого-то — ног. Но 9 Мая они все выходили с наградами, а мы, дети, организовывали для них концерты, читали стихи. Перед глазами до сих пор эта картина. Может, поэтому я и стал историком.

В следующих материалах мы расскажем о героях Великой Отечественной войны, чьи имена сегодня носят многие улицы в Челябинской области, а также о том, как создавались и устанавливались памятники в честь Победы, бойцов, тружеников тыла.

Поделиться

поделиться:

 

Возврат к списку