Сейчас в Челябинской области практически во всех населенных пунктах стоят мемориалы в память о героях Великой Отечественной войны. Сложно поверить, но сразу после ее окончания в стране, которая ценой миллионов жизней своих граждан не позволила фашистской Германии полностью осуществить жестокий план «Барбаросса», правительство не желало увековечивать героизм участников войны и тыловиков. Почему Сталин отвергал любые предложения об установке памятников, когда в стране и на южноуральской земле стали появляться первые мемориалы, «Губернии» рассказал заместитель директора Объединенного государственного архива Челябинской области Николай Антипин.
https://t.me/chgub
Первые инициативы увековечить память погибших в Великой Отечественной войне прозвучали сразу после ее окончания в 1945 году. С такими предложениями обращались сами фронтовики по всей стране. Звучали они и от южноуральцев. Среди тех, кто активно проявлял инициативу, был первый секретарь Челябинского горкома и обкома партии Николай Патоличев. В 1946 году он направил письмо в правительство с просьбой выделить финансирование, поручить художникам-архитекторам и скульпторам создать памятник танкистам-добровольцам и установить его в Челябинске. Но получил отказ.
Сталин нивелировал роль других
Причин тому, как обратил внимание Николай Антипин, было всего две. Во-первых, страна была разрушена, и считалось, что тратить ресурсы на установку памятников нерационально. Но есть и другая, главная,—личная позиция Сталина. Поэтому в 1946 году вождь народов подписал указ, которым отменил празднование Дня Победы.
— Есть такая наука «История памяти», в которой существует понятие, направленное на работу с прошлым — проведение Дней памяти, присвоение имен героев улицам, площадям, установка памятников, все это нужно, чтобы рассказывать о прошлом, транслировать его образы в настоящем, то есть легитимировать носителей этого образа, — пояснил Николай Антипин. — Но если нет заинтересованности, чтобы конкретные люди получили какой-то вес и влияние в обществе, чтобы их достижения или подвиги были признаны, то и нет смысла обеспечивать их символическим капиталом. Именно поэтому Николаю Семеновичу Патоличеву тогда, в 1946 году, было отказано.
И только спустя 20 лет ситуация резко поменялась. По всей стране массово стали устанавливать памятники, обелиски, мемориалы. Более того, в России зародилась традиция устанавливать их к юбилею Великой Победы: 1965, 1970, 1975 и т.д.
— Именно с 1965 года начался настоящий бум установки памятников, посвященных Великой Отечественной войне, героическим подвигам ее участников, —добавил заместитель директора областного архива. —Видимо, давление со стороны общества копилось. Ведь жертв в той войне было много, но героизм фронтовиков, тружеников тыла до этого оставался неоценен так, как они того заслуживали.
Монументы устанавливали в считанные недели
С этого момента от решения установить памятник до воплощения идеи в жизнь уходили зачастую считанные недели, максимум несколько месяцев. За 1965 год в Челябинской области появились десятки монументов. Среди них было много памятников-реалий, то есть реальных объектов, которые были символами времен войны: танки, самолеты, автомобили, военные орудия. Среди самых известных памятников-реалий Челябинской области — танк ИС-3, который установлен в Тракторозаводском районе Челябинска на Комсомольской площади, самоходная артиллерийская установка «Катюша» у ДК завода имени Колющенко, ЗиС-5 — памятник первому автомобилю «УралАЗ», который выпускался в Миассе. Установить такой монумент было просто, главное — создать постамент и правильно рассчитать угол, под которым будет находиться машина.
— Такие памятники устанавливали быстро, потому что от архитекторов не требовалось никакой художественной деятельности, — обратил внимание Николай Антипин. — Но вот место под памятники выбирали с учетом определенного символизма: центр населенного пункта, места, где раньше располагались церкви, на территориях братских могил или массовых захоронений. Также памятник-реалию могли установить около предприятия, которое выпускало такую продукцию, либо, как в случае с танком ИС-3, рядом со школой. Ведь роль памятника — передавать информацию от старшего поколения к младшему, нести в себе патриотические символы. К тому же Комсомольская площадь — это центр Тракторозаводского района, который внес большой вклад в Победу.
Если требовалось больше времени для разработки и утверждения эскизов, создания самого памятника, на выбранном для него месте устанавливали закладные камни. Именно с закладного камня в середине прошлого столетия началась история создания памятника танкистам-добровольцам. Каким был первоначальный вариант и почему его установка растянулась на десятилетия — памятник открыли только в мае 1975 года — «Губерния» подробно расскажет в одном из следующих материалов.
Наше издание совместно с Объединенным государственным архивом Челябинской области запланировало цикл материалов в честь 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. Мы расскажем о мемориалах, в которых увековечены подвиги наших земляков, о героях, имена которых сегодня носят многие улицы городов, поселков и деревень Челябинской области.
Напомним, о героях своей семьи, которые участвовали в Великой Отечественной, «Губернии» рассказал Николай Антипин. Именно этот материал открыл цикл публикаций.
Поделиться
поделиться: