Министр промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области Михаил Кнауб в эксклюзивном интервью «Губернии» рассказал, что в регионе помимо производственных роботов, уже появляются коммунальные, а также бытовые помощники. Вытеснит ли роботостроение металлургию и машиностроение? Какая еще новая отрасль промышленности получила импульс развития благодаря санкциям? Какое меню мер поддержки разработали для предприятий? Как они заботятся о своей конкурентоспособности и обеспечивают достойные условия труда для сотрудников? Читайте в нашем материале.
https://t.me/chgub
Предприятий стало больше, инвесторам дают гарантии
— Как известно, Челябинская область — промышленный край. Сколько в регионе предприятий? Их количество растет или остается неизменным?
— У нас больше девяти тысяч промышленных предприятий. Если посмотреть динамику за последние три года, то наблюдается прирост, хотя и не кратный, на 2,4 процента или 214 предприятий. Это связано с разными факторами, в основном с санкционной политикой недружественных стран. С уходом иностранных компаний из России у нас освободились рынки, на которые сейчас заходят наши предприятия, в том числе с мерами поддержки. Так, например, у нас развит такой механизм, как специальный инвестиционный контракт. Он, по сути, представляет собой гарантии инвестора в том, что он вкладывает средства и локализует свое производство в конкретном регионе, а государство при этом гарантирует ему неизменность налогового режима на срок до 10 лет и налоговые льготы на прибыль и имущество. Это важно с точки зрения поддержки.
Теперь производим и гнутые стеклопакеты, и погрузчики
— Какие есть конкретные примеры запуска новых производств?
— В 2023 году был подписан контракт с Челябинским заводом строительно-дорожных машин по локализации в Челябинской области производства фронтальных погрузчиков нового поколения грузоподъемностью от 3 до 6,5 тонны. В 2024 году с предприятием «ДСТ-Урал» заключили контракт по производству гусеничных экскаваторов и экскаваторов-погрузчиков. Предприятие Modern Glass с помощью льготных займов ФРП запустило производство сверхбольших архитектурных стеклопакетов до 12 метров. Сейчас здесь осваивают выпуск гнутых стеклопакетов, и это совершенно уникальное производство — во всем мире таких единицы. Можно привести в пример и автозавод «Урал», который сейчас запускает новый сборочный корпус по производству грузовых автомобилей мощностью более 5 тысяч автомобилей в год. В 2024 году самым знаковым был запуск первого в России производства промышленных роботов-манипуляторов.
Роботизация затронет все предприятия
— Да, в последнее время челябинские роботы на слуху. Теперь все предприятия будут активно роботизировать?
— Вообще, у нас действует указ президента по вхождению в топ-25 стран по роботизации. Согласно оценкам экспертов, к 2030 году мы должны произвести и интегрировать порядка 100 тысяч промышленных роботов. То есть каждое предприятие так или иначе столкнется с роботизацией в ближайшие пять лет. Отмечу, кстати, что это касается не только промышленных организаций, но и логистики, сельского хозяйства и других сфер.
— А заводчанам стоит бояться, что их однажды вытеснят промышленные роботы?
— Робот не сможет заменить человека на 100 процентов. Кто-то должен робота внедрить, управлять им, обслуживать его. При этом роботы нужны все-таки на серийное массовое производство, где есть тяжелая и вредная работа, где наблюдается монотонность и повторяемость процессов. Это, например, работа по перемещению какой-то заготовки с одного станка на другой. Человек за такой работой может попросту устать и выгореть, допустить появление брака. А вот на более сложном производстве, где создают единичные товары, требуется именно специалист, и его робот точно не заменит.
Южный Урал — лидер в создании помощников
— Если на Южном Урале открылся первый завод роботов, значит ли это, что наш регион — лидер в сфере создания таких устройств и роботизации?
— Можно с уверенностью говорить, что Челябинская область — лидер по роботизации. У нас предостаточно компетенций. Это не только завод роботов, у нас развита и сервисная робототехника, то есть создание роботов, которые оказывают помощь человеку в быту. Например, научно-производственное объединение «Андроидная техника» в помощь железнодорожникам разработало робота-расцепщика вагонов. «АСФ-Инновации» создает коммунальных роботов — газонокосилки, машины для расчистки территорий от снега, перевозки грузов и прочих. А «ДСТ-Урал» выпускает различную беспилотную гусеничную технику, управлять которой можно почти из любой точки мира, например экскаваторы. Создаем даже роботов для космоса. Уже упомянутая мной «Андроидная техника» ранее разработала теледроида — робота для работы на Международной космической станции.
— Недавно в Челябинской области появился даже Центр промышленной роботизации. Для чего он нужен?
— Центр будет отвечать за внедрение роботов на промышленные предприятия. Мы же понимаем, что одно дело — их произвести, а другое — грамотно интегрировать в технологические процессы. Так вот, специалисты центра будут проводить технологический аудит: консультировать промышленников относительно того, где и какой процесс можно роботизировать, помогать в подборе роботов и создании плана внедрения. Внедрением роботов, кстати, занимаются специальные организации — интеграторы. Сегодня в Челябинской области их восемь, а по России, по разным данным, — от 80 до 100. Сейчас мы создаем реестр таких организаций для наших предприятий, чтобы они знали, куда можно обращаться за помощью. Южноуральские интеграторы, к слову, уже сегодня принимают участие в конгрессно-выставочных мероприятиях, рассказывая о своих компетенциях.
— Роботизация — процесс небыстрый и дорогостоящий. Есть ли в нашем регионе финансовая поддержка в этой части?
— Да, мы запустили отдельную меру поддержки в Фонде развития промышленности Челябинской области, которая касается именно роботизации промышленного производства. Предприятия могут получить льготный заем на приобретение роботов под 2-3 процента годовых.
За консультацией регионы встают в очередь
— Если роботизация касается не только нашего региона, но и всей страны в целом, готова ли Челябинская область делиться своим опытом?
— Наш Центр промышленной роботизации уже выходит за рамки Челябинской области. В этом году, к примеру, к нам приезжала делегация Свердловской области, и они хотели познакомиться с его работой, чтобы понять, что и как мы делаем, какие методики используем. А недавно наша делегация посещала Пермский край, и основной акцент был также сделан на роботизацию. Этой темой интересовались и наши коллеги из Ульяновской и Тульской областей.
Новым производствам не сместить металлургию и машиностроение
— Роботостроение набирает темпы в Челябинской области. А металлургия и машиностроение остаются основными направлениями производства?
— Большую часть промышленного производства Челябинской области занимают именно обрабатывающие производства — на их долю приходится 84 процента всех производств. При этом металлургия занимает 58 процентов, машиностроение — 19. Они были и будут ключевыми направлениями, но это не значит, что такие предприятия не развиваются. В них идет активная цифровизация и автоматизация процессов, и это промышленники воспринимают как острую необходимость, ведь без внедрения современных технологий невозможно быть конкурентоспособным.
Параллельно с базовыми в Челябинской области развиваются и относительно новые для нас отрасли промышленности — это не только роботостроение, но и приборостроение, которое получило импульс развития именно благодаря санкциям. Сегодня у нас большое количество предприятий, которые производят датчики давления, учета жидкости, газа и другие устройства.
Заводчане работают в белых халатах
— Сегодня многие все еще считают работу на заводе тяжелой и вредной. Современные предприятия другие?
— С учетом того, что сегодня в производство внедряются промышленные роботы, на предприятиях внешне и внутренне обстановка меняется кратно. Я и сам проходил когда-то практику на металлургическом предприятии, мне есть с чем сравнить. Предприятие 10-15 лет назад и его современная версия — два разных предприятия. Когда приходишь на какой-нибудь, например, металлургический завод, видишь, что специалисты ходят в белых халатах. Идешь по цеху, а под ногами — паркет. А на территории завода раскинут красивый Сад камней. Чтобы развеять старое представление о предприятиях, у нас в регионе развивается промышленный туризм. Стоит один раз посетить экскурсию, чтобы полностью переосмыслить образ современного предприятия.
Технопарк — стартовый кейс для начинающего бизнеса
— Если говорить о современных веяниях в промышленности, вспоминаются еще и индустриальные парки, технопарки.
— Индустриальный парк, как и технопарк, — это промышленная площадка, к которой подведены необходимые коммуникации: газ, электричество, вода. Там построены производственные помещения, которые можно взять в аренду и запустить свое производство. Ведь часто для промышленников, которые горят идеей что-то производить, препятствием становится именно отсутствие стартовой площадки. По сути, это площадка для оперативного внедрения производства. Кроме того, в качестве стартового бонуса малый и средний бизнес на территории технопарка или индустриального парка может рассчитывать на налоговые льготы на имущество, транспорт и землю на пять налоговых периодов. Навстречу в предоставлении земельного налога идут муниципалитеты, где предприятия открывают свое производство. Впоследствии предприятие, стартовавшее в технопарке, вырастает, у него появляется возможность обрести собственный участок земли и начать строительство. В этом случае им может помочь инструмент поддержки в виде промышленной ипотеки.
— Как появляются технопарки, индустриальные парки? В чем разница? Как много их в нашем регионе?
— Основное отличие в том, что индустриальные парки нацелены на предприятия, занятые исключительно в промышленном производстве, а технопарки рассчитаны на высокотехнологичные компании, внедряющие инновации в производстве продукции. Сегодня у нас 10 индустриальных парков и два технопарка. Открываются такие площадки и с привлечением крупных предприятий. Мы предлагаем им провести инвентаризацию на производстве, чтобы найти свободные площади. Часто пространство высвобождается с внедрением современного оборудования, оптимизации производственных процессов. К примеру, раньше одну деталь могли точить на 10-15 станках, а теперь достаточно два современных. И вот эта высвобождающаяся площадь может стать индустриальным парком. При этом мы приветствуем инициативу предприятия создать у себя индустриальный парк или технопарк.
Льготы, займы и гранты: разработали меню мер поддержки
— Знаю, что в Челябинской области предприятиям помогают не только налоговым послаблением. Какие меры еще пользуются популярностью?
— За последние пять лет региональные минпром и Фонд развития промышленности разработали целое меню мер поддержки — инструменты, которые пригодятся от проектирования продукции до ее выхода в серию и оптимизации производства. Основные меры поддержки у нас реализуются через региональный ФРП — к нему обращается в основном малый и средний бизнес. Крупным предприятиям интереснее работать с федеральным Фондом развития промышленности, где предоставляются займы до двух миллиардов рублей по основным программам финансирования. Но вернемся к региональным мерам поддержки. Большой популярностью в условиях высокой ключевой ставки Центробанка РФ пользуется льготное заемное финансирование под 1 – 5 процентов годовых. Также есть грантовая поддержка, которую мы предоставляем безвозвратно. Например, в течение трех лет фонд может компенсировать до 70 процентов лизинговой надбавки предприятиям, которые приобретают оборудование через лизинговую компанию. Также региональный ФРП предоставляет гранты на компенсацию затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы — этот инструмент был разработан нами в дополнение к федеральному гранту на НИОКРы. Важно отметить, что есть принципиальная разница между заемными средствами и грантовой поддержкой. В первом случае деньги нужно возвращать, вторая мера поддержки — невозвратное финансирование. Но и эти деньги не выдаются авансом, а компенсируются по факту проведенных работ. При этом предприятие берет на себя довольно серьезные обязательства. Также региональный минпром предоставляет субсидии на приобретение нового оборудования и на оплату первого авансового платежа по договорам лизинга.
— Впечатляет. А какой объем поддержки промышленности в Челябинской области запланирован на этот год?
— 900 миллионов рублей. И он существенно вырос за последние пять лет. Еще в 2020 году поддержка была чуть более 300 миллионов рублей.
Предприятиям помогли сэкономить миллиарды рублей
— Кстати, предприятиям еще хорошо помогал нацпроект «Производительность труда» — они могли оптимизировать производство и увеличить прибыль. Теперь он официально завершен?
— Нацпроект «Производительность труда» закончился в 2024 году, но в 2025 году возродился в статусе федерального проекта с таким же названием и вошел в новый нацпроект «Эффективная и конкурентная экономика». Напомню, что «Производительность труда» предполагает оптимизацию процессов на предприятии через консультацию с экспертами и внедрение бережливых технологий. В течение пяти прошлых лет реализацией нацпроекта «Производительность труда» занимался наш Региональный центр компетенций, созданный на базе челябинского ФРП, и дважды за последнее время он становился лучшим РЦК в стране. Скажу, что на старте было непросто: предприятия воспринимали предложение оптимизировать процессы скептически, не верили и отмахивались от помощи экспертов. Однако через убеждение и конкретные примеры удалось показать, что «Производительность труда» дает положительный эффект. За шесть лет к участию в нацпроекте присоединился 171 участник. Предприятиям удалось снизить время производства в среднем на 34,7 процента, уменьшить незавершенное производство на 33,5 процента, увеличить выработку на 28,2 процента. И, что не менее важно, согласно недавнему опросу, практически 100 процентов предприятий довольны и результатами работы наших экспертов, и самим процессом сотрудничества. А экономический эффект от роста производительности на них, по подсчетам челябинского Регионального центра компетенций, составляет уже более двух миллиардов рублей.
Теперь мы продолжим работать с предприятиями в части оптимизации производственных процессов уже по федеральному проекту «Производительность труда». Чтобы присоединиться к нему, нужно оставить заявку на IT-платформе производительность.рф. А помогать нам, к слову, будут бывшие скептики, которые когда-то в него не верили, а теперь готовы активно консультировать коллег и обмениваться опытом. Наша задача — наращивать количество участников, включить к 2030 году в федеральный проект не менее 40 процентов средних и крупных предприятий. Также из новшеств: мы планируем наладить взаимодействие Регионального центра компетенций и Центра промышленной роботизации. То есть сразу после оптимизации процессов на производстве будут консультировать насчет внедрения роботов.
— Нередко во время поездок нашей делегации за рубеж мы слышим о возможном открытии в Челябинской области иностранного производства. А на каких условиях они заходят в регион?
— Сотрудничество с зарубежными странами всегда двустороннее. Где-то наши предприятия заинтересованы в локализации производства в другой стране, а иностранцев привлекают наши возможности. В прошлом году ездили, например, в Китай. Было заключено соглашение одного из наших предприятий о совместном с Китаем запуске литейного производства чугунной шапки для изоляторов. Это будет производство в Южноуральске. Также к нам приезжали делегации из Узбекистана, они тоже были заинтересованы. Подчеркну, что все наши налоговые льготы и меры поддержки предусмотрены для предприятий, которые зарегистрированы в Челябинской области и стоят здесь на налоговом учете.
Несколько поводов для гордости: промышленные успехи Челябинской области
1. Южный Урал очень богат природными ресурсами. В топ-5 самых добываемых у нас входят строительный камень, облицовочный камень, строительный песок, песчано-гравийные материалы и кирпичная глина.
2. Челябинская область регулярно появляется в рейтингах лучших. Так, например, недавно Минпромторг РФ опубликовал очередные данные. По числу индустриальных парков Южный Урал занимает четвертое место по России, а по количеству промышленных технопарков — девятую строчку в общероссийском рейтинге.
— Также Минпромторг РФ проводит ежегодный рейтинг оценки эффективности органов власти в сфере промышленности. По итогам 2023 года мы заняли седьмое место, а итоги 2024 будут озвучены на международной промышленной выставке «Иннопром» в Екатеринбурге. В рейтинге регионы оцениваются в общем с точки зрения развития промышленности — это не только технопарки, но и развитые кластеры, внешнеэкономическая деятельность, проведение конгрессно-выставочных мероприятий, показатели экономического роста, показатель межведомственного взаимодействия и другое, — уточняет Михаил Кнауб.
«Отдыхаю, когда делаю уроки с детьми», «Нахожу время для волейбола», «Я привязан к родному краю»: Михаил Кнауб ответил на личные вопросы о хобби и предпочтениях
— Вы окончили ЮУрГУ по направлению «Металлургия». С чем был связан такой выбор? Вы всегда видели себя в промышленности?
— Металлургия — это базовая отрасль Челябинской области. Про нее говорят всегда, говорят много. И сфера промышленности меня увлекала, поэтому выбор был очевиден.
— Вы — коренной челябинец, живете и работаете в родном регионе. Всегда хотели развиваться именно здесь?
— Я здесь родился, вырос, привязан к родному краю. Даже если бы поступило предложение отправиться работать в другой регион, я бы его не рассматривал.
— Кто на вас повлиял в плане профессионального становления?
— Мне довелось поработать в разных министерствах Челябинской области, у меня были разные руководители, и каждый из них внес частичку в мое профессиональное становление.
— Как отмечаете праздники? В кругу близких или далеко от дома?
— Всегда в кругу близких. У меня три дочки, я всегда с семьей, с супругой. Но это в том случае, если нет командировок, а вообще, всегда стараюсь быть дома.
— Лучший отдых — это…
— Опять же с семьей. Ты просто переключаешься, когда занимаешься домашними делами, — делаешь уроки с детьми, например. Это и есть для меня лучший отдых.
— У вас есть какое-нибудь хобби?
— Волейбол, когда есть время. Я всегда был в спорте и стараюсь от него сильно не отрываться. У нас даже есть волейбольные команды региональных минпрома и Фонда развития промышленности. Каждый вторник устраиваем тренировки, нередко проводим и матчи.
— Любимое место в Челябинске?
— Парк Гагарина. Наш прекрасный городской бор.
Поделиться
поделиться: