Четверг, 13 Ноября 2025

Челябинский политолог предложил добавить в курс «Основы российской государственности» краеведческий компонент

17.10.2025 Корреспондент: Ирина Яббарова Фото: Людмила Ковалева, архив «Южноуральской панорамы»

Курс «Основы российской государственности» ввели в образовательную программу в прошлом году. Главная его задача — сформировать у молодых россиян определенную систему знаний и ценностей, чувство патриотизма и гражданственности. По словам представителя Агентства политических и экономических коммуникаций в Челябинской области, преподавателя РАНХиГС Андрея Лаврова, большинство преподавателей к образовательному курсу отнеслось положительно, понимая, что его цели не просто актуальны, а необходимы современной молодежи. Свою оценку образовательному курсу спустя год после его введения дали участники «Экспертного клуба Челябинской области».
https://t.me/chgub

Образовательный курс разрабатывали так, чтобы, изучая его, студенты могли понять историю России в ее непрерывном цивилизационном измерении, осознать ее наиболее значимые особенности, принципы и актуальные ориентиры. Авторы курса убеждены, что молодежь активно должна участвовать в формировании и совершенствовании политического уклада своей Родины, принимать и разделять ответственность за происходящее в стране, осознавать значимость своего гражданского участия и перспективы своей самореализации в общественно-политической жизни.

Как курс «Основы российской государственности» на самом деле отразился на формировании мировоззрения молодежи, что нужно сделать, чтобы его изучение стало эффективнее, — в этих вопросах попытались разобраться участники «Экспертного клуба Челябинской области».

Анализируя эффект от внедрения курса «Основы российской государственности» в образовательную программу вузов, представитель АПЭК в Челябинской области Андрей Лавров согласился с тем, что его изучение действительно помогает воспитать духовно-нравственные и патриотические основы личности. Однако это в целом относится к роли педагога. Но если с государственно-исторической точки зрения курс полезен, поскольку повышает уровень понимания и осмысления российской истории, то с пониманием и осмыслением прошлого страны, ее традиций есть определенные трудности.

— Прежде всего это касается советского периода, — обратил внимание Андрей Лавров. — В общем студенты историю представляют, но не могут представить, чем 20-е годы ХХ века отличались от 30-х, а 30-е от 50-х. И единственное, что может здесь помочь, — это литература, искусство и, прежде всего, кинематограф. Они не знают тех фильмов, которые сформировали их бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек, которые побеждали в Великой войне и восстанавливали страну после страшных событий ХХ столетия.

Многое в преподавании этого курса, по мнению Андрея Лаврова, зависит от самого педагога. И каждый преподаватель так или иначе привносит в него что-то свое. При этом эксперт считает, что в курсе не хватает краеведческого момента.

— Мы, например, смотрим и обсуждаем со студентами проект «Пещера», которые создали журналисты холдинга «Гранада Пресс», — добавил Андрей Лавров. — Мои студенты посмотрели все серии, уже готовы ехать в эти пещеры. Вот на основе такого и возникает настоящий патриотизм. Потому что если я не люблю свою Челябинскую область, я не смогу по-настоящему любить Родину.

Сейчас, по мнению эксперта, важно сделать все, чтобы образовательный курс «Основы государства и права» не скатился к формализму. И это тоже задача педагога.

Если студенты РАНХиГС, изучая курс, смотрят на парах краеведческие фильмы, то студенты ЮУрГУ ходят в музеи и на выставки. Поскольку, как убежден эксперт Общественной палаты Челябинской области, старший преподаватель Южно-Уральского госуниверситета Максим Двойненко, курс будет интересным только в случае его интерактивности и вариативности. Так молодые люди смогут лучше понять Россию и ее специфику, а также региональную особенность.

— У курса нет цели провести в сознании молодежи четкую границу между «хорошими» и «плохими» обществами, — акцентировал внимание эксперт. — Вместе со студентами мы стремимся ответить на вопрос, какие мы есть в разных сферах социальной жизни, что для нас важно, в чем наши сильные общественные черты, которые помогают преодолевать различные вызовы. На занятиях студенты вместе с преподавателями активно обсуждают проблемные вопросы, участвуют в дебатах, проводят мозговой штурм, готовят доклады и стремятся прийти к консенсусу.

С тем, что такой курс должен основываться на интерактивном взаимодействии с молодежью, уверен заместитель директора Объединенного государственного архива Челябинской области Николай Антипин. Однако он убежден, что пока какие-либо выводы делать рано.

— Эффект от большинства нововведений в сфере образования невозможно измерить моментально, результаты будут видны через десятилетия, — прокомментировал Николай Антипин. — Пока идет формирование системы гражданско-патриотического воспитания как в средней школе, так и в университетах. Важно понимать, что студенты в вуз приходят с определенным опытом, сформированным в школе.

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
20:40 В Никольской роще Челябинска могут построить летний кинотеатр и площадку для собак

Также есть предложения оборудовать в Никольской роще лыжероллерную трассу и даже специальную зону для живущих здесь белок. К слову, площадь зеленой территории — около 44 – 45 гектаров, и находится она границе Тракторозаводского и Калининского районов Челябинска. Здесь любят гулять жители близлежащих домов. Горожане неоднократно отмечали, что было бы неплохо, если бы Никольскую рощу облагородили, сделали ее комфортнее и безопаснее.
https://t.me/chgub

19:40 За два побега из воинской части магнитогорца приговорили к семи годам колонии

Военнослужащий из Магнитогорска стал фигурантом уголовного дела по части 3.1 и 5 статьи 337 УК РФ («Самовольное оставление части или места службы»). 4 июня этого года ефрейтор без уважительной причины не вернулся из командировки в воинскую часть, которая находится в Самарской области. Оказалось, что молодой человек отправился в Магнитогорск.
https://t.me/chgub

18:49 Проект метеодрона челябинского школьника вышел в финал всероссийского конкурса

Разработка челябинского школьника вошла в десятку лучших всероссийского конкурса «Я – конструктор будущего». За выход в финал боролись 160 проектов юных конструкторов. По словам ученика челябинской школы № 56, воспитанника детского технопарка «Кванториум» Никиты Голубицкого, метеодрон может автономно подниматься на высоту до десяти километров, снимать показания и передавать их в виде графиков.
https://t.me/chgub

Возврат к списку