Пятница, 29 Марта 2024

Нужно знать законы и уметь отстаивать свои интересы

17.03.2010 Корреспондент: Октябрьская

Действительно, стойкие морозы уже порядком всем поднадоели. Холода не дают ни малейшей передышки.  Вроде только поднимется на несколько делений столбик термометра, глянь – на следующий день опять «падает» вниз. Низкие температуры  нынче держатся упрямо и настойчиво.

Именно в такой вот неблагоприятный период, когда морозы приводят к промерзанию грунта, а это в свою очередь провоцирует всевозможные аварии на водопроводных и теплотрассах, и начинаются настоящие мытарства. Причем, как у коммунальной службы, специалисты которой в это время буквально нарасхват, так и у населения или конкретно у тех, кому так «крупно не повезло». Еще бы! Когда на дворе за тридцать градусов, тут даже маломальские бытовые проблемы вырастают до немыслимых размеров. Что уж говорить о свалившихся на чью-то бедную голову серьезных авариях, которые без сомнения приравниваются к катаклизмам.

Крик помощи или глас вопиющего в пустыне..

Когда в редакции районной газеты раздался телефонный звонок с криком о помощи, мы, конечно же, выехали к человеку, который отдавал себе отчет в том, что журналистский десант здесь горю не поможет. Цель здесь преследовалась иная: привлечь внимание к проблеме, которую сам житель разрешить не в состоянии.
Проблема заключалась в следующем: в частном доме  в восемь часов утра, почти в тридцатиградусный мороз, произошел порыв водопроводной трубы. В доме находился только одиннадцатилетний  ребенок, мама в это время была уже на работе. Узнав о случившемся, хозяйка дома бросилась домой, где застала картину, заставившую ее буквально оцепенеть от неожиданности. Посередине кухни выросший вдруг фонтан хлестал, заливая  все и вся. Растерявшаяся женщина пыталась сообразить, что же делать, за что хвататься. Лихорадочно набирая номер коммунальной службы, она думала только об одном: быстрее бы кончился этот кошмар.
Коммунальщики жалобу зафиксировали, приняли, так сказать, к сведению. Но до десяти утра на пороге дома никто из коммунальных работников не объявился. Потому сигналы «SOS» были также отправлены в районную службу МЧС и соответственно в «районку».
Ликвидировать внезапно образовавшуюся течь не представлялось возможным. Почти два часа беззащитная женщина вела борьбу с потопом. Ведрами, бачками выносила воду во двор, где вскоре образовался ледовый каток. Мороз грозил и само жилище «одеть» в ледяной корсет.
Но мир не без добрых людей, на выручку пришли коллеги по работе. Руководитель предприятия, где трудится женщина, прислал электриков-мужчин, чтобы они хотя бы перекрыли воду.
Вот такая, казалось бы, банальная ситуация. Но это только на первый взгляд. Ведь для того, чтобы разобраться в ней понадобилось немало времени. К тому же пришлось в свой адрес услышать и такое: «Вам, журналистам, лишь бы факты жареные! Нечего из мухи слона делать!»
Не могу согласиться с этим. В данном случае преследую совсем иную цель. Каждый человек, рядовой абонент, потребитель воды должен знать ответы на такие жизненно-важные вопросы: что делать в случае возникшей аварии? В чью, так сказать, компетенцию входит ее устранение? На кого можно рассчитывать в данном случае?

Коммунальщики за все в ответе!?

Первым делом, само собой, отправляюсь в МУП «Октябрьский Жилкомсервис». Именно это предприятие обслуживает водопроводную сеть райцентра, а это порядка сорока пяти домов. Но выясняется, что в данном конкретном случае, порыв водопроводной трубы произошел в частном доме, который не входит в поле зрения, вернее обслуживания коммунальной службы. Но как заверил главный инженер, все заявки принимаются, и по мере возможности специалисты выезжают для устранения ЧП. Другое дело, что нынешние морозы с легкостью рвут и без того ветхие трубы, в том числе и в домах частного сектора. В день, бывает,  доходит до четырех-пяти вызовов (читай порывов). И неудивительно, что работники коммунальной службы не могут поспеть везде и всюду.
«Проблема в том, - продолжает специалист, - что нынешней суровой зимой грунт промерз почти на два метра. И порывы, а также замерзание отдельных участков водопроводной линии – не редкость. Если устранить порыв еще можно, то отогреть замерзший участок водовода – очень сложно, так как определить, в каком именно месте произошло замерзание трудно. Часто проблемный участок находится под проезжей частью, где отсутствует снежный покров. Такие случаи уже имели место по ул. Тельмана, Советской и др.  И еще такой нюанс: как угадать, какая именно труба проходит под землей, металлическая или полиэтиленовая?  Ведь при отогревании в первом случае можно добиться успеха, а вот во втором – просто-напросто навредить».
Понятное дело, что к коммунальщикам предъявлять претензии бесполезно. Заявка была принята, зафиксирована. Сиюминутную помощь оказать всем страждущим работники просто не в состоянии. Да ко всему прочему расклад получается такой:  порыв, о котором идет речь, произошел в частном доме, это, так сказать, участок личного водовода, и все затраты, которые повлекут за собой ремонтно-восстановительные работы, должны нести хозяева аварийного участка трубы. Тут приходиться коммунальным работникам поверить на слово. Какой-либо схемы, где разграничены частные и коммунальные водопроводные сети, я так и не увидела. Потому и закрадывалась мысль: быть может, все-таки, ремонт водопроводной трубы уже включен в стоимость потребляемой нами воды? А то когда нужен ремонт, тогда водопровод – это частная собственность, а если нужно завести воду в дом, то без согласования с тем же участком водоканала не обойтись. Да к тому же договор заключать соответствующий. Но все ли предусмотрено в данном документе? Это еще вопрос..
Хотя, что говорить, времена сегодня другие. Так называемые рыночные отношения. И коммунальная служба не в состоянии обслуживать частный сектор за бесплатно, за здорово живешь. Но как быть, если  попавший в беду человек,  готов заплатить за устранение аварии.  В какую конкретно сумму обойдется ему эта услуга?
Вот, что ответил мой собеседник:   «Да, мы определились со стоимостью данных услуг. Один час работы наших специалистов и техники при устранении порыва и отогревания водопроводной трубы согласно калькуляции будет стоить 1 тыс. руб.».
 Тут можно сделать многозначительный вывод: даже если абонент готов выложить тысячу целковых, то гарантии у него в том, что необходимая помощь будет оказана в ближайший час нет никакой. Такой реакции, как, к примеру, в газовой, пожарной и других службах, к сожалению, не последует. Такую службу «скорой помощи» нужно создавать.

О воде поговорили, теперь о тепле..

Невозможно было в разговоре обойти еще одну тему: о теплоснабжении в многоквартирных домах. Бывают случаи, когда от жильцов поступают жалобы по поводу плохо греющих батарей. Хотя  при подготовке к зиме коммунальными работниками отопительная система в доме была промыта.
«Коммунальная служба должна работать в одной связке с районными теплосетями. Ведь все многоэтажные дома «завязаны» в единую отопительную систему, но сами дома относятся к различным ведомствам. А подготовительные работы нужно проводить комплексно. На теплотрассах должны стоять специальные устройства - грязевики. Бывает, что небольшие камешки, попавшие в отопительную систему, приносят большие неприятности.. В некоторых домах требуется замена систем отопления (батарей).
Сегодня проектно-сметная документация на замену инженерных сетей в 22 жилых домах  готова. Но на это нужны немалые средства. Замена сетей в одном доме стоит порядка 1,5 млн. рублей. Это сегодня. Но, как известно, жизнь дорожает, цены на материалы растут. Необходимо привлекать средства.
Выход видится в одном: создании ТСЖ (товарищество собственников жилья). Но жильцы ни в какую не соглашаются на этот вариант. Хотя собирались сходы, проводилась разъяснительная работа. Психологию людей переломить сложно, но разве сами жильцы в состоянии решить все коммунальные проблемы?
А ведь далеко за примерами ходить не надо. Всего два района в области (Октябрьский в том числе)  не работают по данной программе. В других вопросы решаются, проводятся ремонты, улучшается качество обслуживания.
  Жилищный кодекс предоставил новые права собственникам жилых помещений. И большинству жильцов сложно разобраться во всех тонкостях законодательства. Но нужно понять одно: сами жильцы подписывают акт приемки проделанных работ. И только они вправе решать: устраивает их или нет объем, и что немаловажно качество выполненной работы.
Сегодня можно констатировать такой факт: вышеназванная программа будет действовать еще два года.  И жильцы должны не только знать законы, но и уметь отстаивать свои интересы. Решение коммунальных проблем зависит и от них тоже».

Лариса Кламм.

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
12:38 В колонию Магнитогорска с помощью дрона пытались доставить мобильные телефоны

Двоих южноуральцев, у которых при досмотре нашли квадрокоптер и гаджеты, задержали. Выяснилось, что оба раньше были судимы. Сейчас задержанные находятся в полиции.

12:07 С 1 апреля маршрут №125 «Копейск — Челябинск» поменяет схему движения

Также маршрут перейдет на регулируемый тариф. Ежедневно на линию будут выходить 20 автобусов малого класса.

11:18 Пассажир авиарейса Челябинск-Душанбе пытался пронести в самолет электрошокер

Электрошокер обнаружили челябинские таможенники при досмотре багажа. Пассажира задержали.

Возврат к списку