Четверг, 18 Апреля 2024

КАК СДАТЬ «ГОРОД»?

02.09.2014 Корреспондент: 0

Почему практический экзамен на получение водительских прав становится непреодолимой преградой?\
\
К нам в редакцию пришло письмо из Коркино от Светланы СОБОЛЕВОЙ, где она пишет о «драконовских» экзаменах, которые учиняют инспекторы ГИБДД для водителей-новичков. Можно, конечно, списать поднятую проблему на эмоции курсанта-неудачника, но, как говорится, «дыма без огня не бывает». Автор письма четко говорит о том, что по ее мнению, является причиной строгости экзаменаторов. И предлагает пути решения вопроса. Но предоставим слово Светлане.\

Почему практический экзамен на получение водительских прав становится непреодолимой преградой?


К нам в редакцию пришло письмо из Коркино от Светланы СОБОЛЕВОЙ, где она пишет о «драконовских» экзаменах, которые учиняют инспекторы ГИБДД для водителей-новичков. Можно, конечно, списать поднятую проблему на эмоции курсанта-неудачника, но, как говорится, «дыма без огня не бывает». Автор письма четко говорит о том, что по ее мнению, является причиной строгости экзаменаторов. И предлагает пути решения вопроса. Но предоставим слово Светлане.

 


Кто прав: автошкола или ГИБДД?
– Коркинская автошкола РОСТО-ДОСААФ имеет, в сравнении с аналогичными образовательными учреждениями области, самые низкие показатели по прохождению выпускниками испытаний в ГАИ-ГИБДД. Не редки случаи сдачи практических экзаменов по вождению автомобиля в городских условиях по 10 и более раз. Между тем за каждую попытку необходимо заплатить инструктору 500 рублей за пользование учебным автомобилем. В попытке выяснить причины столь суровых испытаний, выпавших на долю начинающих водителей-коркинцев, я обратилась к руководству автошколы и автоинспекции…


– В том, что кандидаты проваливают практический этап экзамена («город») по нескольку раз, вины экзаменаторов ГИБДД нет, – пояснили мне в ГИБДД УВД по Коркинскому муниципальному району. –Причина – низкое качество обучения в автошколе. Большинство кандидатов не имеют даже элементарных навыков вождения. Решать эту проблему должны другие органы и службы, но не ГИБДД… Наша задача допускать к управлению автомобилем только подготовленных лиц. А платить или не платить за экзамен воля ваша!


– Теоретическое обучение проводится по утвержденным программам, – сказали мне представители Коркинской автошколы. – Качество этих программ ни у кого сомнений не вызывает. Для того чтобы обучать вождению всех желающих, привлекаются инструкторы в статусе индивидуальных предпринимателей с личными автомобилями. Школьных автомобилей не хватает для обучения всех желающих. Отношения курсантов и инструкторов-предпринимателей должны регулироваться гражданско-правовым договором. Форму такого договора мы раздали всем инструкторам, но заключаются ли они с обучающимися, мы не отслеживаем. Ответственности за качество подготовки инструкторы действительно  не несут. К сожалению, процент курсантов, сдавших экзамен в ГИБДД с первой попытки, очень низкий. Лучший среди наших инструкторов результат  по итогам 2013 года – 30 процентов, у кого-то показатель вообще равен нулю. Многие наши выпускники сдают экзамены по 8-10 раз. Проблему мы видим в избыточной строгости экзаменаторов ГИБДД. Следует понимать, что мы несем ответственность за качество обучения до сдачи внутришкольного экзамена. После вручения свидетельства об окончании автошколы мы не отслеживаем ситуацию и не регулируем отношения «курсант – инструктор», финансовые в том числе...

Кому провал, кому доход
Налицо открытое противостояние: обе стороны (ГИБДД и автошкола) твердо и решительно отстаивают свои интересы. Но почему они оказались противоположными? Ведь цель одна – обеспечить приемлемую подготовку водителей. Второй вопрос: почему никто не отвечает за то, чтобы все услуги оформлялись бы законным образом? Люди за каждую попытку сдать экзамен покорно отдают по 500 рулей. Иногда за то, что пару минут посидел в машине, не успев даже тронуться. Факт оплаты документально никак не подтверждается.  Автошкола имеет свои автомобили, но по каким-то причинам они для сдачи экзаменов не предоставляются.


Логично было бы не отдавать все на откуп инструкторам-предпринимателям, которые по определению заинтересованы, прежде всего, в получении дохода, а заключать договоры со слушателями на весь объем подготовки, и теоретической и практической. А в обеспечение своих обязательств автошкола уже сама должна привлекать индивидуальных предпринимателей с личными автомобилями. И сама заключать с ними договоры. Оплата за вождение должна взиматься через кассу  с выдачей квитанций, которые желающие могут предъявлять в налоговую инспекцию для предоставления вычета. И тогда на выпускные экзамены в ГИБДД предоставлять транспорт будет школа, а чье это авто: самого учебного учреждения или «дяди Васи», будет уже не важно. Сейчас же складывается впечатление, что инструктор  заинтересован в «провале» кандидата, потому что появляется возможность заработать еще 500 рублей за 5–10 минут очередной переэкзаменовки.

Обучать совместно
Работникам автоинспекции хочется пожелать больше внимания уделять самому процессу подготовки будущих автолюбителей. Будет замечательно, если инспектор будет посещать занятия и давать разъяснения сложных дорожных ситуаций. И почему бы не проверять качество практических занятий? Тогда наверняка и инструкторы «подтянутся», и для курсантов присутствие инспектора в салоне автомобиля на экзамене не станет нервным потрясением.


Руководству автошколы по силам самим обратиться к оппонентам: «Вас не устраивает качество подготовки? Помогите нам исправиться». И если в действующих  правилах приема экзаменов указано, что транспорт должен предоставляться автошколой, так будьте добры предоставить его, а не прячьтесь за спины «предпринимателей», вылавливающих в мутной воде свой доход.

Постскриптум
К вопросу пользы излишней строгости на экзаменах. В Интернете можно найти статистику дорожно-транспортных происшествий (ДТП), совершенных выпускниками автошкол области с водительским стажем менее двух лет. Показатели города Коркино, прямо сказать, «не блещут»: начинающие водители в нашем городе становятся участниками автоаварий в 2,5 раза чаще, чем в Копейске, хотя этот город крупнее Коркино.

 

 


Артем КРАСНОВ, редактор проекта «Автомобили RUGION»:
– Сама по себе городская часть экзамена в ГИБДД, на мой взгляд, не проверяет в достаточной мере качеств будущего водителя, поэтому строгость, которую демонстрируют автомобильные инспекторы в описанной ситуации, не нужна. Чтобы проверить курсанта как следует, нужно поездить с ним час-другой. И не по стандартным городским маршрутам, а по различным трассам, в том числе за городом. Коль скоро это не практикуется, то я не вижу особого смысла придираться к каким-то мелочам и намеренно запутывать новичка.
Если честно, гораздо эффективнее была бы система, когда начинающему водителю выдаются временные права, и первые год или два он ездит, рискуя потерять их за серьезное нарушение, тем более ДТП. Такой подход используется за границей.
То, что автошколы (а через них, видимо, и инспекторы) заинтересованы «отжать» деньги у кандидата, —  вполне возможная ситуация. Решение вроде бы на поверхности: сделать экзамены бесплатными. Катайся с платными инструкторами, сколько хочешь — это дело твое — а сам экзамен бесплатный. При этом, допустим, его нельзя сдавать чаще, чем один раз в месяц (чтобы не было попыток проскочить наудачу).
В остальном мне сложно судить. Если верить автору, деньги берутся «мимо кассы». Тогда логично было бы привлечь внимание органов финансового контроля.


Олег ПОЛЕНИН, главный специалист отдела лицензирования образовательной деятельности Министерства образования Челябинской области: 
– Тема очень интересная и злободневная. Все описанное встречается практически в каждой территории. Действующая методика приема квалификационных экзаменов, в соответствии с которой работает ГИБДД, допускает, что вождение может приниматься на автомобилях автошколы или автомобилях ГИБДД. Поскольку прием экзамена является государственной услугой, то логично было бы предположить, что ГИБДД должна ее предоставить, т.е. выделить бесплатно учебный автомобиль. Другой вопрос, что государство не обеспечило инспекции достаточным количеством учебных автомобилей, хотя по моим данным в каждом регистрационном экзаменационном подразделении есть хотя бы по одной такой машине.


Автошколы заинтересованы, чтобы вождением занимались частные предприниматели, потому что это снимает с них любую ответственность. К сожалению, законом это не запрещено.


Поступает много информации о том, что инструкторы-частные предприниматели по личной дружбе с инспекторами ГИБДД за определенное количество денежных знаков решают вопрос о повторной сдаче практического экзамена. В ГИБДД ведется статистика только по сдаче экзамена с первого раза, со второго и последующих раза никто не считает. За первое полугодие 2014 года сдача с первого раза по области составляет 39 процентов.

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
13:34 Жители дома в Озерске пожаловались на соседку, которая разводит крыс

По их словам, грызуны путешествуют между этажами, разнося инфекции и уничтожая все на своем пути. Сама же жительница якобы называет своих зверьков мангустами и на жалобы соседей не реагирует.

12:54 В южноуральском селе Париж проведут показ мод на фоне Эйфелевой башни

О планах провести фэшн-мероприятие рассказал губернатор Челябинской области, комментируя развитие креативных индустрий в регионе. По его словам, челябинские дизайнеры заметны не только у нас, но также на федеральном уровне — регулярно занимают места на всероссийских конкурсах.

12:12 В магазинах Челябинской области подешевели огурцы — почти на 30 процентов

Также в продовольственном отделе стоимость снизилась у апельсинов, лимонов, винограда и куриных яиц. Очередную проверку провели эксперты Контрольно-счетной палаты региона.

Возврат к списку