Суббота, 20 Апреля 2024

Дом, где тепло

21.10.2010 Корреспондент: Наша газета

Инициатором поездки в «Дом спасения» стала общественная организация «Пересвет», основной задачей которой является внести посильную лепту в антиалкогольную и антинаркотическую деятельность. Организация действует два года. Тесно сотрудничает с екатеринбургской организацией «Фонд город без наркотиков», сотрудниками силовых структур города, управлением социальной защиты населения, управлением образования, ЦМСЧ-15, а также с неравнодушными снежинцами.

«Шумное застолье, радостнылица только самых близких и родных. Кругом те самые люди, которые всегда поймут, помогут, утешат. Праздник, стол провисает от яств. И нет ни одного чужого человека во всей этой задорной компании – в ней всегда приятно, уютно, комфортно. Можно не заботиться о внешнем виде, не выбирать слов. Можно говорить действительно о том, о чём ты думаешь. Полная свобода эмоций. Вот оно – его величество счастье! Вот она – её высочество дружба! Как быстротечно и неумолимо время, понятно в такие вот минуты – когда от одного предвиденья, что этот праздник будет закончен, уже портится настроение.
 Темная улица, типовая пятиэтажная коробка имени Хрущёва, лавочка у подъезда, тишина,  яркие январские звёзды. Гости разошлись, уже минул час, но живость и сладость воспоминаний о родных лицах не уходит. Закрываешь глаза, и вcплывают в памяти улыбки и слова драгоценных сердцу людей. Клонит в сон, уже невозможно определить, где грезы, а где  реальность.
 Яркий свет, ноги и руки жжёт огонь, но нет ни запаха дыма, ни пламени. Белая постель, бинты по локти и колени. Врачи, что смотрят в глаза, – они существуют на самом деле или это всё сон? Тщетные попытки проснуться не приносят результатов, и всё яснее понимание произнесенного хирургом слова «обморожение». Три мучительных недели ненужного выздоровления, безысходно белые стены палаты. Отреклись дети, исчезли близкие. И куда только делись друзья? Где все те, с кем было так  весело?
 Смерть – подарок, а жизнь – наказание. До скрежета стиснутые зубы, под утро – мокрые насквозь подушки. На каждый ответ приходит ещё по нескольку вопросов, мысли запутаны, смотаны в клубок, и в мозгу маячит одно лишь слово –  «наплевать». Утро приносит больше страдания, чем истекающий пульсирующей болью гной с тех мест, где когда-то были локти и колени. В самых тяжёлых жизненных ситуациях, всегда вспоминаешь о Небе, а тут не ситуация – тут яма с рассыпавшимися иллюзиями, имена которых – жизнь, верность, дружба. И, как на зло, в соседней палате кто-то ведёт рассказ о Милосердном и очень Добром Боге, который хочет дать нам рай и изобилие на этой земле, осыпать нас золотом, и прочими «шмотками», обогатить любовью, успехом, счастьем, а главное –  здоровьем. Была когда-то в розовом детстве  вера в Бога – не так чтобы очень, но всё же. А теперь спорят эмоции и разум. Первые кричат: «Твой Бог садист», а последний возражает: «Он есть, есть Его великие дела – Святой Огонь в Иерусалиме на Пасху, исцеления больных, пророки в монастырях. И есть Его испытания – НЕ СПЕШИ ПЛЕВАТЬ В НЕБО, жизнь всего лишь путь у каждого свой». Но вера тает с каждым стуком опостылевшего сердца.
 Выписка  из больницы не приносит радости – ползти некуда. Врачи выкатывают на инвалидной коляске к ближайшей трансформаторной будке, на прохладную улицу, накрывают одеялом, дают разовый паёк и уходят. Толпы людей, тысячи мимо проходящих ног. Сотни светящихся окон – и ни одно не светит тебе…»
Это – рассказ человека сегодня проживающего самостоятельно и вполне благополучно. Он прошел реабилитацию в кыштымском «Доме спасения». Здесь помогают алкоголикам и наркозависимым, отвергнутым обществом людям.
На счету Центра не один десяток людей, которые после прохождения программы реабилитации либо остались работать здесь, либо с помощью сотрудников утроились работать, обрели жилье и восстановили утраченные документы. Многие сотрудники «Дома Спасения» сами прошли программу реабилитации, и на собственном опыте убедились, что, казалось бы, невозможное – возможно.
Администрация Кыштыма безвозмездно передала в пользование Центру старое здание школы и установила щадящие тарифы на коммунальные услуги. Большая часть расходов лежит на плечах самих реабилитантов, которые трудятся на городских объектах и посильных взносах родственников (до 12 тысяч в год). Помощь деньгами и вещами оказывается общественными и религиозными организациями. Также неравнодушные  люди приносят сюда белье, одежду, и постельные принадлежности.
Здание Центра двухэтажное, частично отремонтированное, при входе дежурный. Курить строго запрещено, и это правило неукоснительно выполняют не только реабилитанты, но и сотрудники Центра. Пищеблок, душевые, прачечная, спортивный зал с оставшимися школьными тренажерами, зал на сто посадочных мест, где проходят беседы и семинары. В отремонтированных помещениях в разных отсеках небогато, но вполне комфортно проживают мужчины и женщины от 20-ти до 80-ти лет. На окнах шторы, на потолке люстры, общие шкафы для вещей, телевизоры, цветы на подоконниках, тумбочки у кроватей, Библия с закладками и пометками, в общем все необходимое для жизни.
«У каждого в этой жизни свой путь, и мы его проходим по-разному, ибо несём на себе разные меры тягот. То, что одному даётся с великим трудом, для иного – отрытая дверь, – говорит Игорь, координатор программы, переходя из комнаты в комнату. –  И вся наша жизнь – дорога, которая имеет конец, и за этой чертой каждый будет отвечать за себя. Перенесший с честью и достоинством все невзгоды и потрясения, не потерявший Веру, Любовь и Надежду, не ставший равнодушным к бедам других будет и награду иметь от Всевышнего намного большую, чем тот, кто верил, но ничего не делал».
Оказывая помощь страждущим, сотрудники Центра спасают не только их, но и себя. Пути-дороги у всех них были разные, но волею случая пересеклись здесь. Одни пришли сюда самостоятельно, других привезли родственники, третьих доставили сотрудники «Дома Спасения».
В отдельной комнате проживает симпатичная 23-летняя Оксана. Год назад она, упав с 4-го этажа, получила травму позвоночника, и теперь ни встать,  ни сесть самостоятельно не может. Сюда девушка поступила в очень тяжелом состоянии, с пролежнями и истощенная. Родители отказались от этой обузы – своей дочери, не следили за ней, не подходили по  2-3 дня. В Кыштыме у нее мама, сестра с ребенком, брат и отчим, проживающие рядом с Центром в двухкомнатной неблагоустроенной квартире, но им не до нее. Об этом Центре Оксана знала давно, а когда случилось несчастье и дома не оставалось уже никаких надежд на выживание, попросила оформить ее сюда. Здесь ей оказывают санитарно-гигиеническую и медицинскую помощь, проводят консультации с врачами, над кроватью сделали перекладину, на которой она подтягивается. Она читает книги, смотрит телевизор, вяжет на спицах, а в экстренных случаях вызывает по сотовому телефону на помощь дежурного.  Надеется на лучшее…
В просторной комнате обосновались лица без определенного места жительства. Есть местные, есть и из дальних уголков России.
Евгений, лет 50-ти, из Саратовской области, месяц назад приехал в Челябинск устраиваться на работу. Там его избили и отобрали документы. Из близких – престарелая мама, которой сейчас из Центра отправлен запрос для восстановления документов сына. О Центре Евгений узнал в челябинской церкви  и на электричке добрался до Кыштыма. Здесь ему предложили бесплатно пройти годовую  реабилитационную программу. В настоящее время не работает по причине нетрудоспособности из-за нанесенных ему побоев.
Вячеслав, местный, до пенсионного возраста еще не дотянул, но  выглядит стариком. Жил недалеко от этого места в собственном доме, но запил, остался без дома, без работы и документов, с отмороженными ногами. О себе говорит, что много не пил, а лишь выпивал. «Здесь мне Бог помогает. Здесь меня спасли, я теперь по улицам не шатаюсь. В такой ситуации как у меня, в городе находится много людей», – подвел итог встречи каштымец.
Анатолий, возраст около 60 лет, практически безумен. О том, что он лежит и замерзает в  собственном доме, сообщили соседи еще прошлой зимой. Его жена о нем не вспоминает, так как сама где-то бомжует. Здесь же, некоторое время жил его сын, но ушел, стал снова пить и умер, отравившись суррогатом.
Эх, судьбы человеческие… С трудоспособным мужским населением «Дома Спасения» встретиться в этот раз не удалось, день был рабочий.
На женской половине – женщины от 18 до 80 лет. История Нины Григорьевны из Озерска грустная: уснула на улице в нетрезвом состоянии, в результате – обморожение и отнятая до колена нога. Живет здесь 4 года. У нее свой огороженный стульями и инвалидной коляской уголок, в который она никого не допускает. На кровати – рукоделие: спицы, нитки. Обслуживает она себя сама, при необходимости ее доставляют на консультации в больницу или вызывают врачей на место. Поговорить с ней не удалось, после попыток это сделать, она начинала плакать. «После перенесенного инсульта, у нее проблемы с психикой. У нее есть 2 дочери, которые раз в месяц ее навещают», – пояснила дежурная.
Здесь же, лицом к стене,  лежат старушки, которые общаться явно не расположены. Грустно видеть такую старость…
На первом этаж пищеблок, здесь хозяйничают более десяти симпатичных девушек. Одна из них, жизнерадостная 27- летняя Надежда месяц назад сама пришла в Центр и сразу же приступила к работе на кухне. Она – зависимая от наркотиков. По ее оценке в городе с этим очень большая проблема, но немногие готовы прийти сюда самостоятельно, одни – боятся состояния ломки, другие – просто из-за упрямства. Реабилитацию девушка проходит второй раз, первый раз была в Асбесте 7 лет назад, но сорвалась. Надеется, что после прохождения здесь программы реабилитации у нее, даст Бог, в жизни все наладится.
Длительное пребывание в Центре – добровольное, поэтому есть случаи, когда люди уходят из Центра через 2-3 месяца пребывания, но вскоре возвращается обратно. После прохождения годовой программы сотрудники Центра по мере сил отслеживают дальнейшую судьбу бывших реабилитантов.
«Шаги и ступени реабилитации нужно пройти по убеждению сердца, иначе результата не будет», – считают наставники реабилитантов.
Мы приехали сюда сопровождать жителя Снежинска. А началось все со звонка его матери, которая двадцать лет страдает от запоев своего сына, его алкогольной агрессии. Пытаясь его спасти, она не по одному кругу обошла все городские структуры. Но принудительное лечение в России отменено, ЛТП закрыты, вытрезвители эту категорию граждан принимать устали, административные штрафы, а их целый список, и коммунальные услуги оплатить нечем, на работу алкоголиков не принимают, да они и сами не очень стремятся...
Обессиленная физически, морально и материально мать получала реальную помощь от знакомой иеговистки (душевные беседы, помощь по дому) и регулярно навещавшего их участкового, который помог ее сыну принять решение на прохождение курса реабилитации.
 «Выход есть! – считает Игорь, координатор программы. – Десятки людей звонят сюда, просят «снять с иглы» их детей и внуков, забрать из трущоб спившихся неизвестных им бедолаг, и мы едем и забираем. Принимаем сюда всех, кто попал в трудную жизненную ситуацию, независимо от возраста, пола, места жительства, наличия документов и медицинских показаний. После пребывания в Центре люди  находят силы жить дальше. Многие бывшие реабилитанты благодарны «Дому спасения» за то, что вновь стали нормальными людьми и стараются помогать Центру и людям, у которых сейчас есть проблема».

Галина Кочанова

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
17:00 Челябинцы спасли сову, напуганную стаей ворон

Вороны загнали длиннохвостую неясыть в угол дома. Несмотря на то, что никаких ранений на птице не было, она не смогла сопротивляться атаковавшим ее воронам.

15:00 Три района Челябинской области ввели режим повышенной готовности

Соответствующие постановления из-за высокой пожарной опасности подписали главы Еткульского, Красноармейского и Кунашакского районов

14:30 В Челябинской области инспекторы ГИБДД будут по ночам ловить мотоциклистов

Байкеров будут штрафовать за нарушение закона о тишине

Возврат к списку