Сбор урожаев с полей Челябинской области практически завершен. Зерновых культур осталось собрать менее двух процентов. Овощи уже все на складах. О том, насколько удачен был этот год, о проблемах и достижениях южноуральских сельскохозяйственных предприятий мы решили пообщаться с главным агрономом Ассоциации южноуральских предприятий по выращиванию овощей, заслуженным агрономом России Лидией Смирновой.
Сбор урожаев с полей Челябинской области практически завершен. Зерновых культур осталось собрать менее двух процентов. Овощи уже все на складах. О том, насколько удачен был этот год, о проблемах и достижениях южноуральских сельскохозяйственных предприятий мы решили пообщаться с главным агрономом Ассоциации южноуральских предприятий по выращиванию овощей, заслуженным агрономом России Лидией Смирновой.
– Лидия Михайловна, предлагаю в начале беседы озвучить цифры. Насколько успешно или неуспешно завершился сельскохозяйственный год для нашей области?
– Урожай в этом году очень хороший. В прошлом году все хозяйства области собрали почти 33 тысячи тонн овощей. И в этом году цифра у нас такая же. А вот, картофеля в этом году собрали немного больше: 102 тыс. тонны (в прошлом сезоне – 96 тысяч тонн).
Большую роль сыграла сухая погода в сентябре и октябре. Она позволила собрать практически все. В прошлом году ситуация сложилась гораздо драматичнее. 12 октября выпал снег, который уже не сходил. Большая часть урожая осталась на полях и замерзла.
По зерновым ситуация тоже хорошая. В среднем с гектара собирают 13,4 центнера. Собрано порядка 1 миллиона 700 тысяч тонн. Для сравнения: в 2014 году не дотянули даже до миллиона тонн.
Кроме того, хорошая погода позволила подготовить почву под урожай следующего года. В том году мы этого не успели сделать – а это тоже пагубно сказывается на урожае.
– Хватает ли области своих овощей и если хватает – пойдет ли что-то в другие регионы?
– Будем есть все свое. Картофелем и овощами мы всегда сами снабжали свою область. И из других регионов практически ничего никогда не завозилось.
Поставляем кое-что и соседям. К примеру, в Казахстане на первом месте стоит производство зерна, овощеводством занимаются слабо. Поэтому картофель, морковь, свеклу и другие культуры они покупают у нас. Оренбуржцы в засушливые годы тоже за овощами едут к нам.
Свердловская область традиционно сама себя снабжает овощами. Но в этом году у них шли постоянные дожди, а потому качество того же картофеля ниже нашего. И храниться он будет плохо.
– У южноуральских производителей есть, где хранить урожай?
– В том-то и беда. Сегодня на селе научились выращивать овощи и картофель. Но у многих нет хороших хранилищ, где урожай сможет перезимовать. Отдельные предприятия, такие как наши южноуральские «Ильинка», «Красноармейское» решают эти вопросы. А потому имеют возможность реализовывать овощи практически круглый год. Это значит, что деньги в эти хозяйства поступают все время и равномерно. Но большинство сельхозпроизводителей, чтобы не потерять урожай вынуждены «сбрасывать» его по низким ценам в начале осени. А потом весь год «затягивать пояса».
– Практически весь год остается «модной» тема международных санкций…
– На нас не сказались санкции ни по овощам, ни по картофелю. Можно сказать даже, что Европа проиграли от своих санкций. У них в этом году страшная засуха была. И они вынуждены были у нас запросить овощи. В этом плане нам повезло с этими санкциями.
Но есть фактор, который делает наши успехи не столь окрыляющими. Дело в том, что покупатель всегда смотрит на качество самих плодов. А лучшее качество у гибридов. Создание гибридов – это особый селекционный процесс, который позволяет в итоге дать хороший качественный урожай. А тот, кто занимается сортовыми культурами, получает худшее качество овощей.
–Но создание гибридов никак не связано с генной модификацией?
– Нет, это совсем другое…
– И какую проблему создают нам эти гибриды?
– Вся беда в том, что сегодня мы полностью зависим по гибридным семенам от импорта: закупаем их в Голландии, Германии, Франции. И тот факт, что мы «сидим» на «семенной игле» очень негативно сказывается на нашей экономике. Уже сейчас цены на семена выросли в 2-2,5 раза по сравнению с весной этого года. В Европе знают, что у нас выхода нет, мы все равно будем вынуждены покупать семена у них.
– И как же случилось такое?
– Наше семеноводство в стране, которое существовало еще в СССР, полностью разрушено. Это знают в Москве, но восстановить систему очень сложно. У нас все семена овощей выращивались на Кавказе. Сейчас там все это разрушено войнами и социальными катаклизмами. Много семян выращивали в Киргизии.
Сейчас начались работы по восстановлению, но на это надо лет двадцать. Семена требуют много солнца. И производство надо организовывать не у нас в стране, а за рубежом: в Италии, Южной Америке. Те же голландцы поступают точно так же. У них климат еще хуже нашего – там постоянные дожди. И свои плантации они размещают за пределами страны. Выращивают все там, а готовые семена привозят к себе на завод, очищают, калибруют, красят, упаковывают и продают по всему миру.
– Раскажите, чем занимается ваша ассоциация «Овощи»?
– Мы объединяем сельскохозяйственные предприятия области, которые выращивают овощи и картофель. Собираем руководителей для обмена опытом, рассказываем о новых технологиях, удобрениях, семенах, даем какие-то рекомендации по тому, какие культуры лучше выращивать, подводим итоги и т. д. Сегодня, мы единственная ассоциация в стране, которая вплотную работает с директорами сельхозпредприятий.
Поделиться
поделиться:
По доступности ипотечного жилья наша область заняла третье место, уступив лидерство более северным территориям Уральского округа — Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округах. По данным аналитиков, более 18 процентов южноуральских семей могут купить квартиру в ипотеку по рыночной процентной ставке. Доступность ипотечного кредитования проанализировали эксперты «ГлавИндекса».
Кроме того, надзорное ведомство будет контролировать расследование уголовного дела, которое возбудило областное Следственное управление СК России
Несмотря на то, что в природе самки этих птиц самостоятельно редко высиживают яйца, молодая мама в городском зоопарке с самого начала окружила будущих малышей заботой. Она просидела на яйцах положенный срок.