Вторник, 23 Апреля 2024

Абхазия – удел Бога

18.11.2009 Корреспондент: Горняцкая

Как живётся в черноморском золотом крае?\

Как живётся в черноморском золотом крае?
Абхазия  –  удел  Бога
Путевые заметки
Светлана МЕЖЕВИЧ
Желание посетить абхазскую землю преследовало давно. Какая она сегодня? Земляки, регулярно посещающие этот край, убеждали: красота неописуемая, отдых волшебный… Кстати, в Абхазии всегда можно было отдохнуть дешевле, чем в других живописных местечках побережья Чёрного моря.

Информация
к размышлению
Гечрипш, Цандрипш, Гагра, Пицунда, Мюссера, Лыхны, Гудаута, Арсаул, Новый Афон, Эшера, Сухум, Гульрипш, Аранда, Очамчира, Илор… Первозданная природа здесь настолько величественна и роскошна, что сравнение с земным раем не кажется преувеличением. По количеству солнечных дней – 220 в году – край соперничает с курортами Крыма и французской Ривьеры. Абхаз-ский воздух – целебный коктейль, отвечающий за долголетие. Про него так и говорят: «Хоть ножом на куски режь и на хлеб мажь…»  Итак, море, субтропическая растительность, уникальный климат, обилие солнца.
Вся эта прелесть несколько меркнет, когда, проехав двое с половиной суток на поезде и 40-50 минут в страшных пробках (идёт грандиозное строительство олимпийского объекта –адлеровского участка автодороги) до границы с Абхазией, встаёшь на этой самой границе в часовое (кому как повезёт) ожидание, чтобы пройти паспортный контроль. Сначала – на российской стороне. Потом – два пеших километра  в сторону заветной Абхазии. Решаем остановиться в Гагре – на дальнейший путь нет уже сил. Сравнить местных таксистов с назойливыми летними мухами – не сказать ничего. Даже абхазский таможенник, вскинув характерно вверх указательный палец, не выдерживает: «Слушай, п-а-д-а-жди, а! Дай мне свои дела сделать, п-а-том свои делай, а!»

«Клянусь мамой!»
Курорт Гагра – один из самых ярких цветков в абхазском букете. Рука истории вплела в летопись Гагры имя принца Ольденбургского, основателя здешнего курорта. Это он построил вдоль берега дворец и водолечебницу, виллы и особняки, перенёс из Швейцарии гостиницу и ресторан «Гагрипш» – оригинальное здание деревянной архитектуры с часами на фронтоне, проложил дорогу к «Альпийской Гагре», заложил примор-ский парк…
У местной крупной остановки «Континент» – огромного супермаркета, окружённого пальмами, атакуют местные: «Квартира нужна? 300 с человека…» Следую мимо них, надеясь на «железную» договорённость о суточной таксе вдвое дешевле. Протащившись ещё пешком километра полтора, слышим от хозяйки-абхазки: «Двести пятьдесят с человека. У меня все живут по триста в сутки, клянусь мамой!»
Ладно, деваться некуда, надо быстрее бросить багаж и поздороваться с морем. Такого чистого и лазурного, как в Абхазии, нет нигде. На обратном пути стучимся в другие двери – узнать, какая цена здесь. Тоже 250 рублей, даже торговаться не хотят.
Уже пробыв на море неделю, от соседей по дому узнали, что они жили по 200 рублей в день. Поэтому, когда на курорте клянутся самым святым, можно посомневаться…

Сожжённая библиотека

Отголоски страшной войны 90-х видны повсюду – при въезде в Гагру, на набережной, разбитой  местами довольно основательно. Пустующие чёрные дома, санатории без окон и дверей, заброшенные парки. Знаменитая колоннада в Старой Гагре на фоне моря утрачивает былую прелесть – колонны потрескались.  Местные жители объясняют:  денег на реконструкцию в бюджете государства нет.
Пробыв в Абхазии две недели, убеждаюсь: нет не только свободных бюджетных денег, но и рьяного желания молодёжи трудиться. Самая работоспособная часть населения в основном занята на рынках, по содержанию местных акъяфурт и апацх (чебуречных и кафе).
– Да, на нашу абхазскую пенсию не прожить, – как-то в один из вечеров хозяйка дома, 52-летняя Фируза особо разоткровенничалась. – Она – всего двести рублей. Как жить? Мы получаем российскую – 2500 рублей, ну вот ещё жильё сдаём…
– Фира, а как вы сегодня относитесь к грузинам?
Брови моей хозяйки гневно взмывают вверх:
– Вражда будет долго! Как смогли поднять руку? Моего прощения не будет, клянусь покойным мальчиком!..
Повисает тяжёлая пауза. Я понимаю, что на той войне Фируза потеряла самое дорогое…
– Когда в город уже зашли танки, я оставалась: надо было хлеб для наших переправлять. Иду, на меня дуло грузинского танка: «Есть в Гагре абхазские женщины?» Я закутывалась платком до глаз, будто  старуха. Показываю жестами: «Нет никого…» Танк аж гусеницами асфальт взрыл… По колёсам автобуса, на котором мы бежать хотели, снайпер очередь выпустил… Сегодня я жива, а мальчика моего нет, он семнадцатилетним на войну ушёл. Помню, как нас, пленных, обменивали на мосту: я шла по нему, а души у меня уже не было…
Фира рассказала, какую богатейшую библиотеку она собирала по всему Советскому Союзу. «Покупала редкие книги и в Ленинграде, и в Риге. Так вот, обстрел в городе был такой, что вся библиотека сгорела. Что библиотека? Горели люди…»

Богов удел 
– А вы знаете, кто скупил вот это побережье? – смахнув слёзы, показывает Фируза на за-стывший высотный кран у моря. – Лужков. Будет строить здесь свою спортбазу. А хозяйка супермаркета «Континент» – его жена…
– Фира, устраивает ли вас политика вашего президента Багапша?
– Как сказать… Вот прежний наш, Арзинба, даже на войну сам пошёл… Он столько для страны сделал! Сегодня слышим лишь одно: денег нет ни на что. Но все мы знаем, что одно только озеро Рица с его экскурсиями оправдывает львиную долю затрат… Край-то ведь – золотой! Знаете старую притчу: «Бог делил землю. И когда все наделы были розданы, пришёл маленький худенький абхаз. Бог спросил: «Почему опоздал?» «Голодного гостя потчевал…» И тогда Бог отдал ему свой краешек земли – Абхазию…» У нас даже деревья есть, которые по заветам сама Богородица садила. Мы в войну их не рубили – грех. Собирали щепки где придётся, даже в море, чтобы протопить жилища.
– Фира, мы смотрели по ТВ, как вы праздновали объявленную в прошлом году независимость.
– Ой, что ты! Море людей, кругом музыка, ни одну машину не пропускали, чтобы лезгинку не станцевали. Радовались, как дети! Ведь мы тоже имеем право на свой выбор.
…Уже в вагоне обратно один из подсевших в Адлере «зайцев» спросил:
– Из Абхазии? Не стреляют по вечерам? Я в Пицунде родился, всё там знаю. Сегодня оружие есть в каждом абхазском доме…
…Цитрусы, инжир, гранаты, горный мёд, фейхоа, изумительное море… Но когда  показались свои «горы» – коркин-ский отвал – и въезд в родную Тимофеевку, подумалось: лучше этого ничего нет. У каждого – свой удел…

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
13:51 Политолог Мельников: «Форум креативных индустрий в Челябинске, — пример нацеленности региона на опережающее развитие»

«Российская креативная неделя» не нова для центральной части России, а вот на Урале пройдет впервые, и примет его именно Челябинская область уже завтра, 24 апреля. Ожидается более 150 экспертов, включая представителей крупнейших компаний в сфере креативных индустрий. Проведение такого форума в Челябинске южноуральский политолог Александр Мельников называет «импульсом для появления новых креативных проектов».

13:31 В Миассе отремонтируют 11 дорог и модернизируют 22 остановочных пункта

Финансирование выделено по программе «Развитие дорожного хозяйства и транспортной доступности в Челябинской области». Подрядчики, которые приведут в порядок дороги, уже определились.

13:06 Работники культуры и организаторы мероприятий на Южном Урале зарабатывают больше 60 тысяч рублей в месяц

Их зарплата за год выросла практически на 17 процентов, причем самый существенный прирост в зарплате ощущают специалисты Усть-Катава, Челябинска, Миасса, Ашинского, Аргаяшского и Карталинского районов.

Возврат к списку