Четверг, 25 Апреля 2024

Эх, путь-дорожка фронтовая!

07.05.2011 Корреспондент: Искра

Город Коркино до 1942 года относился к Еткульскому району. Отсюда уходили защищать Родину новобранцы, сюда возвращались те, кто выжил в страшной войне. В разных родах войск служили наши земляки. Мой рассказ о военных водителях.

Эх, путь-дорожка фронтовая!

Город Коркино до 1942 года относился к Еткульскому району. Отсюда уходили защищать Родину новобранцы, сюда возвращались те, кто выжил в страшной войне. В разных родах войск служили наши земляки. Мой рассказ о военных водителях.

Если посмотреть возраст водителей, призывающихся в ряды РККА с 1941 по 1945 год, то можно увидеть, что на фронт уходили мужчины всех возрастов.  Самым старшим из них был Петр Петрович Пивоваров, 1900 года рождения (уроженец Саратовской области), призван в 1941 из Еткульского района, служил шофером в артиллерии. Петр Иванович Соколов, 1907 года рождения (уроженец с. Еткуль), когда началась война, ему было 34 года, он был женат, растил четверых детей, призван в 1941 году.

   Судя по воспоминаниям ветеранов, все они до войны окончили курсы водителей, работали шоферами в городах, деревнях нашей Родины. Но когда началась война, их призвали одними из первых, т.к. они имели нужную военную специальность. Многие уезжали на службу вместе со своими машинами: транспорт был необходим фронту.

  В воинских документах бывших военных водителей записано: воинское звание: шофер. Редко записано: водитель. Но служили наши шоферы и водители в самых различных частях и выполняли самую разную службу: Николай Васильевич Дрюков обслуживал аэродром, Александр Иванович Шумаков - танковый полк, Федор Федорович Шютц служил в инженерном батальоне, Николай Григорьевич Терин - в истребительном полку, Павел Матвеевич Блинков - в авиачасти, Прокопий Петрович Падерин, Александр Ефимович Скутин - в медсанбате.

  Конечно, водители вспоминали о своих  фронтовых машинах, которые помогали им выполнять солдатский долг. Автопарк Красной Армии был разнообразен, здесь была как русская техника, так и техника союзников: англичан и американцев. Это были американские тракторы, форды, студебеккеры, роджи, английские битфорды (руль с правой стороны). Водители, служившие на этих машинах, давали им высокую оценку за надежность, прочность.

   Среди русских машин использовались марки: ЗИС-5, ЗИС-6, ГАЗ-2АА, ГАЗ-3А (это были трехосные полуторки, на которых стояли зенитные орудия), ЗИС-42 (это были машины на гусеничном ходу, их скорость была всего 20 км/час, ими перемещали пушки).

  Трудно назвать фронт, где ни воевали бы наши водители-земляки. В начале войны отступали от границы почти до Москвы и Сталинграда, а потом с боями дошли до Берлина. Уральские водители сражались на всех фронтах, многие из них за участие в боях за Москву награждены медалью «За оборону Москвы».

 

Вспомним, как все начиналось…

22июня 1941 года началась война, а 23 июня от маленькой станции Еманжелинка ушел первый эшелон с добровольцами, среди них было 18 водителей. Они ехали со своими машинами. Машины были новые, всего по 3-4 тысячи пробега, полуторки ГАЗ ЗАА. Вот фамилии некоторых водителей: Алексей Петрович Захаров, Василий Михайлович Захаров, Платон Иванович Семикашев, братья Федор Иванович и Андрей Иванович Помыткины, Филипп Петрович Попов.

    Везли их быстро, 29 июня уже были в Москве, где их сразу зачислили в 537 автобатальон. В первую же ночь были подняты по тревоге. Солдаты не были даже обмундированы. Приказ - доставить этиловый спирт для самолетов в Минск. Но Минск уже был занят немцами, и водителям  приказано ехать в Смоленск.

    Ехали колонной, в каждой кабине сидел солдат с ружьем, а у водителей не было даже оружия, не успели получить. Ехали ночью, торопились, один из водителей, когда ехали через мост, задремал, машина вместе с бочками упала в реку с моста. Только разгрузились в Смоленске, началась бомбежка. Дорога была забита исковерканными машинами, убитыми людьми. Колонна вернулась в Москву, и тогда водителей обмундировали.

    Опять был получен приказ - везти авиационный бензин в Смоленск. Из двух колонн одна везла бензин, другая - боеприпасы. Немецкие самолеты  бомбили беспрерывно, в тыл к русским немцы забрасывали свои десанты. Рейс был напряженным. Смоленск был взят немцами, прорвавшими оборону  Красной Армии. 40 машин батальона оказались в окружении. Немцы захватили переправу, а у водителей не было даже винтовок. Под г. Ярцево колонну накрыла немецкая авиация. Василий Михайлович Захаров рассказывал: «Я выскочил из машины, метрах в шести была песочная яма, едва успел добежать до нее, как раздался взрыв. Я упал в эту яму, а когда очухался, увидел, что моя машина стояла на дисках, бочки в кузове рвались и горели. Сзади была машина с боеприпасами, огонь с моей машины перекинулся на нее, начали рваться боеприпасы. Когда самолеты улетели, водители, кто остался жив, начали выбираться отовсюду».

 Захаров Алексей Петрович родился в 1909 году в поселке Тимофеевка в крестьянской семье. Работал, учился, получил водительские права в 1931 году. Потом работал на автобазе. 23 июня 1941 года был призван в ряды РККА. Воевал в составе гвардейской 31 бригады, 537 отдельного автобальона. Возил снаряды и продукты на фронт, обратно - раненых. Трижды попадал в окружение, но всякий раз возвращался. С боями дошел до Кенигсберга, 9 мая 1945 года встретил на берегу Балтийского моря. Машину, на которой прошел войну, оставил в Польше.

 После войны работал  шофером на коркинской автобазе. Потом его пригласили работать водителем-инструктором в ПУ№33.

 За боевые заслуги был награжден орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны, медалями «За отвагу», «За оборону Москвы», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией».

Всего у Алексея Петровича было 14 боевых наград и 12 благодарностей от Сталина.

Степан Александрович Печеркин родился в 1918 году в д. Еманжелинка Еткульского района. В 1938 году был призван в Красную Армию. Служил мотористом на катере в Советской Гавани. 22 июня 1941 года был направлен на ст. Галицино под Москву. Получил машину ЗИС-42 на гусеничном ходу, скорость у нее была 20 км в час, на ней таскал зенитную пушку. Воевал под Сталинградом в войсках К. Рокоссовского, потом в Карпатах. В армии К. Рокоссовского было много уральских добровольцев. За доблестное участие в боях Сталин хвалил уральцев.

  С.А. Печеркин был контужен, подорвался на мине, на 13 метров отлетел от машины. Лечился в госпитале в Ужгороде. Потом воевал на Волховском  фронте. Отчетливо помнит трудную солдатскую жизнь: дождь, холод, кругом вода, в окопе сыро. Но больше всего запомнил голодный блокадный Ленинград. Возил по Ладожскому озеру хлеб в осажденный город, обратно еле живых людей. И все это под бомбежкой. Ладожское озеро запомнилось ему навсегда!

  Был награжден медалями «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За оборону Ленинграда», орденом Отечественной войны.

  Он вернулся с войны инвалидом. В 1946 году устроился на работу мастером по вождению в ОСОАВИАХИМ. Готовил курсантов для службы в армии.

Л. Овчинникова,

п. Бектыш.

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
18:20 Гости стенда Челябинской области на ВДНХ побывают в настоящей уральской тайге

После обновления стенда Челябинской области на международной выставке-форуме «Россия» полюбившиеся многим качели приобрели больший интерактивный эффект. Теперь гости смогут побывать в национальных парках Южного Урала, полюбоваться рассветами в туманном лесу. А в природной фотозоне началось настоящее лето, наполненное солнцем, цветами и красотой лесных полян.

17:30 В Челябинске откроют пункт тестирования участников программы «Время героев»

В России продолжается отбор среди бойцов спецоперации, которые желают поступить на госслужбу. Для оценки их управленческого потенциала в регионах страны открывают специальные пункты дистанционного тестирования. Челябинск не стал исключением. В южноуральской столице пункт дистанционной оценки начнет работать с 15 мая.

19:25 Сразу два челябинских маршрута переведены на регулируемый тариф

Подконтрольными ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» стали маршруты №19 «Чистопольская — Приборостроительная» и №91 «ТК Молния — поселок Градский». Оплачивать проезд теперь в них можно будет транспортными картами, а также предъявлять проездные и использовать пересадочные билеты.

Возврат к списку