Четверг, 21 Октября 2021

Как Иваны стали татарами. Южноуральцу отказывают в праве называться нагайбаком

31.03.2016 Корреспондент: Екатерина Салахова Фото из архива Александра Терякова

Южноуралец никак не может доказать свою принадлежность к одному из коренных малочисленных народов Южного Урала. В редакцию газеты «Губерния» обратился житель Юрюзани Александр Теряков. Вот уже несколько лет он безрезультатно пытается добиться права называться «нагайбаком».

Александр Иванович родился и вырос в селе Фершампенуаз Нагайбакского района. По отцовской линии Теряковы – нагайбаки. Даже фамилия «Теряков» – коренная фамилия нагайбакского малочисленного народа. Она упоминается в историческом справочнике Алексея Маметьева «Нагайбакский район в фактах и цифрах». Все родственники Александра по линии отца носили русские имена – отец Иван, дядя – Михаил, тетя – Клавдия, дед – Георгий Андреевич, бабушка – Агафья Васильевна. На принадлежность Теряковых к коренному народу указывает также то, что их род относился к казачьему сословию.

Александр-Теряков.jpg

Однако в свидетельствах о рождении и самого Александра и его отца Иван значится национальность «татары». Всему виной, говорит Александр, влияние исторической эпохи, в которой пришлось жить его родителям.
– В годы советской власти всех нагайбаков принудительно записывали татарами, государство не считало заслуживающим внимания этот вопрос, действовала установка на укрупнение народов, закрывались нагайбакские школы, печатные издания, претерпела изменения и письменность, – рассказывает Александр Теряков. – Времена сменились, теперь наше общество строит правовое государство, нагайбаки признаны коренным малочисленным народом, казалось бы, они могут свободно осознавать, выражать и исповедовать свою национальную принадлежность, традиции, веру, но бюрократический тормоз, по-прежнему, не дает сделать этого.
Сегодня органы ЗАГС отказывают внести изменения в указание национальности Александра и его отца без постановления суда. По этой причине графа национальность сына Александра – Ивана пустует уже пять лет со дня его рождения. Записывать его русским или татарином отец не хочет, только нагайбаком.

Как рассказали «Губернии» в Госкомитете по делам ЗАГС Челябинской области, действительно ситуация, сложившаяся у нашего читателя, не является основанием для внесения изменений в записи актов гражданского состояния. Единственная возможность исправить положение – обратиться в суд.

«При подаче такого заявления в суд нужно представить письменный мотивированный отказ отдела ЗАГС во внесении исправлений или изменений. Для этого необходимо обратиться в орган ЗАГС по месту жительства или по месту хранения записи акта о рождении с заявлением о внесении исправления или изменения. Госпошлина за подачу заявления о внесении исправления или изменения в актовую запись уплачивается в размере 650 рублей», – отвечает на наш запрос председатель Госкомитета ЗАГС по Челябинской области Людмила Рерих.

Однако, по мнению Александра Терякова, доказывать свою национальность в суде и в других инстанциях – это унижение для нагайбаков.

– Если государственные органы насильно записывали нагайбаков татарами в годы советской власти, то теперь эти государственные органы не вправе требовать доказывать свою национальность в суде, а само государство должно исправлять свои ошибки, – заявляет Александр. – Часть 1 статьи 26 Конституции Российской Федерации дает право безоговорочно каждому определять и указывать свою национальную принадлежность. Считаю налицо факт нарушения моих конституционных прав как представителя коренного малочисленного народа Российской Федерации – равноправного гражданина Российской Федерации.

Откуда корни растут?

Сегодня нагайбаки признаны на официальном уровне, занесены в список малых народов России. И даже среди малочисленных коренных народов южноуральский этнос выделяется своей «особостью». Нагайбаки говорят на диалекте татарского языка, при этом исповедуют православие. Может, именно поэтому среди ученых до сих пор нет единого мнения: кто же такие нагайбаки? Исследователь Ирек Атнагулов в интервью порталу magnitogorsk.rusplt.ru говорит, что сторонники советской теории этносов придерживаются мнения, что нагайбаки – это ветвь в сложной генеалогии татарского этноса. А вот конструктивисты напротив уверены, что нагайбаки – совершенно новый народ. В современное время все же побеждает точка зрения конструктивистов. Сам магнитогорский исследователь совершенно точно уверен, нагайбаки – отдельный народ, прежде всего потому, что ощущает себя таковым. Самосознание в этом вопросе, по мнению ученого, – значимая вещь.

семья-дедушки-Георгия.jpg
Местный исследователь Петр Минеев в своих работах пишет о том, что нагайбаки никогда и не были крещеными татарами, так как приняли христианство в седьмом веке от Византии, когда татар еще не существовало, так как они появились после распада Булгарского каганата и принятие некоторыми его народами ислама. Петра Минеева нет в живых уже несколько лет, но он оставил своим землякам труды о нагайбаках, в Нагайбакском районе его имя знают и уважают.

В метрической книге Михайлово-Архангельской церкви Фершампенаузского поселка Верхнеуральского уезда на 1914 год в списке родившихся значится дед Александра Терякова – Георгий Теряков, а также сведения о его родителях – прадедах нашего героя – оба православные. Однако национальность не указана. Формат дореволюционных метрических книг не предполагал записи подобных сведений. Указывались вероисповедание, сословный статус, место проживания.

И все-таки надо в суд

В аппарате уполномоченного по правам человека в Челябинской области поддержали Александра, но также рекомендовали действовать через суд, посоветовав обратиться туда в порядке особого производства с заявлением об установлении юридического факта принадлежности к коренному малочисленному народу.

– Когда нагайбаки попали в перечень малочисленных коренных народов России, все очень радовались, говорили о самосознании, о том, что необходимо поддерживать малую народность в лице нагайбаков. А на деле получается, что нам не дают определять собственную национальность, – сетует Александр. – Ведь я не один такой, хорошо, сейчас я пойду в суд, а кто-то, например, не имеет возможности этого сделать.

Кстати, удастся ли добиться Александру право называться нагайбаком через суд еще большой вопрос. Ведь по заявлению отдела ЗАГС Нагайбакского района оснований для внесения изменений нет, ведь оба родителя Терякова значатся татарами.

Несмотря на то, что нашего героя уже не в первый раз отправляют в судебные инстанции, он, тем не менее, туда не спешит. Александр Теряков намерен добиться возможным признание сведений, указывающих национальную принадлежность нагайбаков как «татар», неправильными. И на основании этого – разрешения выдавать акт гражданского состояния с указанием национальной принадлежности по желанию заинтересованных лиц.

Мнение эксперта


Андрей Коршунов, адвокат, председатель коллегии адвокатов Челябинской области «Экономическая».

– Никакого нарушения конституционных прав гражданина в этом случае нет.  Есть определенный порядок реализации права указывать и определять свою национальную принадлежность.  Порядок установлен федеральными законами. В данном случае необходимо обращаться в суд с заявлением об установлении факта принадлежности к коренным малочисленным народам, в число которых согласно  Постановлению Правительства РФ от 24.03.2000 г. № 255 входят и нагайбаки.

Нежелание гражданина  обращаться в суд понять можно. Но, в данном случае, как мне кажется, опасения его необоснованны. Суды с пониманием относятся к такого рода заявлениям.

 

Другие материалы рубрики
12:16 Кредитный рейтинг Челябинской области поднялся до уровня АА

Такого результата удалось достичь благодаря развитию финансовой системы региона

10:23 Новыми памятниками природы на Южном Урале станут горы с редкими растениями и древний каньон

В следующем году в Челябинской области появится два новых памятника природы

21:41 Челябинский тракторный завод все же погасит долги за отопление

Администрация завода не ожидала такой жесткой меры от АО «УСТЭК-Челябинск»

Возврат к списку