Уступают ли сельские школы по уровню образования городским? Почему ребят ориентируют на получение среднего специального образования? Кто – физики или лирики – ни при каких условиях не останутся без работы? И что это за загадочный проект ТЕМП, о котором так много говорят? Об этом и многом другом «Губернии» рассказала заместитель министра образования Челябинской области Елена Коузова.
– Елена Александровна, скажите честно: различается ли образование в сельских и городских школах?– Современные школы и современное образование дают равные стартовые возможности для всех. Программы везде одинаковые, это контролируется. Кадры и в городских, и в сельских школах Южного Урала вполне соответствуют предъявляемым требованиям. То есть по внешним, формальным основаниям образование не отличается. Но если говорить о реальной жизни, разница, конечно, есть. В большом городе совсем другие культурно-образовательные ресурсы: библиотеки, театры, музеи, которые существенно влияют и на качество работы педагогов, и на результаты учеников. Все это позволяет расширить, углубить знания. Гораздо сложнее это сделать в небольшом поселке и деревне. Но в наше время эта проблема решаема, сейчас абсолютно во всех школах области есть интернет. И учитель должен обязательно пользоваться интернет-ресурсами.
«Педагогов в селах хватает, но кадры стареют»
– Молодые учителя едут в деревни? Дефицита кадров нет?
– В данный момент учителей-предметников в области хватает. Практикуется совместительство, когда учитель работает в нескольких школах: ездит либо на школьном автобусе, либо муниципалитеты выделяют транспорт. Есть и молодые специалисты. Они возвращаются в свои населенные пункты. Может быть, не так активно, как хотелось бы. Сейчас зарплата сельского педагога вполне экономически способна обеспечить нормальную жизнь. Но кадры, конечно, стареют. Пока еще ситуация более-менее уравновешена: 16 процентов учителей пенсионного возраста и 16 процентов молодых специалистов, но категория тех, кто находится в предпенсионном возрасте, достаточно большая.
– Какие еще проблемы существуют сейчас в сельских школах?
– Многие школьники из небольших населенных пунктов учатся на подвозе. Ребенок вынужден зависеть от расписания транспорта. Права выбора, как у городского школьника, у сельского нет. В небольшом населенном пункте с небольшим количеством учащихся у школ элементарно нет средств на обеспечение необходимых условий. В некоторых случаях муниципалитеты вынуждены закрывать школы. Например, если отрицательная динамика численности населения или детей слишком мало и в будущем ситуация не изменится. Не существует определенных нормативов: школа может работать, даже если в ней всего один ученик, но это по понятным причинам нецелесообразно. У десятиклассника 17 предметов – нужно 17 учителей. Во сколько этот ученик обойдется бюджету? Но каждый раз, когда муниципалитет принимает решение о реорганизации образовательного учреждения, очень долго оцениваются последствия. Ни одну школу в нашей области не закрыли просто так.
– Открываются ли новые школы? Недавно в редакцию пришло письмо от родителей учеников школы № 1 Нязепетровска. Жалуются, что дети учатся в три смены, так как не хватает помещений.
– Там действительно сейчас напряженная ситуация. Из-за недостаточного финансирования работы по расширению ведутся медленно. Но новые образовательные учреждения в области открываются, хотя это очень трудоемкий и дорогостоящий процесс. В прошлом году была сдана бакальская школа. До конца этого года планируем построить школу в Челябинске, в следующем – еще одну в Челябинске и в Сосновском районе

– Каков уровень подготовки к ЕГЭ в сельских школах? Многие ли поступают в вузы?
– ЕГЭ сдают нормально. Часто ребята из очень небольших населенных пунктов побеждают во всероссийских олимпиадах, ЕГЭ сдают на 100 баллов. В институты поступают многие. Но в последнее время очень хороший выбор для живущих в отдаленных населенных пунктах – средние специальные учебные заведения. Техникумы и колледжи существенно модернизировались за последнее время, обновились. Мы сейчас все больше ориентируем на то, чтобы ребята вместе со средним образованием получали еще и специальность, а потом продолжали обучение в вузах. И когда формировался проект ТЕМП, он был нацелен на то, чтобы школьники в первую очередь выбирали профессии, которые актуальны для региона. Не надо забывать, что главный результат образования – это дальнейшее трудоустройство.
– Почему проект ТЕМП ориентирован именно на технические специальности?
– Мы делали акцент на определенные предметы не потому, что по ним низкое качество знаний. У нас очень высокие результаты по физике, химии, информатике. Нам нужно, чтобы эти предметы выбирали как можно больше школьников и пробовали себя в наукоемких производствах, на закрытых территориях, бывших военных предприятиях. Наша цель – замотивировать, и у нас это получается. Мы не ожидали такого результата. За два года на пять процентов выросло количество поступающих на технические специальности.
Из почты «Губернии»
В редакцию газеты «Губерния» обратилась Надежда Бородина из Еманжелинска с просьбой опубликовать письмо ее одноклассника – академика Анатолия Парфенова, которое он прислал из Лондона. Недавно полоцкой школе, в которой они учились, исполнилось 50 лет. Приехать на встречу выпускников Анатолий Парфенов не смог, но отправил поздравление учителям по почте.
«За весь ваш большой подвижнический труд наш низкий поклон, дорогие педагоги! Большинство из выпуска закончили вузы и с честью и достоинством работают во благо России. Обладая званиями академиков, профессоров, докторов наук, мы сами давно стали учителями и так же, как и вы, с достоинством несем этот нелегкий крест. Заложенное вами стремление постоянного обучения и познания нового мы несем и по сей день. Американцы гордятся культом денег. Мы гордимся тем, что и в сельской глубинке мы получили и получаем великолепное образование, которое становится базой обучения как в университетах, институтах, академиях Москвы, Санкт- Петербурга, Челябинска, Уфы, Екатеринбурга, так и в Оксфорде и Гарварде! Выступая с докладами перед мировыми корифеями науки и практики, читая лекции студентам в России и за рубежом, участвуя в международных конгрессах в Лондоне, Осло, Нью-Йорке, Токио, Париже, всегда с гордостью несешь знамя полоцкой средней школы – нашей жизненной альма-матер! Наш выпуск 1969 года желает учителям полоцкой средней школы одаренных учеников, которые прославят ваш многогранный и многолетний труд! Анатолий Парфенов».
Поделиться
поделиться:
Последние события — результаты выборов в Румынии, на которых внезапно победил проевропейский политик, — продемонстрировали крах принципов демократии в Европе. Скандал разгорелся на фоне заявлений основателя мессенджера «Телеграм» Павла Дурова, который сообщил, что некоторые западные чиновники на время выборов просили его «заглушить» голоса консервативно настроенных партий. Вопреки этому конституционный суд Румынии не усмотрел в этом внешнего вмешательства в выборы. Челябинские эксперты отмечают: сегодня власть в Европе сконцентрирована в руках глобалистов, национальные интересы отдельных народов их не интересуют, ведь все их внимание поглощено подготовке «крестового похода» против России.
https://t.me/chgub
https://t.me/expertchel
Мемориальная доска с изображениями двух погибших героев специальной военной операции появилась на стене Челябинского юридического колледжа. Участники боевых действий на Украине Ждан Ватутин и Кирилл Пономарев окончили этот колледж в 2021 году, оба планировали пойти учиться дальше и получить высшее образование, однако перед этим отправились на срочную службу в армию, где приняли решение заключить контракт и встать на защиту Родины, приняв участие в СВО.
https://t.me/chgub
https://t.me/vecherchel
Соответствующую задачу по активной роботизации предприятий машиностроительной отрасли поставил промышленникам губернатор Алексей Текслер на расширенном заседании региональных отделений Российского союза промышленников и предпринимателей в Миассе.
— Самый серьезный вызов на многие годы вперед — это кадровый вопрос. Поэтому без промышленной роботизации нам не обойтись, и сфера машиностроения — главная, где роботы должны внедряться. Обращаюсь к вам, коллеги, ваш приоритет сегодня — работа над роботизацией, автоматизацией машиностроительных предприятий, — акцентировал глава региона.
https://t.me/chgub