Четверг, 18 Апреля 2024

Елена Коузова: «Выпускников ждут на наукоемких и закрытых предприятиях Южного Урала»

12.04.2016 Корреспондент: Дарья Нестерова

Уступают ли сельские школы по уровню образования городским? Почему ребят ориентируют на получение среднего специального образования? Кто – физики или лирики – ни при каких условиях не останутся без работы? И что это за загадочный проект ТЕМП, о котором так много говорят? Об этом и многом другом «Губернии» рассказала заместитель министра образования Челябинской области Елена Коузова.

– Елена Александровна, скажите честно: различается ли образование в сельских и городских школах?

– Современные школы и современное образование дают равные стартовые возможности для всех. Программы везде одинаковые, это контролируется. Кадры и в городских, и в сельских школах Южного Урала вполне соответствуют предъявляемым требованиям. То есть по внешним, формальным основаниям образование не отличается. Но если говорить о реальной жизни, разница, конечно, есть. В большом городе совсем другие культурно-образовательные ресурсы: библиотеки, театры, музеи, которые существенно влияют и на качество работы педагогов, и на результаты учеников. Все это позволяет расширить, углубить знания. Гораздо сложнее это сделать в небольшом поселке и деревне. Но в наше время эта проблема решаема, сейчас абсолютно во всех школах области есть интернет. И учитель должен обязательно пользоваться интернет-ресурсами.

«Педагогов в селах хватает, но кадры стареют»

– Молодые учителя едут в деревни? Дефицита кадров нет?

– В данный момент учителей-предметников в области хватает. Практикуется совместительство, когда учитель работает в нескольких школах: ездит либо на школьном автобусе, либо муниципалитеты выделяют транспорт. Есть и молодые специалисты. Они возвращаются в свои населенные пункты. Может быть, не так активно, как хотелось бы. Сейчас зарплата сельского педагога вполне экономически способна обеспечить нормальную жизнь. Но кадры, конечно, стареют. Пока еще ситуация более-менее уравновешена: 16 процентов учителей пенсионного возраста и 16 процентов молодых специалистов, но категория тех, кто находится в предпенсионном возрасте, достаточно большая.

– Какие еще проблемы существуют сейчас в сельских школах?

– Многие школьники из небольших населенных пунктов учатся на подвозе. Ребенок вынужден зависеть от расписания транспорта. Права выбора, как у городского школьника, у сельского нет. В небольшом населенном пункте с небольшим количеством учащихся у школ элементарно нет средств на обеспечение необходимых условий. В некоторых случаях муниципалитеты вынуждены закрывать школы. Например, если отрицательная динамика численности населения или детей слишком мало и в будущем ситуация не изменится. Не существует определенных нормативов: школа может работать, даже если в ней всего один ученик, но это по понятным причинам нецелесообразно. У десятиклассника 17 предметов – нужно 17 учителей. Во сколько этот ученик обойдется бюджету? Но каждый раз, когда муниципалитет принимает решение о реорганизации образовательного учреждения, очень долго оцениваются последствия. Ни одну школу в нашей области не закрыли просто так.

– Открываются ли новые школы? Недавно в редакцию пришло письмо от родителей учеников школы № 1 Нязепетровска. Жалуются, что дети учатся в три смены, так как не хватает помещений.

– Там действительно сейчас напряженная ситуация. Из-за недостаточного финансирования работы по расширению ведутся медленно. Но новые образовательные учреждения в области открываются, хотя это очень трудоемкий и дорогостоящий процесс. В прошлом году была сдана бакальская школа. До конца этого года планируем построить школу в Челябинске, в следующем – еще одну в Челябинске и в Сосновском районе

ezrt65kn.jpg«Сначала техникум – затем вуз!

– Каков уровень подготовки к ЕГЭ в сельских школах? Многие ли поступают в вузы?

– ЕГЭ сдают нормально. Часто ребята из очень небольших населенных пунктов побеждают во всероссийских олимпиадах, ЕГЭ сдают на 100 баллов. В институты поступают многие. Но в последнее время очень хороший выбор для живущих в отдаленных населенных пунктах – средние специальные учебные заведения. Техникумы и колледжи существенно модернизировались за последнее время, обновились. Мы сейчас все больше ориентируем на то, чтобы ребята вместе со средним образованием получали еще и специальность, а потом продолжали обучение в вузах. И когда формировался проект ТЕМП, он был нацелен на то, чтобы школьники в первую очередь выбирали профессии, которые актуальны для региона. Не надо забывать, что главный результат образования – это дальнейшее трудоустройство.

– Почему проект ТЕМП ориентирован именно на технические специальности?

– Мы делали акцент на определенные предметы не потому, что по ним низкое качество знаний. У нас очень высокие результаты по физике, химии, информатике. Нам нужно, чтобы эти предметы выбирали как можно больше школьников и пробовали себя в наукоемких производствах, на закрытых территориях, бывших военных предприятиях. Наша цель – замотивировать, и у нас это получается. Мы не ожидали такого результата. За два года на пять процентов выросло количество поступающих на технические специальности.

Из почты «Губернии»

В редакцию газеты «Губерния» обратилась Надежда Бородина из Еманжелинска с просьбой опубликовать письмо ее одноклассника – академика Анатолия Парфенова, которое он прислал из Лондона. Недавно полоцкой школе, в которой они учились, исполнилось 50 лет. Приехать на встречу выпускников Анатолий Парфенов не смог, но отправил поздравление учителям по почте.

«За весь ваш большой подвижнический труд наш низкий поклон, дорогие педагоги! Большинство из выпуска закончили вузы и с честью и достоинством работают во благо России. Обладая званиями академиков, профессоров, докторов наук, мы сами давно стали учителями и так же, как и вы, с достоинством несем этот нелегкий крест. Заложенное вами стремление постоянного обучения и познания нового мы несем и по сей день. Американцы гордятся культом денег. Мы гордимся тем, что и в сельской глубинке мы получили и получаем великолепное образование, которое становится базой обучения как в университетах, институтах, академиях Москвы, Санкт- Петербурга, Челябинска, Уфы, Екатеринбурга, так и в Оксфорде и Гарварде! Выступая с докладами перед мировыми корифеями науки и практики, читая лекции студентам в России и за рубежом, участвуя в международных конгрессах в Лондоне, Осло, Нью-Йорке, Токио, Париже, всегда с гордостью несешь знамя полоцкой средней школы – нашей жизненной альма-матер! Наш выпуск 1969 года желает учителям полоцкой средней школы одаренных учеников, которые прославят ваш многогранный и многолетний труд! Анатолий Парфенов».

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
16:55 Малыши Нагайбакского района будут учиться кататься на коньках с помощью тренажера-пингвина

Новый инвентарь для физкультурно-оздоровительного комплекса и спортшколы муниципалитета закупили по программе «Развитие физической культуры и спорта в Челябинской области». Кроме тренажеров-пингвинов, с помощью которых дети учатся стоять на коньках, приобретен инвентарь для плавания, беговая дорожка, наборы для мини-футбола, хоккейные игровые ворота, клюшки и многое другое.

15:46 Двух мужчин в Пласте подозревают в стрельбе по людям из охотничьего карабина

По версии следствия, между группой людей произошел конфликт, в результате которого два молодых парня получили огнестрельные ранения — один из них скончался, а другому оказывается помощь. У подозреваемых изъято оружие, проводится опрос свидетелей.

15:18 Режим ЧС из-за паводка сохраняется только в одном районе Челябинской области

Это Чебаркульский район. Также в двух муниципалитетах — в Коркино и Уйском районе — действует режим повышенной готовности.

Возврат к списку