Пятница, 13 Декабря 2024

Как оживают эпохи

30.07.2009 Корреспондент: Горняцкая

Его кредо: «Работа – это любовь. Творчество – страсть»\

Его кредо: «Работа – это любовь. Творчество – страсть»
Как  оживают  эпохи
Земляки
Светлана МЕЖЕВИЧ
Врач-гинеколог высшей категории, заслуженный работник культуры Российской Федерации, единственный в Коркино обладатель федеральной памятной медали «Патриот России», режиссёр десятков масштабных праздников, руководитель молодёжного театра «Проспект  Горняков», художник по костюмам, собаковод-эксперт. Догадаться о герое публикации не составит труда – его в городе знают все.
Недавно в городском выставочном зале прошла презентация сценических костюмов Евгения Евгеньевича Разудалова. Встреча состоялась по многочисленным просьбам горожан и инициативе  управления культуры, совета женщин и клуба «Горожанка».

Явление князя
На стендах – десятки платьев, камзолов, кафтанов, кокошников, сарафанов. Зрители не могут глаз от них отвести, некоторые, осмелившись, осторожно перебирают в пальцах цветные подолы. Признаюсь, и я не удержалась от такого «греха»: оказывается, вельвет  может быть таким «историческим»! Рядом с костюмами – десятки графических эскизов, красочный фотоархив, хранящий мгновения побед коркинских талантов. Все они – в нарядах от Евгения Евгеньевича.
Встречу открыла администратор городского выставочного зала Л.С. Горячева. Затем слово взяла активистка клуба «Горожанка», специалист центральной библиотеки Н.А. Егорова. Она приготовила вопросы для «именинника».
– Чтобы аудитория поняла феномен Разудалова, уместно привести поэтическую строку ещё одного знаменитого земляка, Александра Кердана, «Вначале была мама». Вы согласны?
– Мама за каждым моим достижением. Она была музыкантом, поэтому в моём детстве было много песен, ритмики, танцев. Меня воспитывал отчим, а мама рассказывала, что родной отец очень хорошо рисовал. Видимо, в этом соединении на генном уровне произошёл первый шаг к творчеству. Но честно: я никогда себя не считал профессионалом, поэтому мне сегодня очень приятно… Мама пела в хоре Мариинского театра в Ленинграде. В 1957 году в Челябинске открылся театр оперы и балета,  она возила меня на спектакли. Зима, огромный паровоз с чёрным дымом из трубы, потом грохочущий трамвай на пути в сказку. Открытие театра было обозначено премьерой гениального произведения Бородина «Князь Игорь». Помню своё потрясённое состояние от декораций, костюмов, а по пути мама пропела мне все ведущие арии. Уже в зрелые годы «заразился» культурной жизнью в коркинском дворце. Пришёл однажды, слышу: кто-то каблуками дробит. Это была руководитель танцевального коллектива Татьяна Перевозкина, тогда ещё Судова, и её воспитанники. С тех пор, вот уже три десятка лет мы с этим коллективом  вместе.
Моя мама была главным критиком и судьёй. Не всегда ведь поиски шли успешно. Научил скрупулёзности и выбор профессии: тоже, кстати, по совету мамы. С удовольствием вижу сегодня на встрече мою любимую операционную сестру Нину Георгиевну Попову, с которой мы отработали больше тридцати лет. Благороднее миссии врача нет, убеждала мама. Наверное. Есть женщины, которым я спас жизнь. Есть дети, которые появились на свет потому, что их родителей вылечил от бесплодия. Есть ученики.
«Задача –
зрителя обмануть»
– Ткани – больной вопрос. Обычно с чем приходится работать? На что денег хватает! Подкладочный шёлк, недорогой атлас, двунитка. Но зрителя нужно благородно обмануть! Когда получается, извините, бываю рад! Сценические костюмы вблизи, на вешалках не так эффектны. Сегодня будет возможность наблюдать на дефиле, как они оживают. Правда, Татьяна Ивановна Перевозкина говорит: если танцевать не можешь, за костюмом не спрячешься. Мне посчастливилось побывать в Санкт-Петербурге на выставке костюмов русских императриц. Ни Елизавета, ни Екатерина  никогда повторно платья не надевали. На них работали огромные мастерские. Знаете, что больше всего тронуло? Все узоры – немножко кривые, ведь тогда  не было технологического оборудования. Но от этого они ещё теплее и дороже – в каждый стежок душа вложена. Наши дети обязательно должны знать свою историю. В дальних поездках мы с Татьяной Ивановной, кроме конкурсной программы, стараемся обязательно куда-то сходить. Вот были в Африке: конечно, там хорошо, но… Вернулись в Москву – и повели детей на Соборную площадь, в Успенский собор, в Кремль, чтобы они поняли, какое оно – сердце России. Вспоминаю показ у Юдашкина: он вывел на подиум всю свою команду. Портные, вышивальщицы, гладильщицы, закройщики – человек пятьдесят. Тогда вновь в мире заговорили о золотых русских руках.
– А у Разудалова есть своя команда?
– Есть. Но в отличие от Валентина Юдашкина я вышиваю сам. Вся прелесть в том, что никогда не знаешь, как расцветут рядовые стеклярус и пайетки.

Университеты
– Хотя у меня нет специального образования, сегодня могу за умеренную плату лекции читать по истории костюма, – улыбается Евгений Евгеньевич. – Дома – масса литературы, некоторые, как сборник Аллы Бегуновой, до дыр затёрты. В её потрясающей книге «паспорта» многих эпох: в частности, в военном разделе – какой длины были шашки, каким – обмундирование, ружья, как одевались военные с ХI века вплоть до второй половины ХХ-го. Я сегодня легко могу отличить костюм уральский от костромского или рязанского.  Знаю, что настоящая казачья папаха спереди должна быть пять вершков или 21 сантиметр. Теорию беру за основу, что-то добавляю от себя. Костюм должен играть, это как грим: неяркое лицо на сцене выглядит тускло…
– Применяете ли вы в своих костюмах символику, как, например, в древней Японии цветок лотоса на платье богатой особы?
– Мне кажется, костюмы разных исторических эпох – уже символы, с ними эпохи оживают.  Например, русский женский костюм – обязательно большое количество ткани.
– Свойства ткани влияют на предпочтение? Китайцы, например, превозносили шёлк за его лечебный «характер»…
– В каждой ткани – свой секрет. Самой русской тканью был и остаётся лён. Что интересно: принципы кроя, силуэты были одинаковыми и у простолюдинов, и у знати. Но знать буквально увешивала себя камнями, мехами. Даже в жару носили шубы, и не одну, а три, чтобы показать: а у меня есть! Лён я обожаю, но шить  костюмы из него пока не удавалось – страшно дорого! Как-то мы поехали в челябинский салон «Леди Прима» вместе с отцом одного мальчика из «Аллегро». Я накупил отрезов всякой материи, загрузили всё в машину, пошли ещё по разным лавкам. Вернувшись, машину не обнаружили: 099-ю «благополучно» угнали. Вместе с моим полотняным богатством. Думал, умру от горя.
– Евгений Евгеньевич, ваш стиль одежды отличается от массового...
– Правда? Не замечал. Сегодня жарко, подумал, что же в костюме париться? Вот и надел рубаха на рубаху, мне так удобно. Обожаю различные шарфы,  длинные пальто, поднятые воротники.
– Не ругаете свою команду, если что-то не так?                          
– Бывает, каюсь. Но только для дела! Мы и с заместителем главы района Татьяной Васильевной Власкиной  если и вздорим, только на общий результат, для дела!
– Зная, что вы – убеждённый «собачник», спрошу: как относитесь к одежде для собак?
– Негативно. Собаки от природы совершенны, зачем этот фарс? У моей собаки, когда она росла, было лишь несколько толстовок: доги лысые, чтобы лёгкие не застудить.

Божественная тема
– Над чем сегодня работаете?
– Начал совершенно новую тему для «Проспекта Горняков», очень хочется, чтобы всё получилось. Рабочее название – «Посвящение Аркаиму». Мне страшно интересно: а как выглядели тогда мужчины и женщины? В работе будет много линий: поклонение огню, металлу, женщине… Ведь в Аркаиме царил, по утверждению историков, матриархат.
– Ваше отношение к Богу?
– Конечно, я не верю, что там на облаке сидит дедушка и всеми командует. Я – крещёный, чувствую: что-то есть. За несколько недель до своей смерти мама обратилась ко мне с вопросом: «Я правильно читаю «Отче наш»? Эта молитва есть в репертуаре нашего театра – хочу, чтобы дети прикоснулись к святому…  Для меня эта тема – особая: дед был священником, мама пела в церкви на Невском проспекте. Помню, как однажды услышал отвратительное пение в церкви. Содрогнулся: здесь халтурить нельзя. В светской жизни – как получится, а в храме нельзя, убивает. Коробят и прейскуранты цен. Одним словом, у меня  вопросы не к Богу. К церкви…
– Ваши пристрастия в литературе?
– Обожаю русскую классику: Куприна, Толстого, Чехова, Достоевского…  
– Оценка вашего труда важна?
– Очень. Мне всегда дорого мнение соратников, настроенных на мою волну: Татьяны Власкиной, Татьяны Перевозкиной, Саши Абраменко, Артура Фолленвейдера. А ещё – зрителей. Вот сейчас встреча закончится, и я быстрее побегу – шить свой Аркаим…
После диалога кутюрье с земляками состоялось дефиле костюмов, в которых вытанцовывали воспитанники театра танца «Аллегро» Т.И. Перевозкиной. И правда, костюм играет не на вешалке.

ДОСЬЕ
Свою творческую деятельность Е.Е. Разудалов начал в 1978 году. В 1982-м под его руководством был создан агиттеатр «Красная газета», занимались около 120 человек, театр стал лауреатом областного смотра агитколлективов и Всесоюзного смотра к 40-летию Победы, первым среди агитколлективов лауреатом областной комсомольской премии «Орлёнок».
1997 год, создание команды КВН «На самом деле» на базе горно-строительного техникума. На её основе появился молодёжный театр «Проспект Горняков».
Талант модельера востребован и в других городах, чего только стоит разработка костюма Хозяйки Медной горы на Всероссийском фестивале им. П.П. Бажова!
В 2009 году наш земляк стал участником областной телевизионной передачи «Сделано на Урале». Сегодня коллектив «Проспект Горняков» готовится принять участие в отборочном туре всероссийского фестиваля «Салют Победы» в Екатеринбурге в ноябре.

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
16:34 В Кыштыме состоятся соревнования по морскому бильярду

Все желающие смогут сыграть также в джакколо и шаффлборд

03:59 «Славу» на замок! В Копейске эвакуировали людей из торгово-развлекательного комплекса

В полдень 18 ноября в дежурную часть поступило сообщение о подозрительной сумке, оставленной в женском туалете копейского торгово-развлекательного комплекса «Слава».

04:41 Крыша для здоровья. Новый аптечный склад в Челябинской области ускорит доставку лекарств на село

Оперативность снабжения расположенных в сельской местности аптечных пунктов повысится благодаря открытию в Челябинской области нового аптечного склада. Кроме этого, доставка и хранение лекарств потребуют меньше затрат.

Возврат к списку