Третьего июля Государственной думой принят закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»
Третьего июля Государственной думой принят закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Об этом мы беседуем с председателем комитета по законодательству областного Законодательного собрания, председателем экспертного совета по противодействию коррупции Анатолием БРАГИНЫМ.
– Анатолий Иванович, как на практике осуществляется антикоррупционная экспертиза?
–В нашей области за последние месяцы проведена экспертиза практически всех ранее принятых нормативно-правовых актов. В рассмотренных советом 117 действующих региональных законах никаких возможных коррупционных проявлений не обнаружено. По результатам экспертизы внесены изменения в девять законов и три постановления ЗСО. Кроме того, указано на 20 законов, в которых мы усмотрели факторы, которые могут способствовать коррупции. По ним сейчас ведётся обсуждение совместно с представителями органов исполнительной власти, создана рабочая группа.
– Каким образом можно определить, что тот или иной документ имеет коррупционную направленность?
– Антикоррупционной экспертизе в первую очередь подвергаются нормативно-правовые акты, связанные с управлением имуществом, государственной и муниципальной службой, проведением конкурсов, аукционов, использованием бюджетных средств. Там, где усматривается возможность руководителя, чиновника принимать то или иное решение в зависимости от его волеизъявления. Например, в законе есть такая позиция – «вправе». Должностное лицо вправе принимать положительное решение, вправе и отрицательное. Здесь большое поле для субъективного заключения: обратившемуся могут отказать, причём без всяких на то мотивов.
– Как вы считаете, не присутствуют ли элементы субъективизма в определении факта коррупционной направленности в содержании нормативного акта?
– Думаю, что нет. Разработана методика проведения антикоррупционной экспертизы. Специалисты прошли подготовку на обучающих семинарах в Москве и Челябинске. Теперь утверждён и закон об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов. Приняты региональные документы, в соответствии с которыми мы действуем.
– Кто же в нашей области проводит экспертизу нормативно-правовых актов?
– При Законодательном собрании сформирован экспертный совет в составе 15 человек. Это не только депутаты, сотрудники ЗСО, но и представители прокуратуры, Минюста, Общественной палаты и других объединений и ведомств. Хотелось бы отметить их высокую активность.
– Предположим, в документе или его проекте обнаружена коррупционная направленность. Как с ним поступают?
– Если экспертный совет вынес такой вердикт, то готовятся поправки в этот закон и выносятся на рассмотрение депутатов. В июле на заседании ЗСО таким образом были внесены изменения в девять областных законов. В их числе и закон «О порядке управления имуществом Челябинской области». В этом документе по вопросам заключения договоров аренды, продажи имущества и некоторым другим были определены полномочия, которые давали возможность должностным лицам поступать по их усмотрению. В новой редакции формулировка закона стала более конкретной.
– К выводам экспертного совета можно только прислушаться или принимать за основу при принятии решений?
– На практике не было фактов, чтобы депутаты не согласились с экспертами.
– А как общественность может повлиять на проведение антикоррупционной экспертизы?
– Мы привлекаем представителей общественности в экспертный совет, через них стараемся поддерживать связь с гражданским обществом. Я бы сказал, наши люди довольно активны в борьбе с коррупцией, обращаются в правительство области, к губернатору, называют конкретные факты коррупции, конкретных людей, которые способствуют ей. Так, недавно я давал интервью на эту тему, и через Интернет поступили десятки откликов. Речь в них идет о коррупции в детских садах, где с родителей взимают плату за устройство в дошкольное учреждение их чад. Назывались факты злоупотребления служебным положением сотрудниками ГАИ. Официальная статистика также подтверждает, что у нас не все благополучно. За первое полугодие выявлен 251 случай взяточничества, по ним возбуждены уголовные дела. Рассматриваются также дела по 1300 должностным преступлениям. Это почти в полтора раза больше, чем год назад. Не могу утверждать, хорошо это или плохо. Я противник всякой кампанейщины. Ситуация с коррупцией в России такова, что требует длительной и системной работы.
Кстати
В Челябинской области продолжает работать «горячая линия» по приёму информации о фактах коррупции – 8-800-300-76-00
Эльвира Гизатулина
Поделиться
поделиться:
Все желающие смогут сыграть также в джакколо и шаффлборд
В полдень 18 ноября в дежурную часть поступило сообщение о подозрительной сумке, оставленной в женском туалете копейского торгово-развлекательного комплекса «Слава».
Оперативность снабжения расположенных в сельской местности аптечных пунктов повысится благодаря открытию в Челябинской области нового аптечного склада. Кроме этого, доставка и хранение лекарств потребуют меньше затрат.