Давайте о хлебе насущном. Не случайно в народе говорят, голодный солдат не солдат, голодный работник не работник. А при найме на работу смотрели сначала, как будущий работник ест. Так что еда – это сама жизнь. Одним из фрагментов мозаики истории являются вопросы, как жили простые жители района, чем питались, что готовили.\
\
Как известно, заселяли район переселенцы из разных \
Наши традиции
Бабушкины секреты
Давайте о хлебе насущном. Не случайно в народе говорят, голодный солдат не солдат, голодный работник не работник. А при найме на работу смотрели сначала, как будущий работник ест. Так что еда – это сама жизнь. Одним из фрагментов мозаики истории являются вопросы, как жили простые жители района, чем питались, что готовили.
Как известно, заселяли район переселенцы из разных местностей сначала Российской Империи, а затем Советского Союза. Люди разных национальностей, вероисповеданий, культур. В числе разных поколений переселенцев – русские, татары, башкиры, казахи, украинцы, белорусы, калмыки, мещеряки, мордва, евреи. А территориально разброс еще внушительнее: это Херсонщина, Брянщина, Татарстан, Тула, Воронеж, Курск, Белгород, Вятка, Белоруссия, Башкирия, Казахстан, Тамбов, Средний полярный Урал, Зауралье, Прикамье, Пермь. Придя в район, переселенцы селились не изолированно, а создавали села и поселки, хутора, становясь соседями, односельчанами, друзьями, а затем и родственниками, женя своих сыновей, выдавая замуж своих дочерей. Но приходили они сюда со своими традициями, вкусами, любимыми кушаньями и блюдами, взаимно обогащая кулинарное мастерство. Кроме того, в каждой семье были свои искусницы, готовившие пищу по своим собственным, передающимся рецептам. В одной семье такой борщ, а в другой – другой. В каждой семье свои рецепты приготовления блинов, пельменей, чая, и многих других блюд. Или возьмем бешбармак, о котором сложил оду именно в Варненском районе, в селе Александровке, в доме Дусембая Нурабаевича Сарсенова известный челябинский журналист Михаил Саввич Фонотов в фотоальбоме «Варненские родники», посвященном 165-летию Варны. И кто поспорит со мной, что это блюдо стало сегодня интернациональным, по крайне мере, в Варненском районе? Ведь его готовят периодически в каждом доме района.
Вот поэтому я предлагаю открыть в нашей газете рубрику «Бабушкины секреты» и обращаюсь особенно к женщинам, главным чародейкам кухни, с просьбой поделиться кулинарными семейными секретами и тайнами. Это одновременно и будет Вашим вкладом в мозаику истории Варненского района. А начну с секретов своей бабушки, ныне покойной, Анастасии Ефимовны Шишкиной, потомственной Оренбургской казачки из страницы Ключевской Троицкого уезда.
1. Хлеб. Пекла бабушка один раз в неделю, по воскресеньям, когда дома были дочь и зять – мои мама и папа, так как требовались мужские руки. В глинобитной избенке центральное место занимала огромная (как мне тогда казалось) русская печь. Для приготовления теста применялись собственного производства хмелевые дрожжи, мука помола на мельнице только с каменными жерновами, вода из родника и только каменная соль. Перед началом стряпни бабушка, стоя на коленях, молилась на икону Божьей Матери, а затем, встав с просветленным лицом, говаривала: «Ребята, чтоб в доме сегодня было слышно, как мышка скребется, хлеб не любит суеты, шуму, скандалов». После чего мы с мамой изгонялись либо в огород, либо на речку для стирки белья. Отец начинал дровами топить печь. Тесто замешивалось в деревянном корыте. Печь протоплена, тесто замешано, и бабушка, сформировав каравай (именно так она называла – не булка, не буханка), деревянной лопатой отправляла его в раскаленную печь, и начиналось таинство выпечки хлеба. Караваи получались пышными с золотисто-подгоревшей корочкой, оставаясь всю неделю словно свеже испеченными, необычной вкусноты. Много лет спустя, такой же вкусноты хлеб старался покупать в Алексеевке, где в столовой его часто продавали. Тогда председателем колхоза работал глубоко уважаемый мною Алексей Федорович Нечепуренко.
2. Пельмени. Блюдо это в годы моего детства считалось праздничным. В сталинские времена жили, сами знаете, скудно, и готовились пельмени, когда на семейном подворье вырастал кабан или подрастала овца. А фирменный секрет приготовления пельменей в нашей семье был прост. Мясо не пропускалось через мясорубку, а рубилось металлическим секачом или секирой в березовом корытце, выдолбленном из березового полена. Для меня это было просто наказанием. Сидеть и полдня долбить мясо секачом в этом корытце, причем, рубить так, чтобы корытце не кололось и щепочки не попадали в мясо. А на улице, за забором свист друзей, гики, крики, идет азартная игра в любимую нами в детстве лапту, вот и усиди здесь.
3. Пирожки с маком. Секрет изготовления тоже заключается в подготовке начинки. Брался высушенный мак, выращенный на своём огороде, помещался в чугунную ступку и сиди, колоти чугунным же пестиком, пока зернышки мака не превратятся в маслянистую, однообразную, слипающуюся массу. Угощая такими пирожками, бабушка приговаривала: «Ешьте, ешьте, сегодня спать будете без задних ног».
Сами знаете, когда человек вкусно поест, то он добрее становится. А доброты то нам ох как сейчас не хватает! Для ещё большей заинтересованности давайте обратимся к главе района. Уважаемый Сергей Владимирович, установите приз главы района за лучший, забытый «бабушкин секрет», причем, именно секрет приготовления блюда, традиционного для Варненского района.
Б.В. Овсянников
Поделиться
поделиться:
Все желающие смогут сыграть также в джакколо и шаффлборд
В полдень 18 ноября в дежурную часть поступило сообщение о подозрительной сумке, оставленной в женском туалете копейского торгово-развлекательного комплекса «Слава».
Оперативность снабжения расположенных в сельской местности аптечных пунктов повысится благодаря открытию в Челябинской области нового аптечного склада. Кроме этого, доставка и хранение лекарств потребуют меньше затрат.