Найти своё место в жизни – задача непростая. Каждому из нас хорошо знакомы чувства растерянности, сомнений, которые испытывают выпускники школ, находясь перед выбором. Осознание того, какая профессия нам больше подходит, со временем проявляется отчётливее. Иногда на поиск своего истинного призвания уходят десятилетия, некоторым бывает достаточно и нескольких месяцев, чтобы определиться с выбором.
О том, что когда-нибудь станет учителем, Анна Павловна Сухова и не задумывалась. Она росла обычным ребёнком в обычной семье нязепетровских рабочих.
– Отец был кладовщиком хлебозавода, всё его образование – семь классов, сейчас оно «приравнивается» к современным 9 классам. Ни родители, ни я не задумывались, какую специальность выбрать мне после 10 класса. Жили мы небогато, поэтому дополнительный доход в семье только приветствовался, и я вскоре устроилась работать крановщиком на завод. Параллельно с работой поступила на вечернее отделение техникума, активно занималась общественной работой.
Когда училась в школе, наш класс считался одним из сильных, многие поступили в вузы. Поэтому и у меня возникло желание учиться в высшем учебном заведении.
В 1966 году райком комсомола предложил А.П. Суховой путёвку в Магнитогорский педагогический институт, она поступила на математический факультет. Ежегодно студенты вуза проходили практику в школах. Молодой «практикантке» Анне Павловне «достался» 8 класс. Учить математике ребят переходного возраста было сложно, молодой педагог чуть было не отчаялась. И когда в 1970 году окончила МГПИ, уехала в родной Нязепетровск.
Здесь Анна Павловна устроилась в Школу рабочей молодежи. Как говорит сама: «Была младше по возрасту не только в педагогическом коллективе, но и среди учащихся». Педагог с теплотой вспоминает о своём первом опыте работы: «Мой первый класс, мои ученики… Все были очень дружные, на уроках вели себя «прилежно». По ним было видно, что они пришли сюда действительно за знаниями, не потому что им было сложно учиться в средней школе, а потому что в своё время это было невозможно.
Люди жили так бедно, что родители детям одежду для школы купить не могли».
Став самостоятельной, устроившись на работу, молодежь не «упускала» шанс наверстать упущенное. В ШРМ учились в две смены, классов было несколько, в каждом по 30 человек.
Ученики в классе Анны Павловны были старше учителя, что поначалу вызывало чувство неудобства перед взрослыми и самостоятельными мужчинами и женщинами. Но прошло время и оказалось, что с ними «легко» работать. «Я учила их математике, а они меня жизни: всегда подбадривали, помогали друг другу. А какие там были новогодние праздники!» К их подготовке ученики относились с большой ответственностью.
Как-то раз на уроке химии произошел случай, который молодой педагог запомнила на всю жизнь. Ученица по имени Галя перепутала реагенты, в результате химической реакции произошел «взрыв». Когда картину произошедшего увидела классный руководитель А.П. Сухова, Галя и предметы возле неё были в белом пепле. Все перепугались не на шутку, но всё закончилось благополучно, к счастью, никто не пострадал.
Около 9 лет Анна Павловна работала инспектором в Районо. В ее обязанности входило посещение семинаров, «мастер-классов» учителей. Обмен опыта с коллегами ей пригодился позже. В 1988 г. А.П. Сухова перешла работать в школу и стала заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Педагогический коллектив и особенно «математики» очень помогли ей в новой должности.
Учитель в отличие от многих других профессий имеет такую особенность: он остаётся учителем и после рабочего дня: посвящает много времени для подготовки к урокам, по вечерам проверяет тетради. Он должен знать, чем занимаются ученики после школы: с кем общаются, что делают в свободное время, быть в курсе их планов идти в поход, к примеру.
Вот уже 20 с лишним лет Анна Павловна работает учителем математики в первой школе. И за эти годы заметила, как сильно изменилось общество. Во-первых, самих учеников было в 2 раза больше, чем сейчас (1200 человек против 600 человек). По мнению А.П. Суховой, у детей стало меньше стремления чего-то добиться в будущем. Они объясняют это тем, что теперь «если у тебя есть деньги – можешь учиться, где захочешь, если нет – где получится». Знания добывать стало легче, часами сидеть в библиотеке не придется, в Интернете можно найти что угодно.
На вопрос, должен ли «настоящий» педагог быть строгим, моя собеседница ответила, что необязательно. Себя она строгой не считает, однако ученики на её уроках ведут себя дисциплинированно.
– Никакого секрета у меня нет. Скорее всего предмет обязывает вести себя подобающе. А если кому-то стало очень «смешно», можем недолго посмеяться всем классом, затем продолжить урок. Я не требую, чтобы ребята сидели, как «мумии». Они и сами понимают: проговорили - значит прослушали тему, как результат – соответствующие оценки за работу. Педагог должен любить детей, уважать их, понимать, иногда быть «другом и товарищем», обязательно уметь «держать себя в руках», «справляться» с гневом.
За свой многолетний труд и вклад в развитие образования района А.П. Сухова в 2000 году была удостоена Грамоты Главного управления образования Челябинской области, а в 2002 году – Грамоты Министерства образования Российской Федерации.
Скоро 1 сентября. Традиционно на «линейке» соберутся учителя и ученики. Придут и десятиклассники, которые через два года станут очередным «выпуском» Анны Павловны. Ей хотелось бы, чтобы выпускники не «боялись» выбирать профессию учителя. Ведь несмотря ни на что, дети всегда будут его помнить. А что может быть дороже благодарности твоих учеников?!
Поделиться
поделиться:
Все желающие смогут сыграть также в джакколо и шаффлборд
В полдень 18 ноября в дежурную часть поступило сообщение о подозрительной сумке, оставленной в женском туалете копейского торгово-развлекательного комплекса «Слава».
Оперативность снабжения расположенных в сельской местности аптечных пунктов повысится благодаря открытию в Челябинской области нового аптечного склада. Кроме этого, доставка и хранение лекарств потребуют меньше затрат.